УМИРАЮЩИЙ МАРШ
[печатается в сокращённом варианте]
ADIOS
Вновь
долгий путь по тротуарам вдоль лесов. Комсомольцы проголодались и устали.
Тем не менее, кричалки иногда скандировали. По плану марша надо было обедать,
затем садиться на электричку и ехать в Химки на последний митинг. Но все
уже знали, что мероприятие в Химках отменено. Это и к лучшему – все
достаточно вымотались…
В
Москву левые активисты возвращались уставшие, но в целом довольные своим
свято выполненным долгом. На следующий день предстоял второй, самый важный
и рискованный этап марша – московский.
Второй день марша
Когда
я вышел из метро "Чистые Пруды", все пространство перед станцией было
уже заполнено краснознаменной молодежью, которая суетилась и развертывала
флаги. По ту сторону трамвайных путей располагался тщательно подготовленный
милицией вход в зону, где проходило мероприятие. Подступы к памятнику
Грибоедова преграждали щедро расставленные новенькие металлические заграждения
небесного цвета. Рядом с пивным ларьком стоял "ЗИЛ" с несколькими десятками
таких заграждений, на всякий случай. Между заграждениями было расставлено
несколько рамок-металлоискателей, ставших уже традиционным атрибутом сколько-нибудь
значительных митингов. Цепочка безучастных солдат, кучка беседующих офицеров,
а также автобусы с ОМОНом дополняли идиллию.
Левая
молодежь не особенно стремилась пройти в отведенную ей зону выражения
протеста. Видимо, ждали, пока все соберутся. Некоторые успели уже развернуть
бурную деятельность. Результат превзошел ожидания. Оказалось, что РКСМ(б)
распространял специальный выпуск своей газеты «Бумбараш» с очень суровой
антипономаревской передовицей и листовку с красочным названием «Молодежный
левый понт». Мне довелось наблюдать вытягивающиеся лица функционеров из
МЛФ, читающих эти листовки и газеты. Вероятно, для них, привыкших ощущать
себя хозяевами положения, столь жесткий выпад был неожиданностью.
Пока
левая молодежь медленно втекала на площадку перед памятником, организации
успели развернуть свои растяжки и начали подбадривать себя кричалками.
Журналистам это понравилось, и они засновали между кучками комсомольцев,
слетаясь на наиболее громкие и зажигательные крики. Как и днем раньше,
СКМ разделился на две колонны, а РКСМ(б) и АКМ(ТР), наоборот, начали строиться
вместе. Объединенная колонна получилась более стройной и дисциплинированной;
видно, каждый за ночь подумал над своими ошибками и недостатками. Стали,
как и раньше, скандировать вместе общие лозунги.
«Удальцовцы»,
построившиеся позади всех, по обыкновению решили привлечь внимание почтеннейшей
публики каким-нибудь шумом. Они поняли, что им западло стоять позади всех,
и что надо что-то делать. Поэтому АКМ(КПСС) внезапно начал движение и
с подобающим скандированием прошел параллельно строящимся колоннам остальных
организаций чуть ли не в самые первые ряды. Журналисты накинулись на «удальцовцев»
как мухи. Они жаждали какой-нибудь акции прямого действия, какого-нибудь
скандала или громкой выходки. Отталкивая друг друга, отклоняя мешающие
знамена, они лезли к молодым людям в масках, выкрикивающим лозунги, и
непрерывно снимали их. Увы! – Удальцов не порадовал их ни прорывом,
ни дракой. Всего лишь скандирование. Журналисты были слегка разочарованы.
Понуро
бредшие рядом с объединенной колонной РКСМ(б) и АКМ(ТР) солдаты начали
потихоньку обмениваться мнениями по поводу происходящего. «Сплошная принудиловка»,
– высказался один из них. Он попробовал посмеяться, но развить свою
мысль ему помешал его коллега, шагавший сзади. Пхнув приятеля кулаком
в бок, солдат с невеселой улыбкой сказал: «Это мы с тобой – принудиловка».
