Пролетарии всех стран, соединяйтесь !
|
|
|
|
|
|
ПОХИЩЕНИЕ ТИРАНОБОРЦЕВПохоже, что одной из самых трагических страниц в истории отечественной культуры после слома социализма в СССР может стать судьба шедевра советского монументального искусства – скульптурной композиции работы Веры Мухиной “Рабочий и колхозница”. Созданное для архитектурного завершения советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. и ставшее всемирно известным символом Страны Советов, ныне творение Мухиной рискует попросту сгнить на одном из московских складов, дожидаясь уже длительное время обещанной московскими властями реставрации.АНТИУТОПИЯ В ДЕЙСТВИИСловно осуществляя многочисленные предсказания фантастов, предвидевших “преображение” постсоветской Москвы в условиях торжества “победившего свободного рынка”, столичные власти всерьез принялись изменять архитектурный вид еще совсем недавно “самого прекрасного города земли”. Если вспомнить предсказания упивавшихся пошлой антисоветчиной графоманов, то Москва будущего – это гигантский, наподобие Лас-Вегаса, напичканный “Макдоналдсами”, игорными домами, банками и казино, абсолютно космополитичный организм, в котором не осталось и намека на русскую национальную культуру. Особое место в подобных повествованиях, как правило, отводится описанию незавидной судьбы реликтов “советской империи” или “Красной Атлантиды”. Полуразбитые истуканы монументов вождей, разбитые скульптуры советских пионеров и – непременно – все тот же пресловутый “Макдоналдс”, как символ всемирной глобализации с центром в США, в самом сердце Красной площади на месте Мавзолея В.И. Ленина… Осуществляя грандиозную по своим масштабам антиутопию, московские власти сделали уже достаточно. Была демонтирована гостиница “Москва”, созданная выдающимся архитектором Щусевым, основной недостаток которой заключался в отсутствии сверхсовременной подземной автостоянки для именитых посетителей. Была по сути ликвидирована Манежная площадь, превращенная в многоярусный торговый комплекс. Причем, сами московские власти были вынуждены открыто сказать о негативных последствиях данного строительства, отразившегося на близлежащих памятниках архитектуры. Добавим к этому загадочный пожар здания Манежа весной 2003 г., сразу после которого те же инвесторы, что прежде предлагали реконструировать Манеж, фактически построили здание заново, дополнив его всеми современными “удобствами” (включая подземный гараж). Не удивительно, что в конце концов добрались и до “Рабочего и колхозницы”. Напомним, что злобные вылазки демократов против выдающейся советской скульптурной композиции предпринимались неоднократно. Самой известной в этом ряду стала акция, осуществленная одной из московских строительных фирм, натянувшая на величественный монумент Мухиной “спецодежду” в виде российского триколора. Теперь же, под предлогом “обветшалости” конструкции монумента, не реставрировавшегося со времен Сталина, скульптуру было решено демонтировать. Нашелся и автор “проекта” реставрационных работ – некто скульптор Церковников. Согласно проекту, монумент советскому рабочему классу решено “осовременить” торговым комплексом, который после реконструкции разместится в постаменте скульптуры. С этой целью Церковников предложил увеличить пьедестал до катастрофических размеров. Как сказал незадачливый скульптор в интервью газете “Комсомольская правда” (ноябрь, декабрь 2005 г.), за счет увеличения размеров постамента скульптурную группу Мухиной можно будет увидеть даже в районе Рижского вокзала, а знаменитое колесо обозрения будет парить у ног монумента. Таким образом, полагает Церковников, вернется и историческая справедливость: раз скульптурная группа создавалась для советского павильона на Всемирной парижской выставке, то не будет ничего страшного, если и теперь скульптура послужит “завлекаловом” для посетителей очередного торгового комплекса. Благо, что территория бывшей Выставки Достижений Народного Хозяйства СССР, переименованной “демократами” в ВВЦ (Всероссийский выставочный центр), уже давно превращена в банальный рынок, куда москвичи и гости столицы приходят не для того, чтобы полюбоваться на фонтан “Дружбы народов”, павильоном космонавтики или иными достижениями державы. Им на смену пришли иные ценности и иные достижения: импортные магнитофоны, обилие различных сортов пива и шаурмы. ЛОМАТЬ – НЕ СТРОИТЬДемонтируя монумент, москвичам было обещано, что на свое место композиция Мухиной вернется не позже мая 2005 г. Однако, как и следовало ожидать, возникли финансовые