Пролетарии всех стран, соединяйтесь !
ВЫШЕ, ВЫШЕ КРАСНЫЙ ФЛАГ! КЛАССОВЫЙ НЕ ДРЕМЛЕТ ВРАГ! - газета "Молния"
И ты снова доносишь до нас Слово тех, кто не предал свой класс! - газета "Молния"
Издаётся с 7 ноября 1990 г.
Газета "Трудовой России" № 8 (357) апрель 2006 г.

ПОДРЫВ ЛИНКОРА
К 50-летию гибели “Новороссийска”


(Окончание. Начало в №348-349 и №355)
Напомню — 29 октября 1955 года в 1 час 30 минут 46 секунд самописцы Крымской сейсмостанции прочертили на ленте неровные всплески. Чуткие приборы зафиксировали сотрясение почвы в районе Севастополя. На внутреннем рейде под килем флагманского корабля Черноморского флота линкора “Новороссийск” рванул неимоверной силы взрыв, насквозь пробивший восемь палуб, из них три бронированные.
Вопрос, — “Что взорвалось?” — по-прежнему будоражит умы сотен тысяч людей. Однозначного ответа на него нет. Для расследования вероятного характера взрыва Правительственная комиссия приняла три основные версии: взрыв боезапаса или бензина внутри линкора; взрыв на грунте под кораблём немецкой донной мины, установленной фашистами перед бегством из Севастополя; взрыв специального заряда, укреплённого подводными диверсантами под днищем линкора.
Предположение, что на линкор сброшена бомба, сразу же отпало — на рейде никакого противника не было. Возникла версия о взрыве носовой бензиновой цистерны, в которой находился запас бензина для корабельных катеров. Об этом оперативному дежурному флота доложил дежурный по линкору. О “взрыве цистерны с бензином” было доложено командующему флотом, и он прибыл на линкор, имея именно эту информацию. Появилась также версия о гибели линкора “Новороссийск” от взрыва в носовом артиллерийском погребе главного калибра. Ее подхватили и доложили главному командованию Военно-Морского Флота, Правительству и лично Хрущёву... И только после обследования водолазами места взрыва рухнула версия о взрыве боезапаса. Характер повреждений корпуса линкора — листы обшивки его днища, загнутые взрывом внутрь корабля, — однозначно свидетельствовал, что взрыв произошёл вне корпуса. Надо было искать настоящую причину и виновников катастрофы. Правительственная комиссия сосредоточила главное внимание на возможном взрыве под кораблём донной мины. Этот вариант обосновали и привлечённые комиссией эксперты — минёры.
Сопоставление и анализ мнений и гипотез экспертов, минёров, водолазов и других специалистов привели комиссию к заключению, что разрушения, причинённые линкору, были произведены взрывом немецкой донной магнитной мины типа “RMH” или “LBM”, установленной немцами при бегстве из Севастополя в апреле 1944 года. Мина, якобы, была снабжена прибором кратности и срочности, который временно остановился в результате внешнего воздействия (например от взрыва глубинных бомб при тралении рейда) и снова был запущен, когда мина была потревожена якорем линкора около 18 часов 28 октября 1955 года. В итоге — взрыв и гибель линкора.
Такая гипотеза выглядела достаточно убедительно и вполне устроила Правительственную комиссию. Версия о взрыве донной мины была принята в качестве основной причины гибели корабля. Но версию нужно было доказать на основе фактов и расчётов.
Перед эвакуацией из Севастополя немцы действительно заминировали причалы, известные им штатные стоянки кораблей на рейде Северной бухты. Как правило, это были деревянные ящичные мины с зарядом около 700 кг. После освобождения Севастополя, для ликвидации минной опасности вся бухта с июля по ноябрь 1944 года подверглась тщательному тралению всеми имеющимися типами тралов, в том числе электромагнитными с числом галсов значительно большим, чем любые известные приборы кратности немецких минных взрывателей.
Прибор кратности здесь ни причём, считают бывший командир тральщика № 189, капитан 1 ранга в отставке И.И. Хомяков и минёр Тусменко. На мине сработал прибор срочности, или ДЧМ — долгосрочный часовой механизм, с последовательно подключенными пружинами. Такой прибор взводится сроком на год. Почему же он сработал через 11 лет? Причина проста: перед возвращением в Севастополь эскадры все бухты тралились по много раз разными типами тралов. Потом для надёжности катера пробомбили глубинными бомбами всю акваторию. Вот тут-то при мощном сотрясении, прибор срочности (ДУМ), так сказать застопорился до следующего толчка, который произошёл через 11 лет. Прибор срочности (по сути дела, это будильник с пускателем от гидростата) имел недостаток — окончательное приготовление его делается на корабле непосредственно перед постановкой мины. Флотских минёров у немцев к апрелю 1944 года почти не было, их гарнизон в Севастополе понёс большие потери, поэтому мины просто спихивали за борт, не приготовив их к действию. Именно об этом писал в своей служебной записке инженер, контр-адмирал Н.П. Чикер: “...все ящичные мины, извлечённые со дна Северной бухты после гибели “Новороссийска”, оказались без взрывателей, то есть не снаряжёнными к боевому действию”.
Эксперты утверждают, что пробить линкор, пронзить, прожечь все его броневые и не броневые палубы мог только заряд кумулятивного действия — концентрация действия взрыва в определённом направлении, обращённой в сторону поражаемого объекта, то есть мина должна быть в связке — спаренная. Значит спаренные мины не просто предположение. Водолазы иногда в Северной бухте обнаруживали и разминировали такие минные банки.
По заданию комиссии была проведена серия экспериментов: поочерёдно взрывали все известные мины, состоящие на вооружении немецкого флота. Но ни одна из них не смогла произвести и половинного разрушения того, что было на “Новороссийске”. Взрыв нескольких мин носил совсем иной характер — объёмный, а не направленный.
