СПЕЦИАЛЬНЫЙ
ВЫПУСК К СЪЕЗДУ "ТРУДОВОЙ РОССИИ". 2-3 ОКТЯБРЯ В МОСКВЕ.
|
Август БЕБЕЛЬ
ХРИСТИАНСТВО и СОЦИАЛИЗМ
БЕБЕЛЬ
Август (1840-1913) – один из основателей и виднейший деятель
германской социал-демократии и II Интернационала. С 1867 г. депутат рейхстага.
За выступления против захватнической и антинародной политики германского
правительства и за защиту Парижской коммуны 1871 г. пробыл в заключении
около шести лет. Находясь под идейным руководством К. Маркса и Ф. Энгельса,
возглавлял вместе с В. Либкнехтом нелегальную социал-демократическую партию
в период исключительного закона против социалистов (1878-1890 гг.). После
смерти Ф. Энгельса начал переходить на позиции центризма.
Статья А. Бебеля является ответом на письмо католического священника
Вильгельма Гогофа в редакцию газеты «Volksstaat».
...Мораль
совершенно различна на разных ступенях человеческой культуры. У всех
народов имеются определенные правила взаимоотношений между людьми и
соблюдение этих правил в интересах всех считается необходимым. Без таких
правил не может существовать ни одно общество. Нарушение их считается
безнравственным и либо вызывает только выражение недовольства со стороны
третьих лиц, либо влечет за собой материальную и физическую кару, которая
приводится в исполнение над преступником общественными властями.
...В
течение более чем восемнадцати столетий христианская религия,
эта «религия любви», была для всех верующих и мыслящих религией ненависти,
преследований и притеснений. Ни одна религия в мире не стоила человечеству
стольких слез и крови, как христианская, ни одна не дала стольких поводов
к преступлениям самого отвратительного свойства. А когда дело идет
о войне или массовом убийстве, то священники всех христианских исповеданий
и сейчас еще готовы дать свое благословение и все духовенство одной нации
воздевает руки к небу, чтобы у одного и того же бога, бога любви, испросить
уничтожения своего врага – другой нации...
Христианство
враждебно свободе и культуре. Своим учением о пассивном повиновении
«властям предержащим», иже «от бога учинены суть», своей проповедью терпения
и прощения в страданиях – проповедью, подкрепленной обещанием,
что за все невзгоды, перенесенные здесь, на земле, будет получена награда
в иной жизни,– христианство отклоняло человечество от его цели – совершенствоваться
во всех отношениях, стремиться к высшему развитию, радоваться и наслаждаться
уже достигнутыми благами. Христианство держало человечество в рабстве
и угнетении, оно и в настоящее время служит лучшим орудием политического
и социального гнета.
…Прогресс
человечества требует, чтобы всякой привилегии, всякому господству была
объявлена война.
Церковь
пользуется не меньшим господством над народом, чем правительство – пытаясь
бороться со всем, что служит ее уничтожению, т. е. с наукой и образованием,
к которым стремится социализм.
Социализм
является самым настоящим народным и человеческим учением, потому что
он в действительности стремится применить к жизни те нравственные законы,
которые для церкви в течение восемнадцати веков служили только вывеской
и употреблялись ею лишь для подавления и угнетения масс. Социализм
хочет осуществить всеобщее равенство, всеобщую любовь и всеобщее счастье
не потому, что их проповедовали Будда, Иисус и Магомет. Всеобщее равенство
и счастье сами по себе являются целью, идеалом, который чувствовало и
к которому бессознательно стремилось человечество во всех странах, при
всех государственных устройствах и вероисповеданиях. Человечество достигло
бы этого идеала и в том случае, если бы не существовало ни Будды, ни
Христа, ни Магомета. Представляя себе землю как юдоль страданий, пророки
эти неоднократно проповедовали умеренность и воздержание и указывали
человечеству на будущую жизнь за гробом. А между тем нет, да и не может
быть никаких данных, подтверждающих существование этой другой жизни,
потому что она невозможна, и вера в нее только накладывает оковы на человеческие
стремления и препятствует человеческому прогрессу. Все хорошее, что возникло
во время господства христианства, принадлежит не ему, а всего того огромного
зла и несчастья, которые принесло оно с собой, мы не хотим. Вот в двух
словах наша точка зрения.
Итак, господин священник, теперь Вы поймете, как бесконечно далеки наши
стремления от стремлении христианства.
Ваши
епископы, ваши каноники (соборные священники), ваши графы, бароны и буржуа,
которые стоят во главе католического движения,– это не наши люди.
Они не желают человечеству ни равенства, ни счастья, потому что иначе
им пришлось бы если не отказаться совсем от своего привилегированного
положения, то во всяком случае поступиться им, чтобы доставить победу
тому благу человечества, к достижению которого они якобы стремятся. Наоборот,
они являются главными защитниками привилегий и классового господства;
они хотят не справедливости, а благотворительности, не равенства, а смиренной
покорности, не знаний, а веры…
Итак,
я совершенно не могу согласиться с Вашим мнением, будто христианство
стремится к той же цели, что и социализм. Христианство и социализм противостоят
друг другу, как огонь и вода. Так называемое доброе зерно, которое
Вы, но не я, находите в христианстве, есть зерно не христианское, а
общечеловеческое. То же, что принадлежит собственно христианству
– его учения и догмы, – враждебно человечеству.
Копирование материалов разрешается только с ссылкой на источник (www.trudoros.narod.ru)
|
ВСЕ НОМЕРА
СОДЕРЖАНИЕ
|