«Сколько вам за это платят?», «Много ли денег дают на флаги?», «Кто оплатил
мегафон?» – эти и другие подобные вопросы раздавались со стороны сопровождающих
колонну солдат. Когда им говорили, что все это происходит по своей воле
и за свои деньги, они недоверчиво улыбались…
Сидящие
на скамеечках граждане с интересом разглядывали шумные колонны коммунистической
молодежи. Полюбопытствовать вылезли и классовые враги. В пиджачках и белых
рубашках, с бейджами и сигарами они стояли у крыльца своих офисов, выглядывали
из окон. Они рассматривали молодых коммунистов, курили и тихо переговаривались
между собой. Кто-то с ухмылкой, кто-то с нервным напряжением.
Вот
и площадь. Вход на нее вновь прегражден металлоискателями. Началась длительная
процедура прохождения через обыск. Пока СКМовцы шли через рамки, объединенная
колонна РКСМ(б) и АКМ(ТР) неустанно скандировала.
Снова
обыск. Комсомольцы, застегивая сумки, один за другим проходят в зону,
сбиваются в кучу, затем строятся. СКМовским блокам отдается место прямо
перед сценой, объединенной колонне РКСМ(б), АКМ(ТР) и ВЛКСМ – по
левому флангу, а «удальцовцам» – по правому. Сцена, как и год назад, отгорожена
от митингующих заграждениями и цепью ментов. Площадь на две трети была
пуста, поскольку кроме самих левых активистов и 10-15 неформалов в митинге-концерте
никто не участвовал.
Пока
колонны приводили себя в порядок, на сцену вышел Карелин, один из лидеров
СКМ и МЛФ. Этот немолодой уже, слегка картавящий и заикающийся человек
произнес краткую зажигательную речь в чисто молодежном стиле «два притопа,
три прихлопа». Зрелище было довольно забавным. Из речи стало ясно, что
митинг ведет он, а также Ольга Казарян от имени РКСМ(б). Из обрывочных
слов, брошенных руководителем колонны РКСМ(б), я понял, что все эти демарши
«от имени РКСМ(б)» с самим Революционным комсомолом согласованы не были.
После Казарян начали выступать другие деятели. В излюбленной манере выступил
сам Удальцов. Широко расставив ноги, он своим хорошо поставленным чеканным
голосом поведал публике о борьбе с антинародным режимом и тому подобных
банальных вещах. Эффект от его речи строится совсем не на смысле слов,
а на интонации, на взмахе кулака, на всем облике этого сильного, уверенного
в себе «фюрера». Неудивительно, что в АКМ(КПСС) идут те, кому нужен вождь,
думающий за всех них, указывающий направление и посылающий в бой. Полной
противоположностью было выступление какого-то троцкиста, который произвел
впечатление «гнилой интеллигенции», эдакого «революционера в домашних
туфлях», по меткому замечанию одного левого публициста.
Концерт
начался выступлением группы «Эшелон». Ивану Баранову всегда удается зажечь
аудиторию своими экстремистскими песнями. У него уверенный вид и красивый
голос. Поет действительно хорошо, качественно. Аудитория приняла его с
восторгом. Сползшиеся со всей площади неформали принялись трясти своими
хайрами и гривами в такт музыке.
Группы
сменяли друг друга, молодежь с тем или иным успехом слушала все это. Внезапно
на площади появился Тюлькин, депутат Госдумы и лидер РКРП-РПК – немаленькой
компартии, на которую ориентируется РКСМ(б). Несколько «революционных
комсомольцев» подбежали к заграждениям перед сценой и стали жестами подзывать
организаторов. Подошел Карелин. Состоялся краткий, но довольно ожесточенный
диалог, после чего стороны разошлись. Как потом выяснилось, комсомольцы
пытались пробить выступление Тюлькина и лидера РКСМ(б) Сычева. Разумеется,
Сычеву МЛФовцы дали от ворот поворот, а вот Тюлькину отказать не могли,
и он выступил в перерыве между выступлениями каких-то групп под аплодисменты
и скандирование РКСМ(б). Речь его была спокойна и размеренна, а призыв
разогнать Думу к чертовой матери вызвал смех и одобрение аудитории.
Концерт
продолжался, и за полчаса до его окончания левая молодежь начала потихоньку
паковаться. К самому окончанию мероприятия уже вряд ли кто-нибудь, кроме
нескольких фанатов перед трибуной, слышал, о чем там поют или говорят.
