В центре борьбы
Смерть самых лучших выбирает
И дергает по одному.
Такой наш брат ушел во тьму!..
Не буйствует и не скучает...
В.Высоцкий
Эти строки Владимир Высоцкий написал о Шукшине. Узнав о его смерти Высоцкий заплакал. А потом родились эти строчки.
В июле 2014 года Василию Шукшину исполнилось бы 85 лет. И сегодня мне хочется написать свое слово о нем.
О Шукшине писали много и разное, и хорошее, и плохое. Это критики: В. Григорьев, Э.Кузьмина, И. Соловьева и В. Шитова, А. Морозов. Г. Митин, и, наконец, Владимир Коробов, написавший о нем целую книгу, и о его творчестве и о его судьбе. Интересны и исследования писателя Федора Раззакова, посвятившего Василию Шукшину главу в своей книге «Актеры разных поколений», и главу в книге «Владимир Высоцкий: козырь в тайной войне», главу, которая так и называется: «Высоцкий и Шукшин». Книга Раззакова о Высоцком просто огромная, 950 страниц, но несмотря на то, что в ней такое большое количество информации, при прочтении мое внимание привлекла именно эта глава, из которой я сделала вывод: много людей окружало барда и актера, но Шукшин был не такой, как все, он резко отличался от всех своей самобытностью и русскостью, если так можно сказать. Русский человек в его произведениях «хоть и чудик, но человек смекалистый, добрый, широкий, и, главное. нацеленный на победу» ( № 2, стр.552). Не случайно его друг писатель Василий Белов скажет такие слова: «Шукшин все эти годы был в центре борьбы за национальную Россию...» (№ 2, стр. 553).Эти строки и сподвигли меня написать именно о нем, о Василии Шукшине.
В сентябре месяце 2013 года по каналу «Культура» показывали передачу, посвященную роману Чернышевского «Что делать?» Присутствующие в студии ученые спорили о том, стоит ли изучать роман в Высших Учебных Заведениях. По сути своей спор пошел о том, что в романе главное - содержание или художественная форма. На мой взгляд и то, и другое крайне важно в любом произведении, в том числе и в творениях Василия Шукшина. Итак, сначала хочу сказать о содержании.
Героев Василия Макаровича трудно поделить на плохих, и хороших, они не белые и черные, в них много оттенков. И все же...
Вспоминая рассказы Шукшина, часто говорят о его «чудиках». Их много. Скажу о некоторых: расписал красками детскую коляску, потратил зарплату на микроскоп, думает, как отреставрировать деревенскую церковь. Это деяния его «чудиков». Присмотришься повнимательнее и понимаешь, что они просто люди творческие, рвущиеся к искусству и науке. И живут они, к сожалению, за глухой стеной непонимания и неприятия. А хотелось бы, чтоб таких людей было как можно больше. Ох, и интересной тогда бы стала наша жизнь!
Жаль, что таких людей, как Князев (рассказ «Штрихи к портрету»), таких, которые бы чувствовали себя частью государства и несли за него ответственность, становилось с каждым годом все меньше и меньше. А ведь мысли в рассуждениях Князева о государстве очень хорошие. «Если в обществе все будет хорошо, то и в каждой семье все будет ладно», - думает Князев. Казалось бы эта каждому ясная мысль уже после смерти Василия Шукшина была переиначена. В эпоху перестройки началась болтовня об общечеловеческих ценностях, и, исходя из них, каждый из нас должен прежде всего думать о своей семье, тогда и в обществе все будет отлично. Вот как поставили с ног на голову! А если я граблю, ворую, убиваю для того, чтобы моя семья жила хорошо? Что тогда? А ведь подобное «все для семьи» можно повернуть и так. К счастью, при жизни Шукшина так не рассуждали. Время было другое.
Еще вопрос: «Зачем жил? Зачем жить?». Этот вопрос прямо как бы и не ставится, но присутствует в рассказах «Как помирал старик», «На кладбище», «Дядя Ермолай».
В рассказе «Дядя Ермолай» автор пишет о своем герое: «вечный был труженик, добрый, честный человек» (№ 3, стр.381). И подводит итог: трудился он много. И видел в этом смысл жизни. А теперь много таких, которые тоже трудятся, но не так уж, не вполную силу, и о смысле жизни думают иначе. Как иначе? Ну, например. как официант из «Калины красной». Такой думает только о материальном достатке. И это Шукшину не нравится, это ему обидно, и читатель это чувствует.
