О современном искусстве
Написала заголовок и задумалась: «А искусство ли оно?»
На днях по телевизору показывали выставку современных картин и говорили о том, что современное искусство, не такое, как было раньше, оно заставляет думать и размышлять. И показали какие-то синие не то квадратики, не то линии на белом фоне. Да, ну, и какие же такие ценные мысли вызовет это творение у зрителей? О чём серьёзном можно подумать, глядя на всё это? Да ни о чём. Серьёзные мысли в голову не приходят. Можно подумать: «Жизнь разнообразна или синее на белом неплохо смотрится». И всё. А вспомним картину Сергея Герасимова «Мать партизана». О ней можно тома написать. И о материнской любви, и о любви к свободе, и о любви к Родине. Учитесь, современные художники! Пусть владельцы галерей говорят вам, что синие квдратики- это вершина искусства, не верьте им. Простые, трудящиеся люди такого не скажут. Им нужно настоящее искусство, как у Шилова, как у Константина Васильева. Обидно становится, когда даже талантливые художники идут по скользкому пути, который я бы назвала «угодить богатой публике».
Одним из лучших российских художников сейчас, несомненно, является Никас Сафронов.
В одной из телевизионных передач я видела часть его мастерской и мне очень понравились его картины, поэтому я, конечно, же отправилась на выставку его картин в музей Ленина (рука не поднимается назвать это здание музеем войны 1812 года). Почему именно здесь сделали выставку, а не в Манеже? Думаю, для того, чтобы зрители побыстрее забыли о том, что здесь было раньше.
В Манеж я теперь просто боюсь ходить – выставки, устраиваемые там в последнее время настолько безвкусны и абсурдны! Чего стоит одна выставка чемоданов, привезённая из Германии! В 50 чемоданов люди из Германии и России положили то, чтобы они взяли с собой в рай. По мнению устроителей данной выставки наличие рая даже и не обсуждается! Кстати, я год или два назад попала на эту выставку случайно, так как в это время в Манеже проводилась и выставка иллюстраций к произведениям Гомера. И меня интересовала именно она. Надо сказать, что и эта выставка тоже меня разочаровала, действительно хороших иллюстраций на ней было мало. Я – не художник, но к вознесению Марка Шагала в ряды гениев отношусь резко отрицательно. И поэтому поведу себя, как мальчик в сказке Андерсена, который крикнул: «А король-то голый!». Так и я скажу: «По-моему, он рисовать просто не умеет».
А как же восторги на Западе по поводу Шагала и Малевича? А им там просто приятно, когда в России кто-то не умеет, не может и т.д. Они от этого просто удовольствие получают!
И всё же вернусь к Сафронову. Этот человек рисует прекрасно, я бы даже сказала, что в России он относится к лучшим художникам, но… Он транжирит свой талант на потребу мировой олигархии. Сколько портретов, и половина из них – это денежные звезды Голливуда. Везде и всюду чувствуется желание угодить богатой публике. А как ей можно угодить? Нищий старик с картины Шилова не для неё. Её надо прежде всего удивлять и погружать в мир иллюзии, нереального, сказочного. И здесь реализм не подходит, ему на помощь приходит сюрреализм. Реализм, соединённый с фантастикой. Кошачьи морды вместо лиц. Зачем?
Но буду объективна, в основном, картины Никаса Сафронова очень красивы. На них изображены величественные замки разных времён и народов. А вместо небес или ворот человеческое лицо. Оно прекрасно выписано. Но почему оно здесь? Думай, зритель, думай! Ни до чего не додумаешься! Это просто художнику захотелось тебя удивить. И ты стоишь, действительно удивлённый. Но такие сказки долгих размышлений не вызывают. В наше трудное время думать о сказках? Или, наоборот, эта выставка, как некая ловушка, отвлекает от трудных реалий?
А в жизни. Толпы несчастных африканцев, которые ломятся в поезда в Македонии, обстрелянные дома Донбасса, и Одесса под властью Саакашвили и Гайдар…
Надежда Диас
|