Ленин
Принципиальное отличие Ленина от Путина и любого политика из его окружения состоит в том, что вождь мирового пролетариата в действительности был вождём в лучшем смысле этого слова. Он был своего рода вожатым рабочего класса, взывающим к сознанию всего класса и каждого человека труда. Он не обещал социальных благ, не обещал того коммунизма, про который в Третьей программе партии, принятой 22 партсъездом будет сказано, что все блага для человека польются "как из рога изобилия". Не говорил он и о повышениях пенсий и зарплат до уровня прожиточного минимума или средних показателей по региону, как это делают теперь Путин и чиновники от "Единой России". Сам лозунг Единой России, кстати, претил Ленину, считавшему, что каждый из народов вправе сам решить свою судьбу, в том числе и путём выхода из состава единого государства. Этим Владимир Ильич предвосхитил и философию чучхе, ставящей в центр человека, обладающего самостоятельностью, независимостью и способностью к творчеству, человека - хозяина собственной судьбы и всего окружающего, всё решающего самостоятельно.
По Ленину, в политике главное - не дать обещания человеку и даже не взять на себя обязательства, и пользуясь властью, выполнить программу социально-экономического развития и обеспечить определённый уровень жизни, а предоставить трудящимся возможность самим вершить свою судьбу, самим брать власть в свои руки и принимать решения. Марксизм, поднятый Лениным на уровень государственной идеологии вовсе не отрицал лучшего, что было накоплено опытом культурного развития человечества на протяжении тысячелетий. На 3 съезде Российского комсомола на последнем этапе гражданской войны Ленин, выступая перед молодёжью, рвущейся в бой, говорил о том, что недостаточно победить в сражении и обеспечить власть Советов, - необходимо воспринять всё лучшее из того, что накоплено человеческой мыслью. Но эти знания не должны быть мёртвыми, они должны иметь практическое применение. Ребята и девчонки должны овладеть практическими ремёслами. Об этом как о необходимом для всей системы педагогики Ленин писал в записке одному из ведущих политиков того времени, вроде бы, Луначарскому. Глава Советского правительства, обращаясь к опыту теоретических размышлений христианского проповедника и публициста 16 века Т. Кампанеллы, ссылаясь на его труд "Город Солнца" отмечал, что детей необходимо обучить целому ряду ремёсел. Кстати, нынешний патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одной из своих передач на центральном ТВ отметил, что в Советской России марксисты унаследовали христианскую мораль. Точнее было бы сказать: лучшее, что было заложено в это учение изначально. Это и неудивительно, ведь ещё в школьные годы Володя Ульянов на зубок выучил Закон Божий, в гимназическом аттестате по этому предмету у него стоит оценка "отлично". Он, наверняка, знал, что в годы написания Евангелия христианство было весьма прогрессивной идеологией, проповедующей всеобщее равенство. Это способствовало разложению и в конечном счёте падению рабовладельческого строя. Кстати, уже будучи революционером, Ленин в анкетах писал, что вероисповедания он православного. С женой, революционеркой Надеждой Крупской, Владимир Ильич венчался в церкви. А уже потом, после революции 1917 года, в первый советский кодекс законов о труде было включено требование дни крупных православных праздников объявлять выходными, а накануне этих дней заканчивать все работы досрочно. Таких реверансов в сторону православных рабочих не делало ни царское правительство, ни современные власти, обычно действующие вкупе с церковью.
В общественном сознании 90-х - 2000-х гг. пропагандисты под влиянием загнивающего Запада пытаются провести мысль, что с именем Ленина неразрывно связано крушение старой Российской империи, трагическая гибель последнего русского императора Николая Второго и его семьи, миллионов простых людей. Идёт низвержение Ленина как человека, олицетворяющего нравственный идеал личности и одновременно с этим - прославление в лике святого его падшего политического противника - Николая Второго, а вместе с ним его семьи и целого ряда иных "новомучеников". В советское время к имени Николая был прицеплен ярлык "Кровавый", теперь про него говорят: "Святой" и его портреты и иконы с нимбом хорошо знакомы тем, кто интересуется историей и религией. В действительности, Ленин с Николаем Вторым хотя и были политическими противниками, но ни разу не встречались. Ленин не подписывал какого-либо декрета, согласно которому Николай Второй был бы казнён, напротив, бывшему царю, добровольно ушедшему в отставку, ленинским декретом было дано советское гражданство и все соответствующие права! Советская власть преследовала Николая Второго, но следствие в отношении него началось ещё до того как Ленин пришёл к власти. И обвинения были не беспочвенными: если Николай и не довёл страну до революции (а так и было), то он по крайней мере не предпринял всех необходимых мер для того чтобы избежать её, решительно предприняв всё, что нужно, для решения социальных проблем. Это хрестоматийно известные со школы рабочий вопрос, крестьянский вопрос, вопрос о власти (тут уместно вспомнить, что в первые несколько десятилетий после утверждения на троне династии Романовых система была куда более демократичной: созывались Народные Соборы, действовала система народного представительства на центральном уровне)... Наконец, война, даже две войны, которых можно было бы избежать, прояви Николай такую же политическую волю, как Ленин в октябре1917 и марте 1918 года.
