100 ЛЕТ ЦУСИМЕ
14-15 МАЯ 1905 Г.
14
мая 1905 года с 7 часов утра стали показываться с правой стороны японские
крейсера, а затем постепенно и с левой. В 11 часов 15 минут подходили
4 крейсера японских на расстояние 51 кабельтова с левой стороны. В 11
часов 31 минуту наш крейсер “Аврора” открыл огонь (недолёты). В 11 часов
38 минут японские крейсера удалились. В 1 час 20 минут пополудни противоборствующие
флоты сошлись, наконец, на расстоянии прямой видимости.
Вице-адмирал
З.П.Рожественский вёл свои главные силы в порядке двух параллельных колонн,
из которых правая – 1-й броненосный отряд, состоявший из 4 новейших эскадренных
броненосцев типа “Бородино”,— была продвинута несколько вперёд и образовывала
характерный “уступ”. Командующий Соединённым флотом адмирал Хейхатиро
Того держал курс “чистый вест”, и его “Микаса” фиксировался русскими наблюдателями
почти на правом крамболе...
В
палубах “Суворова” протяжно запели горны: боевая тревога! Почти одновременно
на фалах “Микасы” расправился по ветру набранный заранее сигнал: “От исхода
боя зависит судьба Империи. Надеюсь, что каждый честно исполнит свой долг”.
А
дальше произошло следующее. В 1 час 25 минут или около того “Микаса” вдруг
энергично прибавил ход и повёл свою эскадру на пересечку курса русской
эскадры... По сигналу Рожественского правая колонна броненосцев тоже прибавила
ход и начала выдвигаться вперёд “Осляби”, дабы составить со 2-м и 3-м
отрядами единую боевую линию... А пока “Суворов” и его “систершипы” совершали
свой медленный обгон, “Микаса” ещё круче склонился к зюйду, и противники
оказались почти на встречных курсах, имея друг друга в левых носовых четвертях
и стремительно сокращая дистанцию... В 1 час 49 минут пополудни, когда
“Микаса” только-только закончил поворот и находился, по свидетельству
Рожественского, “менее одного румба впереди траверза” русского флагмана,
левая носовая шестидюймовка броненосца “Князь Суворов” отдала пристрелочный
выстрел. Затем подал голос “Александр”, за ним – “Бородино”, и вот уже
вода вокруг “Микасы” взлетела сплошной неопадающей стеной... В 1 час 50
минут пополудни скомандовал перестроение – вновь в строй одной кильватерной
колонны. Десятью минутами позже раздельно маневрировавшие, но шедшие один
за другим с небольшим разрывом отряды Того и Камимуры, дойдя примерно
до траверза головы русской колонны, начали поворот “последовательно” влево
почти на обратный курс, находясь менее чем в 50 кабельтовых от русской
эскадры. Действительно этот маневр выглядит очень рискованным, зато японцы
выходили в голову русской эскадры, охватывая её справа.
Первый
выстрел был сделан с “Суворова” в 14.08 по местному времени. Дальнейшие
события боя удобно отсчитывать от этого момента, приняв его за “нулевую
точку”.
Через
две минуты после начала боя открыли огонь японцы. К этому моменту на новый
курс легли только “Микаса” и “Сикисима”. Начальным минутам боя не зря
уделено столько места: именно в эти мгновения и русские, и японские корабли
получили большое количество попаданий. Кроме того, именно в первые полчаса
боя была по сути решена участь флагманов 1-го и 2-го броненосных отрядов
2-й Тихоокеанской эскадры – “Суворова” и “Осляби”. Уже через 10 минут
после открытия огня “Ослябя” получил первые значительные повреждения,
а через 40 минут на нём был сильный пожар. Примерно в это же время был
тяжело ранен Рожественский, а через 50 минут после начала боя “Суворов”
покинул строй. Через час после первого выстрела “Ослябя” пошёл ко дну,
и стало ясно, что русской эскадре уже никакими силами не удастся выиграть
это сражение. Дальнейший ход битвы состоял из серии попыток русской эскадры
скрыться в тумане и дыму.
Подробно
разбирать тактику боя после завершения первого его часа не имеет смысла:
маневры русской эскадры были, как правило, осмысленны, но при этом совершенно
бесцельны. Японцы же с завидным упорством “подлаживались” под них, всё
время сохраняя выгодное тактическое положение охвата головы неприятельской
колонны. Обе стороны сделали всё, что могли. Только большое превосходство
в скорости позволило Того выполнить свою задачу так, как он её понимал.
