Пролетарии всех стран, соединяйтесь !
ВЫШЕ, ВЫШЕ КРАСНЫЙ ФЛАГ! КЛАССОВЫЙ НЕ ДРЕМЛЕТ ВРАГ! - газета "Молния"
И ты снова доносишь до нас Слово тех, кто не предал свой класс! - газета "Молния"
Издаётся с 7 ноября 1990 г.
Газета "Трудовой России" № 11 (336) июнь 2005 г.

100 ЛЕТ ЦУСИМЕ
14-15 МАЯ 1905 Г.

      14 мая 1905 года с 7 часов утра стали показываться с правой стороны японские крейсера, а затем постепенно и с левой. В 11 часов 15 минут подходили 4 крейсера японских на расстояние 51 кабельтова с левой стороны. В 11 часов 31 минуту наш крейсер “Аврора” открыл огонь (недолёты). В 11 часов 38 минут японские крейсера удалились. В 1 час 20 минут пополудни противоборствующие флоты сошлись, наконец, на расстоянии прямой видимости.

      Вице-адмирал З.П.Рожественский вёл свои главные силы в порядке двух параллельных колонн, из которых правая – 1-й броненосный отряд, состоявший из 4 новейших эскадренных броненосцев типа “Бородино”,— была продвинута несколько вперёд и образовывала характерный “уступ”. Командующий Соединённым флотом адмирал Хейхатиро Того держал курс “чистый вест”, и его “Микаса” фиксировался русскими наблюдателями почти на правом крамболе...

      В палубах “Суворова” протяжно запели горны: боевая тревога! Почти одновременно на фалах “Микасы” расправился по ветру набранный заранее сигнал: “От исхода боя зависит судьба Империи. Надеюсь, что каждый честно исполнит свой долг”.

      А дальше произошло следующее. В 1 час 25 минут или около того “Микаса” вдруг энергично прибавил ход и повёл свою эскадру на пересечку курса русской эскадры... По сигналу Рожественского правая колонна броненосцев тоже прибавила ход и начала выдвигаться вперёд “Осляби”, дабы составить со 2-м и 3-м отрядами единую боевую линию... А пока “Суворов” и его “систершипы” совершали свой медленный обгон, “Микаса” ещё круче склонился к зюйду, и противники оказались почти на встречных курсах, имея друг друга в левых носовых четвертях и стремительно сокращая дистанцию... В 1 час 49 минут пополудни, когда “Микаса” только-только закончил поворот и находился, по свидетельству Рожественского, “менее одного румба впереди траверза” русского флагмана, левая носовая шестидюймовка броненосца “Князь Суворов” отдала пристрелочный выстрел. Затем подал голос “Александр”, за ним – “Бородино”, и вот уже вода вокруг “Микасы” взлетела сплошной неопадающей стеной... В 1 час 50 минут пополудни скомандовал перестроение – вновь в строй одной кильватерной колонны. Десятью минутами позже раздельно маневрировавшие, но шедшие один за другим с небольшим разрывом отряды Того и Камимуры, дойдя примерно до траверза головы русской колонны, начали поворот “последовательно” влево почти на обратный курс, находясь менее чем в 50 кабельтовых от русской эскадры. Действительно этот маневр выглядит очень рискованным, зато японцы выходили в голову русской эскадры, охватывая её справа.

      Первый выстрел был сделан с “Суворова” в 14.08 по местному времени. Дальнейшие события боя удобно отсчитывать от этого момента, приняв его за “нулевую точку”.

      Через две минуты после начала боя открыли огонь японцы. К этому моменту на новый курс легли только “Микаса” и “Сикисима”. Начальным минутам боя не зря уделено столько места: именно в эти мгновения и русские, и японские корабли получили большое количество попаданий. Кроме того, именно в первые полчаса боя была по сути решена участь флагманов 1-го и 2-го броненосных отрядов 2-й Тихоокеанской эскадры – “Суворова” и “Осляби”. Уже через 10 минут после открытия огня “Ослябя” получил первые значительные повреждения, а через 40 минут на нём был сильный пожар. Примерно в это же время был тяжело ранен Рожественский, а через 50 минут после начала боя “Суворов” покинул строй. Через час после первого выстрела “Ослябя” пошёл ко дну, и стало ясно, что русской эскадре уже никакими силами не удастся выиграть это сражение. Дальнейший ход битвы состоял из серии попыток русской эскадры скрыться в тумане и дыму.