Нынешние патриоты мечтают возродить Россию в границах империи и даже присоединить к её территории Сербию и другие славянские земли. Но чего стоит такое решение, если на управляемой из одной столицы - будь то Москва или Питер - территории люди будут жить в нужде, в кабале, в беспросветности?
Историки с трудом выяснили, что в защиту рабочих при Николае Втором были приняты отдельные законодательные акты. Исследователи выяснили, что выборы в царскую Госдуму обеспечивали - благодаря формированию представительства по куриям - членство в этом органе большего числа рабочих и крестьян, чем обеспечивается с нынешним законом о выборах... Ну, и конечно вспоминают миротворческие конференции в Гааге, созванные, якобы, по инициативе Николая Второго в первые годы его правления. Да, отдельные подвижки начались ещё при нём. Да, казнь - слишком жестокое наказание, особенно жестокое и с позиций гуманизма несправедливое и абсолютно неприемлемое, по крайней мере, к детям. Может, Николая и его семью и можно признать мучениками за веру... Но не изменили ли они сами этой вере, тому учению (ныне это иногда называют некоторые христианским гуманизмом), которое было провозглашено самом Иисусом: "не убий", "не укради", "помогай ближнему своему" и т.д. Николай посылал на верную смерть сотни тысяч рабочих, его помощь не то, что ближним - своим единоверцам и подданным была явна неадекватной текущему моменту. Говорят, он был набожным, но разве по-христиански в военную годину как будто в издёвку вместо оружия, которого не хватало, посылать на фронт эшелоны с иконами? Да и мог ли он, "божьей милостью император" отказаться от короны, проявить слабость и безволие? Как человек - мог, а как исполняющий божественную волю, тем более - как святой? Впрочем, смотря какой святой, ведь святыми были и юродивые.... На подвижника Николай Второй не тянет.
А вот Ленин - этот и учения все изучил досконально, и подвижничеством истинным занимался. Причём и серьёзные книжки писал, и рабочей массе был, в самых что ни на есть заводских рабочих кружках. По крупицам создавал партию, и подбирал в неё не маньяков, насильников и убийц, как это сейчас пытаются представить некоторые антисоветчики и антикоммунисты, а достойнейших людей своего времени, которые не только были умны и интеллигентны, но и не стеснялись объединяться с передовыми рабочими, прилагать усилия к тому, чтобы действовать в интересах свободного человека труда, человека - хозяина земли и творца своего счастья.
Всякие экстремистские лжеучения были отброшены революционными социал-демократами. В Союзе борьбы за освобождение рабочего класса, а затем социал-демократической и коммунистической партиях не было места для бомбистов, для всё ниспровергающих анархистов, для варваров. Ленин объединился в одной партии с такими людьми, как будущий руководитель Академии наук Г. М. Кржижановский, его товарищами были будущий организатор советского здравоохранения Н. А. Семашко, талантливый грузинский поэт и организатор народного хозяйства СССР И. В. Сталин, учёный-естествоиспытатель Богданов, литератор Луначарский, дипломат Чичерин, теоретик новой педагогики Н. К. Крупская, сделавший переворот в поэзии В. В. Маяковский и многие другие.
О связях святого Николая с научно-технической интеллигенцией известно куда меньше. Зато известно, как в знак протеста против его решений о разгоне Думы и преследований революционеров многие учёные оставили свои кафедры, ушли из Петербургского университета и академии наук. Деятели культуры либо ударились в упаднический декаданс, либо стали предрекать революцию и перешли на её сторону.
Неудивительно, что никто из апологетов Николая Второго не может назвать ни одного имени действительно достойного человека, прославившего Россию, её науку и культуру, кто бы до конца был бы истинным сторонником последнего самодержца. И даже в самых позитивных воспоминаниях о нём говорится только как о "добром семьянине", но не как о выдающемся политике!
Антон ТЮМКОВ
|