Задонщина
Поэтическое переложение
Славен Дмитрий — князь
Своей победой.
Сокрушил
Мамаеву он рать.
Нам ли, русским,
Не пропеть об этом.
Нам ли, други,
Слов не подобрать
Мы отыщем
И слова,
И ритмы.
Мы прославим
Ратный
Русский дух,
Что взошел
Над Куликовской битвой
Сквозь мечей и копий
Смертный стук.
* * *
Дмитрий — князь
и брат его Владимир,
вспомнив
предков славные дела,
собирают рать свою
во имя
русских далей
в звонких куполах.
По земле
по русской
боевые
кони натянули удила.
Трубы в бой зовут,
и вечевые
сотрясают даль
колокола.
А до Дона —
дальняя дорога.
Там татары.
Там мамаев трон.
К Дмитрию
на верную подмогу
собрались князья
со всех сторон.
Говорили:
«Господин великий,
нас теснят враги
в родном краю.
Мы готовы
и сердца,
и пики
бросить в бой
за Родину свою.
Испытать хотим мы
полной мерой
русский дух
в сражении с Ордой.
Постоим мы
за Христову веру
и себя
прославим
битвой той».
И ответил князь
великий Дмитрий:
«Все
птенцы мы
славного гнезда.
Нам ли, братья,
видеть,
как глумится
по Руси
поганая Орда.
Край литовский
Нам сегодня предан.
И за нас
С дружиною своей
сыновья великого Ольгерда —
удальцы Димитрий и Андрей.
Вместе с нами
свой направит в степи
в сечах многих
обретенный полк,
вражьи
не однажды
рвавший сети,
воевода доблестный Боброк».
* * *
То не гром
небесный
над Москвою,
То не гром
подземный
под Москвой —
русский люд
готовит
силы
к бою
с Русь пленившей
черной татарвой.
Как задули с моря
ветры, ветры.
Ходят волны
Дона и Днепра.
В честь Руси и православной веры
Русской рати
Выступать пора.
Быть
Великой битве
на Непрядве.
Победить
или убиту быть.
Многим
от мечей лихих
не прячась
кровь
придется
на ковыль пролить.
С Дона рокот,
рокот
сил мамайских,
сил несметных —
не окинет взгляд.
Словно
крови
требуя для смазки
их телеги
по степи скрипят.
Словно крови
требуя для крови,
волки
воют
сквозь вороний грай.
К Дону
приближаются хиновя.
К ним
Навстречу вышел
Русский край.
На ветру
Хоругви боевые.
Дмитрий — князь
ведет
бойцов своих.
В русском небе
Русские святые —
Глеб с Борисом —
молятся за них.
То не тучи
с грохотом и ревом
встретились,
чтоб молнии швырять.
То пошли
на поле Куликовом
русские
на вражескую рать.
Тысячи мечей
и копий тыщи
загремели
по лугам,
холмам.
Вскинулось тут диво —
славу свищет
битве
К чужедальним городам.
Чтобы знала
«тонкая» Европа,
чтобы знали
люди дальних мест,
что от всетатарского
потопа
спас их
русский меч
и русский крест.
Падали князья
И воеводы
На осенний берег
На донской.
И сливались тут
Речные воды
С алою
Кровавою рекой.
Велика
Ретива
Вражья сила.
Подустали русские слегка.
Но сдавать нельзя —
Благословила
Русь на битву
Сергия рука.
А рука
Другого черноризца
Дланью
Богатырскою была.
Показала всем,
Как надо биться,
Выбив
Челубея из седла.
Много русских
Пало под мечами.
Многим им
Пронзили
Стрелы грудь.
Приутихли
Рощицы в печали,
И кукушки в них
кукуют грусть.
И в просторы
Куликовской рубки,
запрокинув
лица к небесам,
стон несут свой женушки-голубки,
плач
по воеводам
и князьям.
Стонет Марья,
слезы льет Аксинья.
И рыданья
рвут Федосьи грудь.
Сеча
их мужей
в ковыль скосила,
русской славе
пробивая путь.
