Пролетарии всех стран, соединяйтесь !
ВЫШЕ, ВЫШЕ КРАСНЫЙ ФЛАГ! КЛАССОВЫЙ НЕ ДРЕМЛЕТ ВРАГ! - газета "Молния"
И ты снова доносишь до нас Слово тех, кто не предал свой класс! - газета "Молния"
Издаётся с 7 ноября 1990 г.
Газета "Трудовой России" №6 (308) 2004 г.

100 лет

Адмиралу Флота Советского Союза Кузнецову Н. Г.

Как-то в письме к другу Николай Герасимович Кузнецов подсчитал, что дважды был контр-адмиралом, трижды - вице-адмиралом, дважды - адмиралом и дважды - Адмиралом Флота. Он тогда ещё не предполагал, что через годы, уже после смерти, ему ещё раз присвоят звание Адмирала Флота Советского Союза.

Родился Николай Кузнецов 11 июля 1904 года в селе Медведки Устюжского района Вологодской области. После смерти отца мальчиком Николай подрабатывал на разных работах, много читал, учился разному ремеслу, был рыбаком, рассыльным Архангельского порта, перепечатывал донесения с фронта, а затем попросился матросом на канонерскую лодку. Это был выходец из Трудовой России. После прохождения подготовительной школы для моряков военного флота и подготовительных курсов при Военно-морском училище его зачислили на специальный курс училища. Моряк старательно учился, о чём говорят и характеристики в личном деле: "Очень способный, общее развитие хорошее. Специальная подготовка отличная, политическая подготовка хорошая, отношение к службе отличное, будет хороший артиллерист. Будущие командиры четыре кампании плавали на различных кораблях, на "Авроре" прошли по Балтике, Северному и Норвежскому морям в Северный Ледовитый океан, получили значительный опыт в навигации и морской практике. В последний год им было доверено даже покомандовать стоявшим на якоре линкором.

После училища Кузнецову, как одному из пяти лучших выпускников, предложили самому избрать флот, на котором он хочет служить. Моряк избрал Чёрное море, где не оставалось кораблей. Однако в Николаеве достраивали крейсер, получивший название "Червона Украина".

Молодого командира назначили вахтенным начальником крейсера. За четыре кампании моряк хорошо себя зарекомендовал. В одной из ежегодных аттестаций было написано: "Приспособляемость к морской жизни удивительно высока - инициативен, дисциплинирован, требователен к подчинённым, любит море. В походной обстановке исключительно вынослив". За блестящее окончание оперативного факультете Морской академии Кузнецов получил первую награду - именной пистолет с надписью "Командиру-ударнику Н. Г. Кузнецову за успешное окончание В.-М. Академии от Наморси РККА". Кузнецов самостоятельно занимался сверх программы французским и немецким языками, много читал. Сам он об этом времени писал: "В Военно-морской академии мы получили солидное оперативно-тактическое образование. Именно в стенах академии нам привили правильные взгляды на роль флота в обороне нашей Родины. Исходя из единой для всех Вооружённых Сил стратегии, мы ясно стали видеть место флота, как одного из видов Вооружённых Сил". Кузнецов считал, что у офицеров должен быть либо командный, либо штабной склад ума. Сам он относил себя к первой категории, избегая работы в штабе. Когда после Академии ему предложили службу в штабе с повышением, он попросился на корабль. Отказался Кузнецов и от должности командира, считая, что ещё недостаточно готов к ней. В 1932-1934 гг. он состоял старшим помощником командира крейсера "Красный Кавказ", который в 1933 году стал одним из лучших кораблей Черноморского флота. Моряк учился искусству управления кораблём и сам совершенствовал систему подготовки экипажа. За время деятельности Кузнецова на корабле появился чёткий порядок, твёрдо соблюдалось корабельное расписание, экипаж получал всё положенное. Флаг-штурман бригады крейсеров А. Н. Петров вспоминал, что старпом был близок к команде, как бывший матрос, однако сохранял высокую требовательность к боевой подготовке: "Впервые я увидел, как старпом заставил всех командиров боевых частей, да и нас, флагманских специалистов, разработать методику боевой подготовки. Раньше никакой методики не было, старослужащие обучали молодых, как и что надо делать, но это пригодно для одиночек. А действия подразделения? А взаимодействие, учение по боевым частям, по кораблю в целом? Всё, по сути, началось с "Красного Кавказа". В полной мере эту работу развернул, когда стал командиром "Червоной Украины". Всё потом вылилось в "Курс боевой подготовки корабля" в масштабе флота. Мы тогда только рожали БУМС - временный Боевой Устав Морских Сил. Это академия работала, а "курс" на корабле - его инициатива и заслуга. Он, помнится, вроде бы и не работал, стоим на рейде, выглянешь - старпом на юте, а всё вертится".