      Подробно разбирать тактику боя после завершения первого его часа не имеет смысла: маневры русской эскадры были, как правило, осмысленны, но при этом совершенно бесцельны. Японцы же с завидным упорством “подлаживались” под них, всё время сохраняя выгодное тактическое положение охвата головы неприятельской колонны. Обе стороны сделали всё, что могли. Только большое превосходство в скорости позволило Того выполнить свою задачу так, как он её понимал. Поведение русского командующего в начальной стадии боя безусловно вызывает ряд вопросов, но принимавшиеся им тактические решения ни в коей мере нельзя считать предосудительными. Даже оставшись без управления, 2-я Тихоокеанская не лишилась “разума”: просто из такого положения не существовало реального выхода. Недостатки тактического положения не мешали русским броненосцам поддерживать непрерывный огонь до самого последнего момента. Поэтому критики несчастной эскадры, расправившись с её “некомпетентным командующим”, обычно переходят к “неэффективности русской артиллерии”.

      Действительно, с лёгкой руки “критиков самодержавия” история Цусимы подаётся всегда в исключительно мрачном и сугубо обвинительном духе. На “скамье подсудимых”, в зависимости от направлений мысли авторов, а иногда и “социального заказа”, побывали все: и государственное руководство России, и командующий эскадрой, и его офицеры, в особенности артиллеристы, и неодушевлённые участники Цусимы – русские орудия, снаряды и корабли. Попробуем последовательно рассмотреть все те многочисленные “причины”, действительные и мнимые, которые привели русскую эскадру на дно Корейского пролива – после почти кругосветного многомесячного перехода. “Кто в море не бывал, то горя не видал” – это не случайная присказка мореходов и знающих море людей. Руководство эскадрой много сделало для успешного похода русской эскадры к берегам Японии. В Цусимском бою Рожественский прокомандовал немногим более часа, получив несколько серьёзных ранений, в полубессознательном состоянии был переведён с флагманского броненосца “Суворов” сначала на миноносец “Буйный”, затем на “Бедовый”, который сдался утром 15 мая 1905 года у острова Дажелет. Привести 38 боевых вымпелов, практически сохранив их боеготовность, стоило немалого труда руководству эскадры. Нужно отметить, что при этом в походе скончался Младший флагман, командир 2-го броненосного отряда контр-адмирал Д.Г.Фелькерзам, о чём японцы не знали. Так что такой длительный переход тоже потребовал мужества и отваги моряков русского флота. В пути велись ремонтно-эксплуатационные работы, а японская эскадра, ничем не утруждённая, находилась у себя дома. Обречённость похода эскадры Рожественского совершенно очевидна. Эскадра вышла из Либавы 2 октября 1904 года на помощь 1-й Тихоокеанской эскадре, когда Порт-Артур ещё оборонялся, но, пока эскадра шла, крепость Порт-Артур была сдана японцам, корабли 1-й эскадры были затоплены, и стратегическое положение русских военно-морских сил на Дальнем Востоке стало безнадёжным. Правительство и военно-морское командование России попало в своеобразное положение, именуемое в шахматах “цугцванг” – вынужденная последовательность ходов. Действительно, отозвать 2-ю Тихоокеанскую эскадру с половины пути означало не только признать свою военную слабость, но и потерпеть крупное политическое поражение, а главное – полностью отказаться от попытки быстро выиграть войну, перерезав коммуникации Японии с Кореей. Но и продолжение похода столь же последовательно вело к проигрышу. Попытки “обойти” японские силы, минуя Корейский пролив незамеченными, у столь большой и медлительной эскадры вдоль всего побережья Японии практически не было. Походы Владивостокского крейсерского отряда показывают, насколько интенсивным было судоходство у её восточного побережья. Слишком малая крейсерская скорость русской эскадры обрекала её на перехват японцами задолго до Владивостока. Крейсерская скорость кораблей Рожественского – 8-9 узлов, японского Объединённого флота – не менее 10-12 узлов. Если стратегические неудачи похода 2-й Тихоокеанской эскадры обычно списываются на бесформенную плохо работающую “военную и политическую машину царизма”, то ответственность за тактическое решение Цусимского боя безусловно несёт командующий русской эскадрой – вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский. Упрёков в его адрес более чем достаточно.

      Если их кратко суммировать, то можно выделить следующие основные направления “возможной причины” тактического поражения русской эскадры:

      1. Рожественский выбрал неправельное время прохода через Корейский пролив, поскольку в самом узком его месте русская эскадра оказалась в середине дня; критикуется также его приказ “не мешать японским радиопереговорам”.

