Капитализм Достоевского
В прошлом году мы отметили 200-летие со дня рождения Достоевского. На одной из конференций, посвященных писателю я сказала следующее: “О Достоевском можно говорит часами, так как им написано множество прекрасных произведений.
Начну с цитаты из знаменитой работы литературоведа М.М.Бахтина “Проблемы поэтики Достоевского”. Итак, Бахтин пишет “Каус утверждает, что мир Достоевского является чистейшим и подлиннейшим выражением духа капитализма” (“Проблемы поэтики Достоевского”, стр.11).
Лет 8 назад мы с подругой заговорили о Достоевском и обе сказали о том, что почитав его в юности, в школе, стали очень враждебно относиться к капитализму. Он и только он, в первую очередь, показал нам, что капитализм плох. Были, конечно, и другие причины, например, участие моего дедушки в армии Буденного (воевать идут, когда нет другого пути), или антикапиталистические книги других авторов, Теодора Драйзера, Николая Васильевича Гоголя.
Религиозную составляющую произведений Достоевского мы не особо замечали, да я и понимала, что при капитализме люди нуждаются в боге, как в защите. Им страшно жить. Есть социальное неравенство, женщина превращена в бессловесную вещь.
Для того, чтобы семья не умерла с голоду, совсем молоденькая Сонечка становится проституткой.
Люди со знаниями в голове, такие как Раскольников и Разумихин, не имеют средств даже для скудного пропитания и в любой момент могут оказаться на улице. Раскольников, не имея денег, может либо находиться в своей крошечной темной комнате, похожей на гроб, либо гулять по холодным улицам города, либо сидеть в трактире. А там безработные и пьяные. Он ограничен в своих передвижениях - ни театр, ни музей, ни путешествия ему не по карману.
Достоевский показал насколько гнилы верхи общества неравенства, они погрязли в разврате (вспомним Свидригайлова!).
Знаменитый коммунист и журналист Виктор Иванович Анпилов часто говорил о своей любви к роману Достоевского “Братья Карамазовы”. Он считал, что именно этот роман яснее всего демонстрирует чудовищную античеловеческую сущность капитализма. И вспоминал эпизод, в котором Иван Карамазов рассказывает о богатом помещике, приказавшем затравить собаками маленького ребенка, сына крепостной.
Человеческая жизнь при капитализме ничего не стоит, это общество жестоко и может устраивать лишь богатых паразитов.
Большое впечатление на меня произвело и то, как главная героиня “Бедных людей” ведёт своё хозяйство, как не зажигает свечи, если они горят в доме напротив, как часто вынуждена сидеть в полной темноте.
Подобное началось и у нас в 90-е годы. Я очень любила свою работу в школе и часто возвращалась оттуда уже в темное время суток. При социализме аллею, по которой я шла, освещало большое количество ламп из домов. В 90-е многие начали экономить , как и я, зажигать в люстре не 4 лампочки, а одну. Аллея стала тёмной.
Не случайно бытует выражение “Петербург Достоевского” - холодный, тёмный, мрачный. За дрова бедным людям тоже платить нечем и отсюда этот холод.
Говоря о Достоевском, очень бы хотелось сравнить его произведение о жизни людей в остроге “Записки из Мёртвого дома” с “Одним днём Ивана Денисовича” Ал.Солженицына. Я читала внимательно и то, и другое.
Книга Солженицына превращается в ноль после прочтения произведения Достоевского. Почему?
У Достоевского люди имеют душу, переживания, желания. Его герой учит читать парнишку с Кавказа.
Эти люди -каторжники думают не только о том, как встать в очередь за едой, они участвуют в театральной постановке. Да, они преступники, но они не безлики, как у Солженицына.
Впрочем, я уверена, что книга Солженицына была написана с одной единственной целью. Он хотел сказать о том, что страна была не готова к войне с Гитлером. И упрекнуть в этом Сталина. Но … Гитлер на нас напал, а не мы на него. Да и в этой ситуации, как раз наоборот, видна выдающаяся роль Сталина, который сумел быстро перебазировать машиностроительные заводы на Урал и в Сибирь и они начали там работать на нашу Победу.
Согласно Александру Ивановичу Герцену в “Записках из Мёртвого дома” Достоевский предстал русским Данте, который опускался в ад. Герцен даже сравнивал это произведение с фреской Микеланджело “Страшный суд”. Он так высоко ценил Достоевского, хотя сам тоже был прекрасным писателем и автором знаменитой “Сороки-воровки”.
И я призываю Вас перечитать произведения Федора Михайловича, чтобы с еще большим усердием и силой бороться против капитализма, за установление справедливого социалистического строя со светлыми и теплыми бесплатными квартирами для трудящихся.
Надежда Диас
|