Пролетарии всех стран, соединяйтесь !
|
|
|
|
|
|
С рабочими победим!На прошлой неделе в рамках подготовки к съезду "Трудовой России", который состоится 21 августа 2004 года в Москве, город Липецк с рабочим визитом посетил первый секретарь партии "Коммунисты трудовой России" В.И. Анпилов. Сразу после возвращения лидер "Трудовой России" рассказал нашему корреспонденту о ходе и результатах поездки. – Виктор Иванович, расскажите пожалуйста нашим читателям, какая ситуация сложилась сейчас в Липецке в рабочем движении? Существует ли там региональное отделение "Трудовой России"? – Сейчас из-за разброда в коммунистическом движении практически все отряды коммунистов остались позади рабочего движения в России. В то время как речники Лены перекрывают в знак протеста движение на одной из великих рек России, а шахтеры Хакасии ведут голодовку, мы вынуждены только констатировать данные факты, но никакой организации протестных действий с нашей стороны фактически не предпринимается. В Липецке та же самая ситуация. Если администрация президента и сам президент уверяют рабочих тракторного завода, что задолжность по зарплате там сейчас минимальная, но на самом деле задолжность уже превышает сорок миллиардов рублей. Уже шесть месяцев рабочим тракторного завода не платят заработанную плату. И хотя в Липецке нет организации "Трудовой России", там действуют ВКПБ, КПРФ, да и губернатор Липецка, здравомыслящий человек, фактически близок к коммунистам, никто из них не взял на себя организацию стачечной борьбы. Однако в Липецке все же нашлась активистка, которая взяла ее организацию на себя – это обрубщица металла тракторного завода Валентина Григорьевна Пересыпкина. Ей даже удалось вывести людей на улицу, но сил, чтобы вести борьбу до полного удовлетворения экономических требований трудящихся, не хватило. Я договорился с Пересыпкиной, что побываю на тракторном заводе, но к сожалению семейные обстоятельства не позволили Валентине Григорьевне уделить мне время. Но все же мне удалось посетить фабрику «Липчанку», встретиться с ее работниками и руководителями. Конечно картина вырисовывалась двоякая. С одной стороны, директор завода утверждал что средняя заработанная плата работника составляет шесть с половиной тысяч рублей. С другой же стороны, когда мы говорили с нашим товарищем, директором по коммерции, то он приводил другую цифру – около трех с половиной тысяч рублей. Когда же я пришел в цех, то эта цифра упала еще на одну тысячу, и в среднем считается, что заработанная плата в швейном цехе на каждую работницу составляет две с половиной тысячи рублей. – Что же прежде всего заставило обратить на себя внимание? – Прежде всего меня поразило то, что большинство женщин, работающих в цехе, трудились еще в советское время, получили специальное образование, и фактически это высококвалифицированные, искусные специалисты. Когда мы зашли в цех, то меня сразу заинтересовала их готовая продукция: прекрасная опрятная школьная форма, но на лацкане пиджака красовалась почему-то эмблема на английском языке: «Holly Treenidat», что в переводе означает «Святая Троица». Как оказалось, коммерческий директор фабрики договорился с Англией, чтобы в Липецке шили школьную форму для престижного английского колледжа, находящегося близ Лондона. Отмечу, что ранее, в советское время, «Липцанка» имела заказы на изготовление школьной формы, которую, надо сказать, она шила довольно неплохо. Но с развалом Советского Союза, с уничтожением социализма школьную форму отменили как наследие «казарменного социализма» и таким образом «Липчанка» лишилась заказов и теперь шьет форму на учеников английских колледжей, заинтересованных в том, чтобы их форма была опрятной и качественной. Когда я начал разговаривать с работницами, то поинтересовался: почему, по их мнению англичане доверили шить школьную форму именно им. Конечно все отвечали по–разному, кто во что горазд. И тогда мне вспомнился один телевизионный репортаж о малом бизнесе в Англии. Оператор российского телевидения, снимая свой репортаж, случайно навел камеру на объявление, висевшее у входа в небольшое кафе в Лондоне. И хотя камера задержалась на этом