Пролетарии всех стран, соединяйтесь !
ВЫШЕ, ВЫШЕ КРАСНЫЙ ФЛАГ! КЛАССОВЫЙ НЕ ДРЕМЛЕТ ВРАГ! - газета "Молния"
И ты снова доносишь до нас Слово тех, кто не предал свой класс! - газета "Молния"
Издаётся с 7 ноября 1990 г.
Газета "Трудовой России" №5 (307) 2004 г.

100 лет

31 марта 1904 г.

Гибель флотоводца

Немного в истории людей столь многогранного таланта, каким был С. О. Макаров, известный как флотоводец, военный теоретик, герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов. С юных лет он служил на флоте, пройдя нелёгкий путь до чина вице-адмирала, командующего эскадрой. На любых флотах и постах под разными широтами Макарова отличало стремление изобретать, создавать что-то новое.

Степан Осипович Макаров родился в городе Николаеве 27 декабря 1848 г. Его отец - О. Ф. Макаров был прапорщиком, начал свою службу матросом на флоте, а за отличие был произведён в офицеры и стал потомственным дворянином. В 1868 году он первым по успеваемости окончил Морское училище Николаевска-на-Амуре и был произведён не в штурманы, как прочие, а в гардемарины. Первую морскую практику он проходил в Сибирской военной флотилии на клипере "Стрелок", вторую на военном транспорте "Манчжур". В те годы родился принцип моряка "В море - дома, на берегу в гостях". Девятимесячное плавание на флагманском корабле "Богатырь" стало для него серьёзной морской школой. В 1867 г. в журнале "Морской сборник" опубликовали первую научную работу Макарова "Инструмент Алкинса для определения девиации в море". Плавая в составе эскадры под командованием вице-адмирала Г. И. Бутакова, мичман Макаров на практике познакомился с системой боевой подготовки военных кораблей и их экипажей, а затем стал развивать её с учётом современных требований. Деятельность Макарова в области непотопляемости кораблей началась в 60-х гг. на Балтийском море. Когда "Русалка" во время одного похода получила пробоину и чуть не погибла, Макаров начал серьёзно работать над проблемой непотопляемости судов.

Первым серьёзным нововведением явился так называемый макаровский пластырь, который следовало иметь готовым на случай аварии каждому судну. Пластырь представлял собой несколько слоёв парусины, обшитой по краям тросом и имеющей по углам тросы либо цепи для растяжки. Морские суда использовали пластырь с пришитым к холсту простёганным матом. Адмирал Г. И. Бутаков одобрил предложенную систему непотопляемости и вынес её на обсуждение в Морском техническом комитете. К сожалению, представители комитета приняли только часть системы Макарова, и лишь через 35 лет передовые идеи талантливого моряка смогли осуществиться. При больших пробоинах (от тарана или мины) мягкий пластырь могло затянуть в отверстие, и Макаров предложил рейковый пластырь.

Вторым средством, способствующим непотопляемости, стали глухие крышки люков на палубах и втором дне, не позволяющие воде вливаться в нижние отсеки. Именно из-за отсутствия крышек, оставленных в порту, "Русалка" погибла в 1893 году при переходе из Ревеля (Таллина) в Гельсингфорс (Хельсинки).

Изучив идеи Макарова, многие европейские страны сразу же стали их использовать в строительстве паровых броненосных кораблей. Позднее теорию непотопляемости судна развил выдающийся учёный-кораблестроитель, профессор А. Н. Крылов. 1 января 1871 года Макаров за отличную службу досрочно получил чин лейтенанта и 200 рублей в качестве награды. Занимавшийся постройкой броненосного флота А. А. Попов с 1772 года привлёк лейтенанта Макарова к обеспечению непотопляемости новых кораблей: броненосца "Пётр Великий" и фрегатов. В 1875 году Макаров издал работу "О непотопляемости судов", в которой изложил этот опыт и свои выводы. Он предложил разделить корпус судна на отсеки водонепроницаемыми поперечными переборками, создать второе дно и второй борт, разделённые на мелкие отсеки. Водоотливная система по его проекту состояла из магистральных труб, связанных с трубами в отсеках, что позволяло при необходимости осушать и заполнять любые отсеки.

