Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
 
Издаётся с 7 ноября 1990 г.
Газета "ТРУДОВОЙ РОССИИ" № 4 (306) 2004 г.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КРЕПОСТЬ НАРОДА

К 160-летию со дня рождения Н.А.Римского-Корсакова

Портретный рисунок Николая Андреевича Римского-Корсакова взят нами с обложки толстого журнала "Музыкальная Академия" №2 9а 1994 год. Какая мощь прячется за высоким лбом типичного русского лица! Сколько огненной страсти во взоре и степенной мудрости в его бороде! Вглядитесь повнимательнее в рисунок, выполненный гением русской живописи В.Серовым, и вы услышите музыку Римского-Корсакова, такую же огненную, мудрую и правдивую.

К сожалению, на сотнях страниц юбилейного, подготовленного к 150 -летию композитора, номера "Музыкальной Академии" уже "постсоветский" читатель не встретил ничего поучительного. Разве что в статьей Ивана Лапшина "Философские мотивы в творчестве Римского-Корсакова" прослеживается попытка объяснить русского гения. "В истории музыки, пишет Иван Лапшин,- есть свои, так сказать, имманентные этому искусству законы развития, и тем не менее, музыкальное творчество находится в постоянном соответствии с господствующими настроениями и идеями своего времени". Далее в альманахе мы встретим подробное описание гносеологического древа рода Римского-Корсакова, истории его любовных увлечений, подробно исследуется духовная музыка композитора, но нет и слова о том, какие же господствующие настроения и идеи обусловили взлет русского гения. Попытаемся хоть как-то восполнить наметившийся пробел.

Николай Андреевич родился в г.Тихвине в семье действительного статского советника и полукрепостной. Отец будущего композитора был уволен с поста губернатора Волынской губернии за благосклонное отношение к репрессированным после восстания 1831 года полякам и ссыльным декабристам.

С ранних лет младший сын Николай впитывал крестьянскую культуру. Народные песни полюбились ему на всю жизнь. Зрелый Римский-Корсаков даст этим песням вторую жизнь в своих произведениях "Снегурочка", "Сказка о царе Салтане". "Садко". "Царская невеста" и других. Отметим, что музыкальное дарование раскрылось не вдруг. В начале Николай пошел по стопам своих родственников - стал моряком. И только серьезные исторические потрясения пробудили в нем музыкальный дар. Поражение России в Крымской войне 1856 г., многочисленные крестьянские восстания разорвали пороховую бочку русского крепостничества, вызвали небывалую общественную активность. Именно на это время приходится формирование кружка музыкантов-непрофессионалов "Могучая кучка". Противопоставляя себя дворцовой элите музыкального искусства, его помпезности и продажности, одаренные музыканты провозгласили свою близость к народному искусству. В этот кружок и пришел Н.А., распрощавшись с флотом после кругосветного плавания в 1865 году. Кроме музыкальной деятельности музыканты читали и обсуждали передовую общественную литературу. Особенно близко Римский - Корсаков сошелся с Модестом Петровичем Мусоргским, который видел смысл искусства в служении народу. По словам Мусоргского, они стремились по-новому показать народ - как великую личность. Что бы ни писал Николай Андреевич, - симфоническую картину, сказочную или историческую оперу, - всюду народ блистал своей силой, красотой и решительностью, жаждой свободы и света. В начале ХХ века, с накалом революционной борьбы, Н.А, беспощадно высмеивает царизм в опере "Кащей бессмертный". А позже "красный педагог" консерватории встал на защиту революционно настроенных студентов, отчисленных за неблагонадежность. В знак протеста композитор уволился, но добился смены реакционного руководства консерватории. На 1-ю Русскую революцию Римский-Корсаков откликнулся оперой "Золотой петушок", предрекавший гибель самодержавия.

К сожалению, Николай Андреевич не дожил до Великой Октябрьской социалистической Революции. Советские люди любили и чтили великого композитора. А сегодня далеко не каждый может позволить себе роскошь сходить в "Большой" или в "Геликон-оперу", где еще можно услышать и увидеть шедевры Римского-Корсакова и других гениев музыкального искусства. С телеэкранов и лазерных дисков на нас днем и ночью обрушивается какофония ритмов, под которые можно судорожно дергаться, а думать - не смей! Такова сегодня главная идея класса у власти. И все же даже бешеный поток потребительского искусства разбивается о неприступную музыкальную крепость русского народа, имя которой Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Андрей Федоров, музыкант, г. Москва

Главная Тема
Газета АКМ
Уроки Истории
Резонанс
Пресс-клуб
Культура
Письма
Сатира
 
Hosted by uCoz