Слезы, слезы —
женских душ
опора,
но всегда,
средь бед и неудач,
русской силе —
горький и покорный —
был союзник
русских женщин плач...
* * *
Князь Владимир тут
и князь Волынский,
ратной силой
Дмитрию верны,
из засады
ковылем-полынью
с правой
саданули стороны.
Коням
негде
приземлить копыта —
сверху люди
и внизу — народ.
Кони вязнут,
как в снегу,
в убитых.
Кровь людскую
переходят вброд.
Знают
воеводы и бояре —
есть закон для них
у битвы свой —
молодеть тому,
кто воин старый.
Честь искать тому,
кто молодой.
Знают,
что получит
вволю меды —
почестей
наделов
и услуг
всяк,
в ком битва
подтвердит породу,
кто меча
не выпустит из рук.
Князь Димитрий
слезно Бога молит:
«Не оставь,
дай силу;
Боже мой.
Дай вернуть
на Русь
мне
воздух воли
отнятый
проклятой
татарвой».
Укрепила
Дмитрия молитва.
Слезы вытер он
и вскинул меч
.
Тихим русским полем
правит битва,
Русь
не знала ты
подобных сечь;
Ослабели
у поганых жилы.
Стяги русских
двинулись вперед.
Засияли
русские дружины,
выйдя
на победный поворот.
Бросились татары
в степь пустую,
и Мамай
в отчаяньи исторг:
«Проиграли
битву мы
вчистую.
Знать, велик он,
христианский Бог»
Драпали
непрошенные гости,
участь
свою горькую
хуля.
У Непрядвы
растеряли
кости
с русских
на татарские поля.
Побежал Мамай,
Орды лишенный
с верной свитой
по степям пыля.
Но нигде
приюта
не нашел он.
Приютила лишь
сыра земля.
Тишина взошла
над полем бранным.
Отгремели
копья и мечи.
Воск
в далеком
православном храме
с поминальной
капает свечи.
Углич ждет
И Серпухов,
И Муром,
И Коломна,
Кострома,
Ростов.
Тех,
кто в бой вошел
Осенним утром,
Многим
Не поднять своих голов.
Здесь
за храмы русские,
за веру,
за родимый
гул колоколов
под донские
вековые ветры
тыщи
русских жизней
полегло.
Здесь,
не зная
жребия другого,
Русь
великой битвой
поднялась.
Слава тебе,
поле Куликово —
правой
русской силы
ипостась.
Примечания.
«Задонщина» — создана в конце XIV или начале XV века и повествует о Куликов-
ской битве, произошедшей 8 сентября 1380 года. В этом сражении объединенные
русские войска под предводительством московского князя Дмитрия Ивановича впер-
вые после установления монголо-татарского ига одержали победу.
Мамай — военачальник Орды. Умер в 1380 году.
Владимир — князь Владимир Андреевич Храбрый (1353—1440), двоюродный
брат Дмитрия Донского.
Дмитрий и Андрей — сыновья великого князя литовского Ольгерда Гедеминовича, которые находились на службе у князя московского Дмитрия.
Боброк — Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский — воевода Дмитрия Донского.
Речка Непрядва — приток Дона.
Хиновя — монголо-татары.
Глеб и Борис — невинноубиенные князья — одни из первых русских святых.
Сергий — Сергий Радонежский — монах, основатель Троицкого монастыря,
благословил князя Дмитрия на Куликовскую битву.
Другой черноризец — имеется в виду монах Пересвет, посланный на битву Сер-
гием Радонежским.
Челубей — вышедший на поединок с Пересветом монголо-татарский воин-
богатырь.
Марья, Аксинья, Федосья — жены погибших князей и воевод.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ
Грянул гром Пресвятой Богородицы.
Гул летит, сотрясая века.
Слышу грохот мамаевой конницы
Свист мамаевых стрел у виска.
Пыль и кровь захватили пространство.
И прорвавшись сквозь это кольцо,
Я — потомок славянского братства
Из Непрядвы омою лицо...
Игорь Лукьянов
(г. Борисоглебск)
|