затруднения. Единственными средствами массовой информации, обратившимися к судьбе “Рабочего и колхозницы” стали газета “Комсомольская правда” и программа “Русский взгляд” на столичном канале ТВЦ. Но если “Комсомолка” с аншлагом сообщила читателям, что после расследования газеты деньги на продолжение реставрационных работ все-таки нашлись, а потому ограничилась публикацией интервью скульптора Церковникова, то журналисты программы “Русский взгляд” были более последовательны. Не ограничиваясь общением с авторами проекта реставрации скульптуры, журналисты проникли-таки на склад, куда после демонтажа монумент был доставлен в разобранном виде. Оказалось, что распиленная Церковниковым “по особой технологии” скульптура продолжает пребывать нетронутой без каких-либо видимых следов реставрационных работ. Более того, выяснился также поразительный факт: грандиозная скульптура была в прямом смысле распилена на составные части без малейшего представления о том, каким образом она будет воссоздана в натуральную величину. Дело в том, что сборкой монумента руководила лично В.И.Мухина; каждый из блоков статуи создавался по особому проекту, а потому весь этот процесс имеет массу сложностей, которые, вероятно, Вера Игнатьевна унесла с собой. О чем думали столичные архитекторы, выносившие решение о разборке монумента (и выносилось ли это решение вообще?!), нам не известно. Однако не успели отреставрировать одно творение Мухиной, как в начале декабря прошлого 2005 года на площади Белорусского вокзала был демонтирован другой памятник работы этого же советского скульптора – Максиму Горькому. По сообщениям газеты “АиФ-Москва” (приложение к еженедельнику “Аргументы и Факты”) № 51 (649) за декабрь 2005 г., на освобожденном от памятника М. Горькому месте будет построен торговый комплекс, автомобильная развязка и парковка. Конечно, власти пообещали вернуть монумент после окончания строительства, но, возможно, что за время стройки про него попросту “забудут”. Тем более что и место для “временной дислокации” этого памятника выбрали не случайно: галерея репрессированных памятников на Крымском валу. Туда после августа 1991 были перевезены незаконно снятые памятники Ф.Э. Дзержинскому (скульптор Е.Вучетич), Я.М. Свердлову (скульптор Л.Кербель). Там же находится памятник генералиссимусу И.В. Сталину работы скульптора С.Меркурова. С предложением установить его в центре Москвы у могилы неизвестного Советского солдата “Трудовая Россия” обратилась к общественности в мае прошлого года и продолжает сбор подписей в поддержку данной инициативы по сей день. ЗАВОЕВАТЕЛИ ЕВРОПЫВ принципе, “демократам” есть за что ненавидеть бессмертное творение Веры Мухиной. Как ни обещали идеологи “нового политического мышлении” и апологеты рыночных отношений в России расцвет индивида в условиях стихии “свободного рынка”, современные мастера культуры навряд ли смогут похвастаться хоть сколь-нибудь значимыми результатами в области архитектуры, литературы, кино, достигнутыми за последнее десятилетие. Конечно, шемякинские мутанты, из числа которых – карикатурный образ Петра Первого в Петропавловской крепости или другой Петр на Москве-реке, работы Церетели, по наблюдению острословов странно напоминающий Кису Воробьянинова в бегудях из “Двенадцати стульев” Ильфа и Петрова, — это тоже достижения. И достижения весьма симптоматичные. Ибо пока подлинные творения выдающихся советских скульпторов беспардонно свезены на “кладбище памятников” на Крымский вал подальше от глаз людских, — в это время лучшие выставочные залы столицы и опустевшие после низвержения советских монументов площади отдаются новоявленной “элите” – эмигранту Шемякину, космополиту Церетели, монархисту Клыкову. Какая уж тут Мухина! Какое раскрепощение личности, свобода искусства?! “Рабочий и колхозница” Мухиной стали не просто символом нового искусства, рожденного на родине первой на планете социалистической революции, овладевавшей в тридцатых годах прошлого века умами лучших людей Европы. В могучих волевых фигурах рабочего и колхозницы нашли свое отражение и грандиозный исторический порыв рабочего класса на одной шестой части суши, и то, что иностранцы назовут “русским экономическим чудом”, и величайшая идея освобождения труда, реализация которой знаменовала собой начало подлинной истории человечества – без социального неравенства, без подавления личности, без какого бы то ни было насилия вообще. Сама идея монумента появилась не случайно. Как уже упоминалось, идея создания “Рабочего и колхозницы” пришла