Много хороших мыслей можно найти у Шукшина. Много он пишет о пьянстве, видимо, видел, чувствовал, предупреждал о том, какое это зло (напомню, что в России ежегодно по причине алкоголизма погибает 700 тысяч человек). Василий Макарович пишет и о том, что люди заслуживают уважения (рассказы «Обида», «Ванька Тепляшин»), а старики особенно в нем нуждаются (рассказ» Критики»), пишет о всепоглощающей материнской любви («Материнское сердце», «Калина красная»). И об этом обо всем говорится искренне, правдиво и просто.
Сам Шукшин написал много статей, и в них высказывал свои мысли и о том, как надо писать: «Не надо только учить. Надо помогать исследовать жизнь...»(№ 1, стр. 130). То есть надо заставлять читателя мыслить, рассуждать, анализировать. И это тоже присутствует в произведениях Василия Шукшина.
Однако поговорим теперь и о форме, так как о содержании мной было сказано много.
Художественная ценность произведений Шукшина. Думаю так - кто бы читал все эти светлые мысли, если бы было читать это скучно, если бы язык произведений был труден и сложен?
Особенности языка рассмотрим на примере рассказа «Срезал». И увидим, что все герои рассказа, как живые. И все говорят по-разному. Главный герой - Глеб Капустин - по нему сразу видно, что парень он деревенский, хотя и употребляет всякие заумные научные термины, но использует их не к месту, часто сам не понимая, что же такое он хочет сказать. Лишь бы было высокопарно (по его мнению). А по сути сам знает мало, даже философию с филологией путает. А приехавшие из города кандидаты говорят на хорошем литературном языке, в словах видна их высокая культура и воспитание.
Более других мне полюбился рассказ «Экзамен». Рассказ этот небольшой, всего 6 страниц, но, кажется, что мы давно знакомы с героями, с маститым профессором и студентом, воевавшим и побывавшим в плену. Почему создается такое впечатление?
В рассказе есть та самая деловитость и собранность, к которой по словам Шукшина, он всегда стремился. Поступки героев показаны в движении (Шукшин считал, что должно быть именно так). Мы слышим не только слова профессора и студента, но и чувствуем, что при этом происходит у них в душе.
Портрет студента дан очень коротко, но ясно: «рослый парняга с простым хорошим лицом» (№ 3, стр.3), «глаза правдивые и неглупые» (№ 3, стр. 3), затем «строгое крепкой чеканки лицо» (№ 3, стр.4), позже «ясными серыми глазами»(№ 3, стр.5). А портрет профессора вообще показан через его мысли (много студентов выучил и т.д.).
Этот рассказ интересен и своим параллелизмом и психологизмом.
Сначала о параллелизме: то речь идет о древней войне, о князе Игоре, то о только что прошедшей Великой Отечественной. Но и тогда, и тогда русские люди защищали свою Родину.
Я думаю, что не случайно, Шукшин завел здесь речь о литературе, о «Слове о полку Игореве», а не стал описывать, скажем, экзамен по истории. Фольклор и сказания близки русскому народу!
Василий Макарович использует и прием сравнения. Смотря на студента, профессор несколько раз сравнивает его с автором «Слова о полку Игореве». Для профессора оба этих человека - защитники России, оба простые парни, ничем вроде бы неприметные (древнерусская литература была анонимной!), но благодаря таким обычным людям Россия и добивалась побед над врагами. И в древние времена, и теперь.
О психологизме Шукшина говорил и Василий Белов, отмечающий, что психологизм обычно свойственен «длинной» прозе. А у Василия Макаровича есть и в коротких рассказах.
Психологизм же рассказа «Экзамен» обнаруживается во внутренних монологах профессора, в мелких поступках и деталях, как то «билет мелко дрожал», «вытер вспотевший лоб» и т.д.
Возможно, что этот рассказ Василий Макарович списал со своей жизни, ведь и он пришел в институт, уже многое пройдя в жизни. И на флоте успел послужить, и поработать слесарем-такелажником и строителем, и даже побывал директором школы. Ему было что сказать читателю! Вот давайте и прислушаемся к его строчкам...
Надежда Диас
Библиография.
1. Вл. Коробов. Василий Шукшин. Творчество. Личность .Писатели Советской России. Издательство «Советская Россия», Москва, 1977.
2. Ф.Раззаков. Владимир Высоцкий: козырь в тайной войне. Другая версия биографии великого барда. ЭКСМО, Москва, 2009.
3. В. Шукшин. Рассказы. Москва, «Художественная литература», 1979.
Используемая литература.
4. Большая школьная энциклопедия. Русское энциклопедическое товарищество. Москва, 2004.
5. Ф. Раззаков. Актеры всех поколений. Москва, издательство «ЭКСМО», 2000.
|