объявлении всего на несколько секунд, но и этого было достаточно, чтобы человек, знающий язык, сумел понять о чем идет речь в объявлении. Там говорилось, что на работу в кафе требуются посудомойки с заработанной платой до 10 фунтов стерлингов за час работы или, в переводе на доллары, 17 долларов за час труда. Если данную сумму перевести на наши деньги, то получится не менее 500 рублей за час работы. Представьте себе, что таков заработок посудомойки. А если взять искусную швею, сколько же она потребует за свой труд в течении часа? Наверное это будет не менее 20 фунтов стерлингов, хотя отметим, что труд швеи требует большего внимания и умения и менее чем за 20 фунтов стерлингов швея в Англии не согласиться работать. Тогда у меня возник справедливый вопрос: сколько платят нашим швеям в Липецке конкретно на фабрике «Липчанка»? Когда начали считать, то выяснилось, что им платят 10 рублей за час труда, то есть это фактически высококвалифицированная дармовая рабочая сила. А потому англичане с удовольствием дают заказы русским фирмам, которые рады хоть какому-нибудь заработку. – Как же живут рабочие фабрики на такую нищенскую зарплату? – Действительно, на эту сумму, которую рабочие получают сегодня они не могут прожить, а потому, как правило, всю субботу и воскресение они отправляются на свои пригородные участки, чтобы «пахать» там как каторжные. Женщины даже смеются и говорят: «А нам директор фабрики так и говорит, зачем вам зарплата, вы картошку выкопали и на нее будете жить!». Таким образом, в Липецке я увидел то, что характерно сегодня для всей России и для всего рабочего класса: в добавок к тем полным рабочим дням, которые женщина отработала на фабрике за бесценок, она еще и выходные дни превращают в дни каторги. Конечно, я не против того, чтобы человек вел приусадебное хозяйство и «Трудовая Россия» всегда выступала в защиту права трудящихся на свой дачный участок. Но сегодня ведение этого хозяйства стало не приятным времяпрепровождением, как прежде, но необходимостью, чтобы добыть себе хоть какое-то пропитание. Следовательно, получается вообще двойная эксплуатация, в результате которой человек вообще изнашивает свой организм и у него не остается времени буквально ни на что. Такая ситуация, повторюсь, характерна для всей России. – Виктор Иванович, как нам выйти из этого положения? – Я рассказал работницам о системе, которая утверждена законодательно во всех странах Западной Европы – это система минимальной почасовой оплаты труда, и что нигде в мире, ни в Испании, ни в Англии мы не найдем такого положения, где за час труда платили бы меньше трех с половиной или четырех долларов. Тогда мне задали вопрос: «Виктор Иванович, почему у нас в России допускается подобное положение?» Как выяснилось, существующий на «Липчанке» профсоюз бездействует. Надо сказать, что за последние 10 лет на предприятии сложилось два профсоюза: один – свободный профсоюз – во главе со Шмелевой Зинаидой Михайловной, с которой мне довелось встретиться и пригласить ее на съезд «Трудовой России», и есть другой официальный профсоюз, который занимается только тем, что потакает начальству и собирает членские взносы. – Почему женщины не переходят в свободный профсоюз? – Как они мне сами объяснили, главной причиной является страх. Они бояться быть уволенными со своего предприятия, а другой работы в городе просто нет. Более того, состоялся настолько интересный разговор с работницами, в котором я, со своей стороны, попытался понять, почему рабочие согласны трудиться даже без выходных, соглашаясь фактически на добровольное рабство и почему в такой ситуации они не протестуют? Во-первых, страх быть уволенными заставляет рабочих сдерживать свой гнев, а во-вторых, действует фактор разобщения, разъединения рабочих. Есть, например, на фабрике активные женщины, которые могли бы как на тракторном заводе в Липецке организовать забастовку, но их гораздо меньше чем тех, кого это рабское положение удовлетворяет. Кроме того, я не могу сказать точно, это мое предположение, но на фабрике действует еще и система подкупа – так называемая «серая» заработанная плата, которую , например, как в