За большие успехи в повышении боеспособности военного флота Макаров в 1873 г. награждается орденом Станислава 3-й степени, а в 1876 г. - орденом Святой Анны 3-й степени. В ходе очередной русско-турецкой войны, которая началась в 1877 г., лейтенант Макаров ввёл необычный способ применения минных катеров, перевозимых на вооружённых пароходах. Командуя с 1876 г. специально выделенным для испытаний пароходом "Великий князь Константин", Макаров скоро превратил его в великолепный боевой корабль с экипажем, прекрасно подготовленным для неожиданных ночных атак. Помимо "Великого князя Константина", таким же образом были оборудованы ещё четыре парохода. Как главный специалист по непотопляемости, он читал лекции в Кронштадте, производил расчёты, но в полной мере серьёзно к вопросам непотопляемости на флоте не отнеслись, что видно из трагедии "Русалки". Со временем А. Н. Крылов составил специальные таблицы затопления отсеков на основе разработок Макарова. Макаров для уменьшения качки рекомендовал использовать перетекание воды через отверстия. Основанные на этом методе успокоители качки Фрама появились через полтора десятилетия. Впервые торпеды были применены им в боевых действиях зимой 1877-1878 гг. в районе Анатолийского побережья. За большие заслуги и успешное проведение операций в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Макаров был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени и золотой саблей с надписью "За храбрость". К концу войны он имел звание капитана II ранга. Макаров явился основоположником тактики боевого применения минно-торпедного оружия и определил пути её развития в будущем. За удачную переброску войск на пароходе "Великий князь Константин" на Чёрном море Макаров получил орден Станислава 2-й степени. Разбирая боевые качества корабля, Макаров выделил в качестве оборонительных его свойств, кроме непотопляемости, неуязвимость (способность оставаться невредимым от неприятельских ударов) и живучесть (способность судна продолжать бой, имея повреждения в различных боевых частях). С марта 1880 г. Макаров по приглашению генерала М. Д. Скобелева участвовал во второй Ахалтекинской экспедиции в качестве помощника по морской части. Все полученные данные он свёл в таблицы и, проанализировав, изложил в работе "Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей!. За эту работу Российская Академия наук присудила ему Макарьевскую премию в размере 1000 рублей. Помимо этого он стал действительным членом Русского географического общества. В 1882 г. Макарова произвели в капитаны I ранга и направили служить на Балтику в качестве флаг-капитана (начальника штаба). В то же время Макаров продолжал заниматься исследованиями по проблеме максимального сокращения расхода топлива, необходимого для поддержания нужного давления пара в котлах и быстрого поднятия паров. С 17 сентября 1885 года по 20 мая 1889 года командир корвета "Витязь" капитан I ранга Макаров находился в кругосветном плавании со специальными научными и военными целями. В капитальном труде ""Витязь" в Тихом океане" находятся подробные гидрографические описания. Труд Макарова получил высокую оценку в Российской Академии наук, ему была присуждена полная Макарьевская премия и золотая медаль от Географического общества. За отличие по службе Макаров в 1900 году был произведён в контр-адмиралы с назначением младшим флагманом практической эскадры на Балтийском море. Осенью 1891 года контр-адмирал Макаров стал главным инспектором морской артиллерии. Наиболее важное его изобретение во время работы в этой должности - специальный колпак из мягкой стали, предназначенной для бронебойных снарядов, и назывался он "макаровским". В ноябре 1894 г. контр-адмирала Макарова назначили командующим эскадрой на Средиземном море, а в январе 1895 года эскадра направилась в Тихий океан, там он провёл исследования в проливе Лаперуза, на основании которых Гидрографическое управление издало "Карту западного берега Японского моря от залива Св. Владимира до залива Америка". После окончания японско-китайской войны 1894-1895 гг. Макаров вернулся на родину, где вступил в командование практической эскадрой Балтийского моря. 20 августа 1896 г. Макаров был произведён в вице-адмиралы и назначен старшим флагманом 1-й флотской дивизии.

Весной 1897 года С. О. Макаров предложил построить большие ледоколы, чтобы поддерживать зимой навигацию в Финском заливе и Балтийском море, а летом обеспечивать морские перевозки вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Использование мощных ледоколов для летних перевозок грузов по Северному морскому пути позволяло значительно уменьшить стоимость доставки на Дальний Восток и обратно товаров, ранее направлявшихся по суше, либо далёкими океанскими маршрутами. 17 октября 1898 г. в Ньюкасле ледокол "Ермак" был спущен на воду, а 19 февраля 1899 г. принят комиссией, после чего отправился в Кронштадт. Всеми работами по строительству, начиная от переговоров с заказчиком и заканчивая прибытием "Ермака" в Россию, руководил непосредственно Макаров. Уже весной 1899 года ледокол освободил из ледового плена 11 торговых судов недалеко от Ревеля (Таллина), взломав ледяное поле вокруг них. В декабре 1899 г. вице-адмирала Макарова назначили главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта - высшим должностным лицом Балтийского флота. В этот период жизни он начал заниматься проблемой исследования Арктики с помощью ледоколов, которая заинтересовала его ещё в 1892 г.

