Пролетарии всех стран, соединяйтесь !
ВЫШЕ, ВЫШЕ КРАСНЫЙ ФЛАГ! КЛАССОВЫЙ НЕ ДРЕМЛЕТ ВРАГ! - газета "Молния"
И ты снова доносишь до нас Слово тех, кто не предал свой класс! - газета "Молния"
Издаётся с 7 ноября 1990 г.
Газета "Трудовой России" № 5 (354) март 2006 г.

[Скрипичный ключ]
РОК – НЕ РАБ, РАБЫ – НЕ МЫ

В 60-ые годы прошлого века на поле блюза, фольклорных традиций и рок-н-ролла появился рок. Его оригинальность с самого начала бросалась в глаза: смелость экспериментаторства, разнообразие вокала, необычные для эстрадной музыки лады и гармония, порою парадоксальные аранжировки... — всё это привлекало молодёжь и отпугивало старшие поколения. Не случайно как в Советском Союзе, так и на Западе многие такие эксперименты запрещались. Молодёжи было необходимо высказаться, быть услышанными, заявить свой протест против гниющей машины несправедливости. Изменяя крылатую фразу, можно сказать: Если бы рока не было его бы придумали. Действительно, все новые средства выразительности были протестом против двуличной морали власть имущих, которые с рекламной улыбкой посылали погибать ребят за свои интересы. Конечно, протест этот зачастую был стихийным, неосознанным. Он и сплотил вокруг себя поколения пацифистов, хиппи, панков, но указать направление, по которому следует идти он уже не мог. И всё же это было разрушение старого мира. “Вы не используете субдоминанту после доминанты? А мы будем использовать! Вы любите плавную музыку? А мы вставим дисторшн!...” Все средства хороши, когда хочешь, что бы тебя услышали.

И рок услышали. Бизнесмены сделали свои выводы на массовой культуре. А спецслужбы кинулись направлять искусство в свои, “созидательные” русла. Борьбу за свободу подменяли свободой для избранных. Так, искренность рок-музыки, её потенциал, постепенно сходили на нет.

Результат подобных мер ощущается в музыкальном застое. Как только не рекламировали мультипликационное “рок-откровение” “Кошмар перед рождеством” Генри Селика и Тима Бёртона! Что-ж, давайте посмотрим каковы “сливки” предлагаемой культуры. Главный козырь — это созвездие отечественных музыкантов, принявших участие в озвучивании. А. Кортнев, Г. Сукачёв, А. Макаревич, Н. Фоменко и др. могут захватить дыхание фанатичным поклонникам. Но если остыть от эйфории и трезво рассмотреть в чём именно участвовали бывшие музыканты, то это будет более справедливо. Ведь поклонники не хотели бы видеть своих кумиров в роли проституток, выполняющих любые прихоти законодателей дум.

А подумать есть над чем. Вроде бы хорошая идея заложена в сюжете: главные герои хотят счастья согражданам и ради этой цели рискуют собственной жизнью. На этой популярной фабуле и остановиться-бы! Да нет. Не двусмысленно в этом мюзикле противопоставляются два мира. У каждого — своя культура, свой менталитет и свои представления о счастье. И победным гимном звучит прозрение главного героя, представителя не христианского мира о преимуществе цивилизованного, христианского мира. Американский режиссёр и его помощники уже давно ответили на вопрос какой мир лучше и какая “ось зла” ему противопоставляется. А вот что хотели сказать этой метафорой отечественные ретрограды? Может быть они, как всегда, вне политики? Просто наслаждаются шедеврами “цивилизованной” нации. Тогда не стоит надеяться, что за такое раболепие западные законодатели примут нас в свой “цивилизованный” лагерь. Интересно, что и западные, и отечественные коллеги применяют все средства для достижения своих целей. Так, в мультфильме смешались и беспроигрышный эффект “обиженных младенцев”, и кровавые сцены расправы с неверными. Наши не стесняются демонстрировать этот муз.апофеоз и в антихристианский Хэллоуин и в христианский сочельник. Плевать все они хотели на принципы — дети, кровь, кошмары, Бог, Сатана — всё смешалось в доме шоу-бизнеса, главное двинуть пойло в массы.

Может быть художественная ценность скрыла от исполнителей-переводчиков идею этого “шедевра”? Пьеса представляет собой набор затасканных жанров. На протяжении всего произведения не появилось ни одной членораздельной мелодии, которую можно напеть. Лишь изредка проскочит серый, невзрачный лейтмотив и исчезнет без претензий на оригинальность.

В замечательном российском фильме “Попса” героиня Т. Васильевой, богатая продюсер, с разбитой, трагической судьбой, объясняет своей новой, неопытной протеже: “Ты думаешь кому-нибудь нужны твои оригинальные песни? Ты подавай им три аккорда. А больше они ни чего не хотят слушать”. Это — большое откровение для шоу-бизнеса. Однако правды здесь не сказано до конца. Эти атрофированные вкусы народ не сам выбрал, они оковами навязывались ему в интересах стабильности. И вкусы эти прививаются не только в музыке, но и в кино, литературе, живописи.... Как опасно властям было бы искусство, способное объединить народ, а не деградировать его. Искусство не может развиваться в рамках видимой свободы. Слишком туги оказались ошейники капитала.

С.ВОЛКОВ.

Копирование материалов разрешается только с ссылкой на источник (www.trudoros.narod.ru)

Hosted by uCoz