Поведение русского командующего в начальной стадии боя безусловно вызывает
ряд вопросов, но принимавшиеся им тактические решения ни в коей мере нельзя
считать предосудительными. Даже оставшись без управления, 2-я Тихоокеанская
не лишилась “разума”: просто из такого положения не существовало реального
выхода. Недостатки тактического положения не мешали русским броненосцам
поддерживать непрерывный огонь до самого последнего момента. Поэтому критики
несчастной эскадры, расправившись с её “некомпетентным командующим”, обычно
переходят к “неэффективности русской артиллерии”.
Действительно,
с лёгкой руки “критиков самодержавия” история Цусимы подаётся всегда в
исключительно мрачном и сугубо обвинительном духе. На “скамье подсудимых”,
в зависимости от направлений мысли авторов, а иногда и “социального заказа”,
побывали все: и государственное руководство России, и командующий эскадрой,
и его офицеры, в особенности артиллеристы, и неодушевлённые участники
Цусимы – русские орудия, снаряды и корабли. Попробуем последовательно
рассмотреть все те многочисленные “причины”, действительные и мнимые,
которые привели русскую эскадру на дно Корейского пролива – после почти
кругосветного многомесячного перехода. “Кто в море не бывал, то горя не
видал” – это не случайная присказка мореходов и знающих море людей. Руководство
эскадрой много сделало для успешного похода русской эскадры к берегам
Японии. В Цусимском бою Рожественский прокомандовал немногим более часа,
получив несколько серьёзных ранений, в полубессознательном состоянии был
переведён с флагманского броненосца “Суворов” сначала на миноносец “Буйный”,
затем на “Бедовый”, который сдался утром 15 мая 1905 года у острова Дажелет.
Привести 38 боевых вымпелов, практически сохранив их боеготовность, стоило
немалого труда руководству эскадры. Нужно отметить, что при этом в походе
скончался Младший флагман, командир 2-го броненосного отряда контр-адмирал
Д.Г.Фелькерзам, о чём японцы не знали. Так что такой длительный переход
тоже потребовал мужества и отваги моряков русского флота. В пути велись
ремонтно-эксплуатационные работы, а японская эскадра, ничем не утруждённая,
находилась у себя дома. Обречённость похода эскадры Рожественского совершенно
очевидна. Эскадра вышла из Либавы 2 октября 1904 года на помощь 1-й Тихоокеанской
эскадре, когда Порт-Артур ещё оборонялся, но, пока эскадра шла, крепость
Порт-Артур была сдана японцам, корабли 1-й эскадры были затоплены, и стратегическое
положение русских военно-морских сил на Дальнем Востоке стало безнадёжным.
Правительство и военно-морское командование России попало в своеобразное
положение, именуемое в шахматах “цугцванг” – вынужденная последовательность
ходов. Действительно, отозвать 2-ю Тихоокеанскую эскадру с половины пути
означало не только признать свою военную слабость, но и потерпеть крупное
политическое поражение, а главное – полностью отказаться от попытки быстро
выиграть войну, перерезав коммуникации Японии с Кореей. Но и продолжение
похода столь же последовательно вело к проигрышу. Попытки “обойти” японские
силы, минуя Корейский пролив незамеченными, у столь большой и медлительной
эскадры вдоль всего побережья Японии практически не было. Походы Владивостокского
крейсерского отряда показывают, насколько интенсивным было судоходство
у её восточного побережья. Слишком малая крейсерская скорость русской
эскадры обрекала её на перехват японцами задолго до Владивостока. Крейсерская
скорость кораблей Рожественского – 8-9 узлов, японского Объединённого
флота – не менее 10-12 узлов. Если стратегические неудачи похода 2-й Тихоокеанской
эскадры обычно списываются на бесформенную плохо работающую “военную и
политическую машину царизма”, то ответственность за тактическое решение
Цусимского боя безусловно несёт командующий русской эскадрой – вице-адмирал
Зиновий Петрович Рожественский. Упрёков в его адрес более чем достаточно.
Если
их кратко суммировать, то можно выделить следующие основные направления
“возможной причины” тактического поражения русской эскадры:
1.
Рожественский выбрал неправельное время прохода через Корейский
пролив, поскольку в самом узком его месте русская эскадра оказалась в
середине дня; критикуется также его приказ “не мешать японским радиопереговорам”.