      2. Он избрал для построения эскадры крайне негибкий и неповоротливый строй единой кильватерной колонны, не выделив в отдельный отряд 4 новейших броненосца и “Ослябю”.

      3. Распоряжения Рожественского на бой минимальны. Он полностью сковал активность младших флагманов и никого не посвятил в свои планы – после выхода из строя “Суворова” и ранения командующего русская эскадра не управлялась.

      4. Русский командующий упустил решающий момент в самой завязке боя, не “бросившись” на сдвоенный строй японских кораблей при рискованном повороте Того и вообще вёл себя крайне пассивно.

      Наиболее серьёзные разногласия существуют в оценке тактического положения и маневрирования флотов противников в первые минуты Цусимского боя. По мнению одних историков, Того сам поставил себя в безнадёжное положение, причём в результате хитроумного “обмана” Рожественского, которому только оставалось протянуть руку и сорвать плоды победы. Другие же яростно критикуют русского адмирала за ненужные перестроения в критический момент начала сражения. Чтобы вынести верное решение, нужно провести большие исследования Цусимского боя, в нём много ещё неизвестного.

      Артиллерия – основа боя на всех флотах во все времена – обеспчивала победу в сражениях начала XX века. Русскую корабельную артиллерию обвиняли в нескольких “грехах”: малом весе снаряда, недостаточной скорострельности и т. п. При этом зачастую вместо аргументов выступают эмоции. Да, действительно легче, но не намного: от 1 до 15% от веса японского снаряда в зависимости от калибра орудия. Русский 12-дюймовый снаряд весил 331 кг, а японский – 386,5 кг, но начальная скорость полёта русского снаряда 793 м/с, а японского – 732 м/с.

      Отчёты японских специалистов скрупулёзно описывают каждое попадание в свои корабли, с указанием калибра снаряда и нанесённых им повреждений, так что не все русские снаряды летели “в молоко”.

      Итог впечатляет: броненосцы и крейсера Того и Камимуры получили не менее 45 тяжёлых снарядов (от 8 дюймов и более), помимо 50 шестидюймовых и такого же количества трёхдюймовых. Так что попадания были. Остаётся предположение о неэффективности русских боеприпасов, но ведь и у японской эскадры тоже были артиллерийские дефекты. Но за 5 часов практически непрерывного огня – и только один потопленный корабль – “Ослябя”, Того был недоволен боем своей эскадры. Но наступила “точка поворота”. За полчаса с 7 до 7.30 вечера пошли ко дну “Александр” и “Бородино” – два новейших русских броненосца. 15 мая, наутро, японская эскадра добила русские корабли. Итак: “Суворов” вышел из строя в 14.30, а в 19.30 затонул после 3 торпед. “Александр III” от артогня в 19.07 опрокинулся и затонул со всем экипажем. “Бородино” – опрокинулся и затонул со всем экипажем в 19.16, спасся 1 матрос. “Орёл” – сдался японцам 15 мая 1905 г. Реконструирован, назван “Ивами”. “Ослябя” – погиб в 14.45 из-за пробоин, погибло 515 человек.

      По-разному сложилась судьба в бою у кораблей русской эскадры, могу сказать одно, русские матросы и офицеры с честью и отвагой выполняли свой долг в бою.

      Жестокий бой выдержал последний из продолжавших сражаться русских кораблей – устаревший крейсер “Дмитрий Донской”. Он один вёл бой с 6 японскими крейсерами и 3 миноносцами вечером 15 мая 1905 года. Затоплен экипажем утром 16 мая у острова Дажелет в точке с координатами 37°30 с.ш., 130°57 в.д. Последним из погибших в Цусиме кораблей командовал капитан I ранга Лебедев Иван Николаевич.

      Лично я приравниваю подвиг матросов и офицеров крейсера “Дмитрий Донской” к подвигу, совершённому крейсером “Варяг”, и прошу Главморштаб ВМФ России увековечить его памятником.

Борис Дурнев,
гидрограф,
коммунист с 1957 г.

Копирование материалов разрешается только с ссылкой на источник (www.trudoros.narod.ru)

ВСЕ НОМЕРА
ОГЛАВЛЕНИЕ

Главная Тема
"ТРУДОВАЯ РОССИЯ" ИНФОРМИРУЕТ
Газета АКМ - №88
Пресс-Клуб
Сатира
Hosted by uCoz