В июне месяце 1901 г. ледокол "Ермак" окончательно передали торговому флоту Балтийского моря. Макаров написал книгу ""Ермак" во льдах", доказывая, что после доработок конструкции ледокол способен работать в Арктике. В своём труде "Без парусов" Макаров разработал вопросы обучения и воспитания личного состава флота в мирное время. Приближались русско-японские события. В конце 19 века по инициативе Петербурга Германия, Франция и Россия принудили Японию пересмотреть навязанный Китаю Симоносекский договор и вернуть Китаю Ляодунский полуостров. Японское правительство было крайне раздражено этим актом и начало готовиться к реваншу. В 1897 году Россия включилась в империалистический раздел Китая, получив в аренду сроком на 25 лет Квантунский полуостров с городом Порт-Артур и добившись согласия Пекина на строительство железной дороги из Порт-Артура до Китайской Восточной железной дороги. Порт-Артур, ставший местом базирования основных сил русского флота, занимал чрезвычайно выгодное положение на Жёлтом море: отсюда флот мог постоянно держать под ударом Корейский и Печилийский заливы, то есть важнейшие морские пути японских армий в случае их высадки в Маньчжурии. Участвуя в подавлении "боксерского восстания" в Китае русские войска заняли всю Маньчжурию до Ляодунского полуострова. Российская экспансия спровоцировала Японию, рассматривавшую данный регион как сферу своего влияния на войну. План войны, разработанный японским командованием, предусматривал достижение господства на море, захват Порт-Артура, Кореи и Маньчжурии.

Внимательно следя за обстановкой на Дальнем Востоке, 26 января 1904 г. вице-адмирал Макаров направил руководителю Морского министерства письмо о неизбежности нападения японцев на Тихоокеанскую эскадру в Порт-Артуре. Предупреждение было проигнорировано, а 27 января японский флот совершил нападение на российские корабли, серьёзно повредив крейсер "Паллада" и два лучших броненосца "Ретвизан" и "Цесаревич". Это послужило началом русско-японской войны. 1 февраля вице-адмирала Макарова назначили командующим Тихоокеанским флотом, однако все его усилия по укреплению сил российской эскадры на Тихом океане не увенчались успехом из-за разногласий между руководителями Морского министерства. 24 февраля 1904 года вице-адмирал Макаров прибыл в крепость Порт-Артур, где сразу же начал изучать обстановку, сложившуюся к этому времени не лучшим образом. В первый же день прибытия он с огромной энергией взялся за боевую подготовку эскадры, непосредственно участвуя в действиях на море. Личное присутствие легендарного флотоводца резко повысило оптимизм моряков и их боевой дух. Прибывшие с ним из Петербурга квалифицированные рабочие трудовой России быстро восстановили повреждённые японцами три корабля. Надо сказать, что трудовая Россия внимательно следила за развивающимися событиями на Дальнем Востоке, и поражение России в русско-японской войне не прошло для неё бесследно. 31 марта эскадра под руководством Макарова вышла навстречу японскому флоту. Броненосец "Петропавловск", на котором находился Макаров, подорвался на японских минах и затонул. Теперь становится ясно, что именно гибель Макарова предрекла судьбу начавшейся войны. Вот и толкуй тут о "роли личности в истории"… Версия официально такова. "Петропавловск" подорвался на минах. Сомнительно по многим причинам. Тут гораздо больше похоже на диверсию. Только вряд ли это когда-нибудь точно докажут, но предположение более чем вероятное. После гибели адмирала русская эскадра, как парализованная, замерла на внутреннем рейде Порт-Артура. Заметим, что японский флот понёс гораздо более серьёзные потери: на русских минах подорвались и затонули два новейших броненосца и несколько крупных кораблей, но преимущество на море по-прежнему оставалось за японским флотом. Началась осада Порт-Артура. И в заключение хочу сказать. Макаров - уникальная русская личность в истории российского флота. В нём необыкновенно органично сочетались талант великого флотоводца и выдающегося учёного, который смог за короткий срок значительно усилить мощь российского флота. Его имя носят военно-морские училища во Владивостоке и Ленинграде, а также арктический ледокол. Хочу напомнить Трудовой России, что революционная перестройка России началась на крейсере "Очаков", затем был броненосец "Князь Потёмкин Таврический", а окончательную точку поставил крейсер "Аврора". Именно Трудовой Россией за семьдесят лет был построен флот, равного которому не было в мире. Б.

А. Дурнев,
коммунист с 1957 г.,
Герой Трудовой России
Hosted by uCoz