“Минная версия” проста и удобна — она снимает ответственность за взрыв с начальников различных ведомств, — и, видимо, потому всё-таки именно ей и отдали предпочтение в заключительном акте комиссии. И всё же она неубедительна.
Случайно застопорился долгосрочный часовой механизм мины, причём именно у той, которая случайно была снаряжена всеми необходимыми приборами. Случайно эта мина оказалась в соседстве с другой, у которой была кумулятивная выемка. Случайно её задел якорем линкор и случайно подтянул её к себе под борт — к одному из самых уязвимых мест — в район артпогребов с самыми мощными зарядами и снарядами. Случайно часовой механизм, проснувшийся после 11-летней спячки, сработал в самый безмятежный для экипажа заполуночный час... Не слишком ли длинна эта цепь случайностей? В окончательных выводах Правительственная комиссия всё же снизошла: “п. 3. Нельзя полностью исключить, что причиной подрыва линкора является диверсия...” И больше о диверсии ни слова!
Однако вопрос о возможной диверсии против линкора “Новороссийск” остаётся невыясненным до конца по следующим факторам:
1. Мощность взрыва. Размеры разрушений, полученных линкором позволяют определить, что тротиловый эквивалент заряда был примерно равен 2000-3000 килограммов. Это подтверждается сейсмограммой сейсмической станции и объёмом повреждений, полученных кораблём в результате взрыва. Во время войны немцы зарядов такой мощности не имели. Очевидно, это был спецзаряд.
2. Характер повреждений линкора. Сквозная вертикальная пробоина корпуса корабля — от киля до верхней палубы с правого борта, площадью 150 м2 у днища, — свидетельствует о явно направленном (кумулятивном) взрыве. Немецкие донные мины такого эффекта произвести не могли.
3. Место взрыва заряда. Взрыв произошёл точно под корпусом линкора. Центр взрыва находился рядом с носовым погребом главного калибра. В случае, если бы сработала донная мина, запущенная якорной цепью корабля, центр взрыва должен был находиться правее линкора и на 50-100 метров впереди. Следовательно, это не была задетая якорной цепью донная мина.
4. Боеспособность немецких донных мин к 1955 году. Все донные мины, поставленные немцами в 1943 — 1944 годах, за 11 лет потеряли боеспособность из-за разрядки батарей и других неисправностей. Они уже не могли взрываться от якорных цепей.
5. Глубина взрыва. При взрыве мины на грунте неизбежно должна была образоваться воронка в иле глубиной 6-8 метров. Обе же фактически 1-2 метровые воронки на грунте были, очевидно, образованы гидравлическим ударом воды, направленной вниз силой взрыва заряда, находящегося выше грунта.
6. Двойной взрыв. Двойной взрыв, происшедший с очень коротким временным интервалом, по показаниям очевидцев, можно объяснить взрывом двух зарядов, установленных подводными диверсантами. Один заряд был очевидно подвешен к боковому килю левого борта, а второй (кумулятивный) — прикреплён справа от киля на магнитных присосках. При этом взрыв подвешенного под левым бортом заряда произвёл вмятину корпуса, а правый заряд, прикреплённый справа от киля под днищем линкора, образовал силой кумулятивного взрыва шахтоподобную пробоину в виде буквы “L”.
7. Время взрыва. Ещё одним доказательством того, что под линкором взорвалась не донная магнитная мина, а специально установленный заряд, служит время взрыва — ровно в 1 час 30 минут. Данные разоружённых мин имеют установки приборов срочности кратные часовым интервалам только до 6 часов, а взрыв произошёл через 8 часов 08 минут после швартовки линкора и отдачи его левого якоря. До этого дня на бочки № 3 швартовались линкор “Новороссийск” — 10 раз и линкор “Севастополь” — 130 в разное время года. Очевидно, установка времени взрыва на 1 час 30 минут обеспечивала диверсантам и их носителям ещё 30 резервных минут... Как известно, и при атаке против линкора “Новороссийск” подводные диверсанты не были обнаружены, а это не значит, что их не было. Экипаж корабля мирно спал, а дежурная служба была занята отправкой и прибытием баркасов с уволенными матросами.
Сторонники теории подрыва линкора “Новороссийск” на донной магнитной мине не в состоянии научно опровергнуть диверсию. Они просто повторяют заключение Правительственной комиссии. Думаю, дорогой мой читатель, что тебе самому стало ясно из вышеизложенной трилогии, что гордость и красавец Черноморского флота был ликвидирован силами НАТО. Виновных адмиралов уже нет в живых. О них не говорят. Заместитель Председателя Правительственной комиссии, адмирал С.Г. Горшков потратил немало усилий, чтобы направить ход доследования в другое русло. Он признавал только одну версию взрыва — немецкую мину, несмотря на то, что было высказано много аргументов, которые почти на 100% исключали вероятность этой версии.
Катастрофа с линкором “Новороссийск” ускорила пересмотр программы кораблестроения, а главное, обеспечила “законность” расправы с неугодным и непослушным адмиралом Н.Г. Кузнецовым. Он был снят с должности и второй раз понижен в звании, а потом, в довершение, уволен со службы.
Спустя треть века после гибели линкора в океан вышел наисовременнейший корабль — авианесущий крейсер “Новороссийск”, который вскоре был продан. Но придёт время раскрыть правду гибели линкора, иначе потомки нас действительно не поймут.
Б.А.ДУРНЕВ,
член секретариата
Международного союза
славянских журналистов.

Копирование материалов разрешается только с ссылкой на источник (www.trudoros.narod.ru)

Hosted by uCoz