Мухиной во время работы над архитектурным оформлением советского павильона на Всемирной выставке в Париже, проходившей весной—зимой 1937 года. Разгоралась гражданская война в Испании. До начала решающего противостояния двух общественно-политических систем старого и нового мира оставалось четыре года. В этих условиях особый интерес был прикован к пока что мирному противостоянию СССР и Германии на Всемирной выставке. После того, как советский архитектор Борис Иофан (автор знаменитого проекта Дворца Советов), спроектировал советский павильон в виде многоступенчатой устремленной ввысь конструкции, украшенной барельефами гербов советских республик, встал вопрос о том, какой скульптурой следует его увенчать. В то время как фашистская Германия водрузила на свой павильон тяжеловесного “имперского” орла Третьего рейха, в мастерской Веры Мухиной родился потрясающий по своему напряжению и динамизму проект. Две равновеликие фигуры рабочего и колхозницы, как бы порывающиеся вперед, уходили своими корнями в античную традицию и перекликались с композицией V в. до н.э. “Тираноборцы”. Примечательно, что на протяжении всех строительных работ по возведению гигантской статуи “Рабочего и колхозницы” советский павильон был взят под охрану рабочими и дружески настроенными к Советскому Союзу эмигрантами: при сборке монумента была сделана попытка повредить строительный кран, что поставило работу Мухиной под угрозу разрушения. Как справедливо пишет кандидат исторических наук Александр Полупанов в статье “Рабочий и колхозница. Советский Союз на Всемирной выставке в Париже 1937 года” в журнале “Родина” (№ 3 за 2004 г), именно “в противостоянии павильону “имперской” Германии и выявился глубинный смысл обращения Мухиной к равновеликой анитичной традиции, к наследию республиканской Греции (образ Ники Самофракийской и тираноборцев – Гармодия и Архистогитона)”. И далее — не в бровь, а в глаз современным любителям ставить на одну доску Советский Союз и фашистскую Германию, заключая их объятиями тоталитаризма: “СССР, как ни именуй его империей, все же никогда не превозносил “силу ради силы”, идею самоценного могущества – в отличие от своего тоталитарного “собрата”, просуществовавшего так недолго. В основе грандиозного советского проекта лежал благородный по сути своей порыв – стремление к социальной справедливости, братству народов, равенству всех людей”. А потому неслучайно, что французский писатель, коммунист Луи Арагон от имени всей левой интеллигенции Запада заявил Мухиной: “Вы спасли нас!” Как отмечает А. Полупанов в журнале “Родина”, шедевром Мухиной восхищались Пикассо и Ромен Роллан. “Интернационалисты, проходя мимо статуи, вскидывали кулак в рот-фронтовском приветствии. Изображение скульптуры было на последней марке республиканской Испании”. По окончании Всемирной выставки, комиссар советского павильона член ЦИК Союза ССР Иван Межлаук ликовал наравне со всеми советскими людьми: Советский Союз завоевал 270 наград, в том числе 95 Гран-при, свыше 50 почетных дипломов, 70 золотых и 40 серебряных медалей. На выставке, представлявшей сорок четыре государства, советский павильон посетили свыше двадцати миллионов человек. Было продано свыше ста тысяч брошюр с текстом советской Сталинской Конституции на разных языках народов мира. А парящие над Парижем рабочий и колхозница в сознании многих представителей западноевропейской мысли подтверждали слова одного из революционеров про то, как “Коминтерн дойдет еще до Парижа”. НАЗАД, В БУДУЩЕЕНравится кому-то или нет, но могучий монумент Веры Мухиной стал символом триумфа страны социализма в мирном противостоянии с капиталистическим миром на Всемирной парижской выставке в 1937 г. И все сегодняшние потуги скульптора Церковникова “обновить” монумент, построив в его основании торговый комплекс, стилизованный под советский павильон, спроектированный архитектором Иофаном, — только пшик, скрывающий варварское уничтожение бессмертной скульптуры советских тираноборцев. Подлинное искусство восторжествует только с восстановлением социализма, который позволит каждому члену общества творить, созидать, соревноваться в залах художественных выставок, на спортивных стадионах, на подмостках театров и аренах цирка. Только тогда вернутся Манизер, Вучетич, Кербель, Иофан и Шадр, Меркуров и Андреев, Щусев и, конечно же, Мухина, подарившие свои бессмертные творения новому миру, новому обществу, новой Москве. Тогда на смену унылым каменным истуканам шемякиных и церетели придут Тираноборцы. С ними – победим! СТАРОРУЗ. |
|