2.
Он избрал для построения эскадры крайне негибкий и неповоротливый
строй единой кильватерной колонны, не выделив в отдельный отряд 4 новейших
броненосца и “Ослябю”.
3.
Распоряжения Рожественского на бой минимальны. Он полностью
сковал активность младших флагманов и никого не посвятил в свои планы
– после выхода из строя “Суворова” и ранения командующего русская эскадра
не управлялась.
4.
Русский командующий упустил решающий момент в самой завязке боя,
не “бросившись” на сдвоенный строй японских кораблей при рискованном повороте
Того и вообще вёл себя крайне пассивно.
Наиболее
серьёзные разногласия существуют в оценке тактического положения и маневрирования
флотов противников в первые минуты Цусимского боя. По мнению одних историков,
Того сам поставил себя в безнадёжное положение, причём в результате хитроумного
“обмана” Рожественского, которому только оставалось протянуть руку и сорвать
плоды победы. Другие же яростно критикуют русского адмирала за ненужные
перестроения в критический момент начала сражения. Чтобы вынести верное
решение, нужно провести большие исследования Цусимского боя, в нём много
ещё неизвестного.
Артиллерия
– основа боя на всех флотах во все времена – обеспчивала победу в сражениях
начала XX века. Русскую корабельную артиллерию обвиняли в нескольких “грехах”:
малом весе снаряда, недостаточной скорострельности и т. п. При этом зачастую
вместо аргументов выступают эмоции. Да, действительно легче, но не намного:
от 1 до 15% от веса японского снаряда в зависимости от калибра орудия.
Русский 12-дюймовый снаряд весил 331 кг, а японский – 386,5 кг, но начальная
скорость полёта русского снаряда 793 м/с, а японского – 732 м/с.
Отчёты
японских специалистов скрупулёзно описывают каждое попадание в свои корабли,
с указанием калибра снаряда и нанесённых им повреждений, так что не все
русские снаряды летели “в молоко”.
Итог
впечатляет: броненосцы и крейсера Того и Камимуры получили не менее 45
тяжёлых снарядов (от 8 дюймов и более), помимо 50 шестидюймовых и такого
же количества трёхдюймовых. Так что попадания были. Остаётся предположение
о неэффективности русских боеприпасов, но ведь и у японской эскадры тоже
были артиллерийские дефекты. Но за 5 часов практически непрерывного огня
– и только один потопленный корабль – “Ослябя”, Того был недоволен боем
своей эскадры. Но наступила “точка поворота”. За полчаса с 7 до 7.30 вечера
пошли ко дну “Александр” и “Бородино” – два новейших русских броненосца.
15 мая, наутро, японская эскадра добила русские корабли. Итак: “Суворов”
вышел из строя в 14.30, а в 19.30 затонул после 3 торпед. “Александр III”
от артогня в 19.07 опрокинулся и затонул со всем экипажем. “Бородино”
– опрокинулся и затонул со всем экипажем в 19.16, спасся 1 матрос. “Орёл”
– сдался японцам 15 мая 1905 г. Реконструирован, назван “Ивами”. “Ослябя”
– погиб в 14.45 из-за пробоин, погибло 515 человек.
По-разному
сложилась судьба в бою у кораблей русской эскадры, могу сказать одно,
русские матросы и офицеры с честью и отвагой выполняли свой долг в бою.
Жестокий
бой выдержал последний из продолжавших сражаться русских кораблей – устаревший
крейсер “Дмитрий Донской”. Он один вёл бой с 6 японскими крейсерами и
3 миноносцами вечером 15 мая 1905 года. Затоплен экипажем утром 16 мая
у острова Дажелет в точке с координатами 37°30 с.ш., 130°57 в.д. Последним
из погибших в Цусиме кораблей командовал капитан I ранга Лебедев Иван
Николаевич.
Лично
я приравниваю подвиг матросов и офицеров крейсера “Дмитрий Донской” к
подвигу, совершённому крейсером “Варяг”, и прошу Главморштаб ВМФ России
увековечить его памятником.
Борис Дурнев,
гидрограф,
коммунист с 1957 г.
Копирование материалов разрешается только с ссылкой на источник (www.trudoros.narod.ru)
|
ВСЕ НОМЕРА
ОГЛАВЛЕНИЕ
|