Ростовской области хозяева шахт приплачивают шахтерам, чтобы те определенное время не бастовали. Когда же задолжность по зарплате накапливается до гигантских размеров, шахтеры начинают шевелиться, но направляют весь свой гнев не на хозяина шахты, а на государство, которое уже продало данную шахту в частные руки, а следовательно не отвечает за социальные обязательства перед рабочими. В процессе откровенного разговора с работницами, мы фактически подошли к определению повестки дня съезда «Трудовой России», который намечен на 21 августа. Там, на съезде, нам необходимо обнажить интересы работников. Причем, если политический вопрос для нас несомненно состоит в упразднении института президентской власти и полной передачи власти в руки самих трудящихся, то общим экономическим интересом всех работников сегодня должна стать своевременная и справедливая заработанная плата. Мы должны учитывая тот факт, что мировая цена на нефть возросла сейчас до невиданной отметки – 42 – 43 доллара за баррель, а цена труда в России не выросла не на копейку. Этот вопиющая несправедливость Поэтому наша задача сегодня заключается в том, чтобы помочь рабочим определить какова на сегодняшний день должна быть минимальная почасовая оплата труда. Когда я сказал работницам, что «Трудовая Россия» выдвигает лозунг: «100 рублей за час труда и ни копейки меньше!», то они засмеялись. Тогда я предложил работницам самим посчитать какова должна быть минимальная почасовая оплата труда в России, чтобы они приехали на наш съезд со соей цифрой, со программой своих экономических требований. Ведь для нас очень важно, чтобы рабочий сам осознал свой интерес, который он пока даже не может выразить. Когда работницы сами начали считать, то и вышло, что требование «Трудовой России»: сто рублей за час труда выражает на сегодняшний день чаяния абсолютного большинства населения нашей страны. – В чем вы видите главную задачу «Трудовой России» на сегодняшнем этапе? – Как мне представляется по результатам поездки в Липецк, наш курс сегодня должен быть направлен на то, чтобы помочь рабочим самим осознать свои экономические интересы. Ибо если рабочие осознают свой интерес и их требование о справедливой почасовой оплате поддержат другие рабочие, то у рабочего класса проснуться невероятные силы. Если же рабочих будут по-прежнему удовлетворять 10 рублей за час труда и затем каторжный труд на своем огородном участке, чтобы не умереть с голоду, тогда они уже не рабочие. Они – просто рабы. Хотелось бы напомнить, что еще Чернышевский, а за ним и Владимир Ильич Ленин любили повторять, что «раб, не осознающий своего рабского положения – это просто раб. Раб, который осознал свое положение, но ничего не делает для своего освобождения – это холуй. Раб, который осознал свое положение и борется за свое освобождение – это уже борец». Поэтому наша задача в том, чтобы на этом этапе рабочие суммировали свои требования и выдвинули справедливое экономическое требование, и добились справедливости в вопросах платы труда, то есть осознали свое рабское положение . Следующий шаг – это освобождение от рабской эксплуатации, это взятие власти самими трудящимися. Вот два шага без которых, я считаю, в России невозможно торжество социальной справедливости. Расставались мы с работницами очень тепло, фотографировались на память, но я думаю, что нам предстоит проделать еще огромную работу во многих регионах, разъясняя необходимость просвещения трудящихся и сплочения их в борьбе за свои экономические и политические интересы. В любом случае до 21 августа мы обязаны достучаться до трудовых коллективов, чтобы они направили на съезд «Трудовой России» хотя бы по одному своему представителю. Также по одному представителю нам хотелось бы видеть от крестьянства, от трудящейся молодежи и от актива «Трудовой России». Нам необходимо, чтобы на съезде мы смогли увидеть реальную картину, которая сложилась в отношении человека труда в России. Мы должны действительно проанализировать ситуацию, вычленить интересы рабочего класса, а далее уже вместе с рабочим классом бороться за восстановление всех попранных социальных прав. Беседу вел Станислав Рузанов. |