Подготовку экипажа крейсер продемонстрировал в плавании по иностранным портам в Турции, Италии, Греции. Через год, в сентябре, командующий флотом приказал Кузнецову принять крейсер "Червона Украина" - флагманский корабль И. К. Кожанова. Командир добился выхода корабля из ремонта в марте. Вскоре крейсер достиг высоких показателей в боевой и политической подготовке, а командира наградили орденом Красной Звезды. Командующий флотом И. К. Кожанов в 1935 году писал о самом молодом капитане как о растущей личности. На сентябрьских учениях Морских Сил с авиацией экипаж продемонстрировал отличную подготовку. Наблюдавший за учениями представитель Морских Сил страны Э. С. Панцержанский после блестящей ночной швартовки крейсера сказал Кузнецову: "Браво, кэптен!" В один из последних походов за границу турецкая пресса отметила: "Русские, очевидно, хорошо знают наши проливы, если сумели ночью самостоятельно пройти через Босфор". Речь шла о "Червоной Украине", которую Кузнецов, выполняя приказ командования, ночью провёл через пролив. Командование крейсером навсегда осталось его первой любовью, но более командовать кораблями не пришлось. В августе 1936 года Кузнецова срочно вызвали в Москву. Моряка назначили в Испанию мую ему должность военно-морского атташе.

По-испански Кузнецов не говорил, и ему пришлось осваивать язык и добиваться доверия. После того, как атташе участвовал с испанским флотом в опасном боевом походе в Бискайе и флот вернулся в Средиземное море, его назначили главным военно-морским советником, следовало приводить в боеспособное состояние республиканский флот. Необходимо было учить морскому делу и порядку корабельной службы командиров, выдвинутых из матросов, приводить в порядок техническую часть флота. "Дон Николас", так называли главного советника в Испании, добился уважения умением, тактом и мужеством, и испанцы особенно уважали и ценили его. Уже в 1937 году республиканский флот при помощи советских советников добился первых успехов. В бою с крейсером "Либертал" получил повреждения новейший крейсер мятежников "Болеарес", через полгода его потопили торпедами с республиканского миноносца. Его называли "альмиранте", хотя адмиральского звания моряк ещё не имел. Авторитет главного советника был так велик, что при упоминании его имени самые несговорчивые заявляли: "Не надо говорить с альмиранте, я подумаю, всё будет сделано".

Отозвали Кузнецова осенью 1937 года, за заслуги его наградили орденами Ленина и Красного Знамени. Он получил опыт организации операций против германских фашистов и представление о значении флота, авиации и подводных лодок в современной войне. С августа 1937 года Н. Г. Кузнецов - первый заместитель командующего, затем с 10 января 1938 года по 28 апреля 1939 года - командующий Тихоокеанским флотом. При вступлении в должность он был всего лишь капитаном 1-го ранга, позднее - флагманом 2-го ранга. К тому времени ТОФ ещё только создавался. Требовались огромные средства и усилия, чтобы построить базы, гарнизоны, освоить и изучить тихоокеанский театр. Маршал Блюхер был главнокомандующим на Дальнем Востоке, которому оперативно подчинялся флот. В беседах с Кузнецовым он высказывал свои мысли о совместной деятельности сухопутных и морских сил.

В период двухнедельного конфликта на озере Хасан, когда возникла опасность для Владивостока, Кузнецов изыскивал способы действия сил флота совместно с наземными войсками. На позициях были развёрнуты подводные лодки; на север, где баз не было, отправили подводные минные заградители серии "Л" с плавбазой "Саратов". Малые суда перевозили войска, грузы для армии, участвовали в боях.