Молодежь сбилась в группы, похватала свою атрибутику, и как только было
объявлено об окончании митинга, потопала к метро.
А смысл?
После
«Антикапитализма-2004» от разных организаций появилось множество рассказов
о марше, выдержанных в самых бравурных тонах. Мы в очередной раз всем
показали, поднялись на борьбу, режим содрогнулся, мы не сдаемся, восстание,
революция, революция, революция… и так далее. И чем больше таких красивых
слов в рассказе, тем оторваннее он от жизни. Читая все это, невольно приходишь
к выводу, что молодежное левое движение не может и не хочет взглянуть
на себя со стороны, трезво разобраться в происходящем. Коммунисты призывают
рабочий класс стать «классом для себя», а не «классом в себе». Но сами
они при этом остаются таким же «классом в себе», кастой, оторванной от
жизни обычных людей. И молодежь воспроизводит эту систему.
В
чем был смысл марша? Кто-нибудь может рассказать об этом? Неужели только
в том, чтобы покрасоваться друг перед другом? Чтобы лишний раз попиариться?
Засветиться перед журналистами? Раскрутиться? Напомнить о себе? Или просто
весело и с шумом пройтись по улицам Москвы и Подмосковья? Молодые левые,
нещадно бичующие буржуазию, буржуазный строй, буржуазные стереотипы, буржуазные
приемчики, соревнующиеся друг с другом по части «революционности», сами
легко попадаются на удочку этих самых буржуазных стереотипов. Ругают КПРФ
за то, что она играет в парламенте с буржуазией по буржуазным правилам.
Но позвольте, а что же тогда такое марш «Антикапитализм» как не игра по
буржуазным правилам? Есть буржуазный миф о том, что известности можно
добиться через засветку в СМИ, и вы покупаетесь на это. Вроде все знают,
что задача коммунистов – это работать среди трудящихся, организовывать
их на каждодневную борьбу за свои интересы. Но молодые левые вместо этого,
подобно другим буржуазным партиям, гоняются за раскруткой по-буржуазному,
через СМИ, через громкие акции, а то и через потасовки. И никто не вспоминает,
что большевики в свое время «раскрутились» через борьбу вместе с трудящимися
против их угнетателей. А ведь когда у тебя за спиной народ – это «раскрутка»
помощнее любых статей-однодневок и издевательских сюжетов в теленовостях.
Но
это сложно. Это очень сложно. Это ж нужно идти к людям, пытаться расшевелить
их, пытаться понять их интересы, их желания, их предрассудки, причины
всего этого. А наши зашуганные левые не то что к людям идти – они
зачастую скрывают свои убеждения от родителей и в коллективах. Им стыдно
и боязно быть «не как все». Гораздо легче раз в год пройтись шумной краснознаменной
толпой по улицам и устраивать периодические мелкие акции протеста. Вот,
мол, какие мы красивые и хорошие, вступайте к нам! А что прохожие шарахаются
от таких эрзац-коммунистов как от чумных – так это ничего. На это просто
не обращают внимания. Или же скандируют «Обыватели – козлы!» И внушают
себе сектантские стереотипы – мол, все «обыватели» щемятся, боятся вступать
в борьбу, а к нам должны приходить только «настоящие революционеры». Отличное
самооправдание.
«Антикапитализм»
– квинтэссенция молодежного левого движения в стране. Как и все,
что делают левые, это акция ради акции, без смысла и цели, ритуальное
действие, обвешанная псевдоидеологической мишурой тусовка. Марш ярко характеризует
левацкую сущность молодых коммунистов, их оторванность от народа и сектантство.
Спустя три года после проведения первого марша многие начинают понимать,
что «что-то не так». Многие задаются вопросом – а что дальше? Куда мы
идем? Но ответа они не получают.
Ежегодный
марш «Антикапитализм» умирает. И если молодые коммунисты вовремя не развернутся
лицом к народу, современное молодежное левое движение умрет вместе с ним.
Копирование материалов разрешается только с ссылкой на источник (www.trudoros.narod.ru)
|
ВСЕ НОМЕРА
ОГЛАВЛЕНИЕ
|