Как командующий, Кузнецов стал членом Главного Военного совета ВМФ, но редко ездил в Москву, чтобы не терять месяц на дорогу. Контр-адмирал привык к Тихоокеанскому флоту, привёз жену во Владивосток. Однако умение Кузнецова наладить боевую подготовку флота и управлять его силами в трудных условиях было замечено в столице. 28 марта И. В. Сталин предложил флагману 2-го ранга работу в Москве. На следующий день Главный Военный Совет РК ВМФ решил освободить Наркома ВМФ М. П. Фриновского (бывшего заместителя Наркома НКВД) от занимаемой должности и заменить его 1-го заместителя флагмана 2-го ранга П. И. Смирнова Н. Г. Кузнецовым. С марта 1939 года Кузнецов - заместитель Наркома ВМФ, с 28 апреля 1939 года по 17 января 1947 года он - Нарком ВМФ, заместитель Наркома (позднее - Министра) ВС СССР, Главком ВМС. Так получилось, что Кузнецову досталась нелёгкая ноша подготовки к войне с Германией, которую он считал неизбежной, и руководство флотом в ходе самой тяжёлой в истории войны. На всех флотах развернулась борьба за первый залп. Он же распорядился воссоздать на кораблях кают-компании как место отдыха и воспитания командиров. На совещаниях нарком поддерживал дух свободного обсуждения. Он записал как-то, что объединяет людей не задание, а единство цели, стремление каждого внести свой вклад. Уже через несколько месяцев после вступления в должность наркома он ввёл в действие трёхступенчатую систему оперативной готовности флота. По этой системе готовность №3 предусматривала поддержание обычной службы при готовности к войне. При готовности №2 корабли принимали все запасы, увольнения сокращались до минимума. По готовности №1 все корабли и части были готовы немедленно действовать. В конце 1940 года вступило в силу "Временное наставление по ведению морских операций". В декабре 1940 года под руководством Кузнецова были проведены сборы высшего комсостава ВМФ, посвящённые изучению опыта первого года мировой войны в Европе и войны с Финляндией. Кузнецов, считая себя из-за особенностей прохождения службы недостаточно подготовленным штабистом, полагал необходимым опираться на теоретически подготовленного начальника ГМШ - адмирала И. С. Исакова.

В феврале 1941 года Кузнецов приказал увеличить состав боевого ядра флота и издал директиву о разработке оперативного плана войны против Германии и её союзников. В апреле-июне 1941 года проводились учения и проверки хода ремонта кораблей, постройки новых баз, аэродромов, фактической готовности флота к переходу на оперативную готовность №1. Любые недостатки в оперативной готовности кораблей, частей и соединений флота нарком считал чрезвычайным происшествием и требовал сурово наказывать виновных. В июне обстановка ещё более обострилась. Исходя из поступавших сведений о сосредоточении неприятельских войск у границы, нарком ВМФ по собственной инициативе перевёл флоты 18-19 июня на оперативную готовность №2, а в ночь на 22 июня - на оперативную готовность №1. Командующих флотами конфиденциально предупредили о возможности войны. Все эти меры позволили флотам ВМФ СССР встретить нападение 22 июня 1941 года во всеоружии. От первых налётов гитлеровской авиации на военно-морские базы потерь не было. В начале сентября 1941 года Ставка направила его в Ленинград, где артиллерия флота преградила путь к городу. После Сталинградской битвы его вместе с наркомами морского флота П. П. Ширшовым и речного флота З. А. Шашковым направили на Волгу, где германские минные постановки с воздуха затруднили перевозки. По его указанию Главным морским штабом при содействии специалистов Генштаба были разработаны положения и инструкции ВМФ.

Как Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов участвовал в Ялтинской и Потсдамской конференциях глав правительств союзных держав в 1943 и 1945 гг. В период войны с Японией он был заместителем Маршала Василевского и координировал действия Тихоокеанского флота и Амурской флотилии с сухопутными войсками. 14 сентября 1945 года Кузнецову присвоили звание Героя Советского Союза за образцовое выполнение заданий Ставки Верховного Главнокомандования по руководству боевыми операциями флотов в войне против фашистской Германии и милитаристской Японии и личный вклад в дело Победы. В 1953 году после реорганизации Военного министерства и Министерства Военно-морского флота в Министерство обороны СССР Кузнецова Н. Г. назначили первым заместителем министра обороны - Главнокомандующим Военно-морскими силами СССР.

В марте 1955 года флотоводцу присвоили звание Адмирала Флота Советского Союза, однако через два месяца у Кузнецова случился инфаркт, пролежав в госпитале полгода, он после событий с линейным кораблём "Новороссийск" в феврале месяце 1956 года был уволен Н. С. Хрущёвым в отставку в звании вице-адмирала.

26 июля 1988 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ о восстановлении Н. Г. Кузнецова в звании Адмирала Флота Советского Союза. Умер Николай Герасимович 6 декабря 1974 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Н. Г. Кузнецова названы Военно-морская академия в Санкт-Петербурге и авианесущий корабль СФ. Трудовая Россия свято хранит память о редкостном человеке, талантливейшем военачальнике, отдавшем всё, что он мог за свою жизнь, делу укрепления, развития и победы наших славных Вооружённых Сил.

Лично я считаю, что Николай Герасимович достоин Ордена "Победа" и памятника у Главморштаба ВМФ РФ.

Б. А. Дурнев,
коммунист с 1957 г.,
кавалер трёх орденов,
Герой Трудовой России

Все номера
Оглавление

Главная Тема
Газета АКМ
Уроки Истории
Пресс-клуб
Культура
Пресс-клуб
Сатира
Hosted by uCoz