Александр Николаевич Островский - народный писатель России
(к 190-летию со дня рождения)
Я выросла на пьесах Александра Николаевича Островского, ими восхищалась, и пересмотрела их в молодости очень много. Островский был для меня чем-то близким и родным. Но... в то же время сам драматург замечал, что «написал около пятидесяти пьес, создал целый народный театр...». А мне было знакома только где-то треть его творений, и хотелось узнать еще больше, и вспомнить то, что когда-то видела или читала. Исходя из этого, в преддверии юбилея, я решила походить в театр на спектакли Островского, что и сделала в июне месяце этого года. И я увидела, что Островский - глубоко современный писатель. И многое может сказать нам, людям из века двадцать первого.
Прежде всего я отправилась в Малый театр, который всегда называли домом Островского. И посмотрела там три пьесы: это «Бешеные деньги», «Бедность не порок» и «Свои люди - сочтемся!». Затем отправилась в театр «Сфера» на «Доходное место». Спектакль этот в «Сфере» поставил артист Малого театра Александр Коршунов, поэтому во всем чувствовалось влияние школы Малого театра.
Не могу не написать о том, что из всего увиденного больше всего понравились «Бешеные деньги». Это не спектакль, а просто восторг какой-то! Каждая мысль обыграна, каждый шаг просчитан. Подумалось: «Вот это мастера!» Людмила Полякова в роли Чебоксаровой была чудо как хороша, но и Долинская в роли Лидии была не хуже! И артист Кознов (Савва Васильков) был так по-детски искренен в своей любви.
Пьесы драматурга вызывали бурю эмоций и массу впечатлений, поэтому неудивительно, что «вокруг деятельности Островского не смолкала долгое время полемика, в которой принимали участие виднейшие русские писатели и критики: Добролюбов, Писарев, Чернышевский, А.Григорьев. Боборыкин, Тургенев, Толстой и многие другие». Александр Николаевич писал о человеческих чувствах, а это интересно в любое время и в любом веке.
Островский создал огромную галерею сценических образов, и среди них много женских. А среди них, в свою очередь, есть и положительные, и отрицательные героини. Это милые непосредственные девушки из таких пьес, как «Доходное место» (Юлинька), «Бедность не порок» (Любовь Гордеевна), «Воспитанница» (Надя), хитрые, стремящиеся к деньгам и богатству, такие, как Лидия Юрьевна («Бешеные деньги»), Липочка («Свои люди - сочтемся!»), Серафима Карповна («Не сошлись характерами») и Глафира («Волки и овцы»). Но даже эти меркантильные особы так выписаны драматургом, что ими хочется любоваться и восхищаться! Такой была Глафира в исполнении Элины Быстрицкой. Много раз пересматривала этот спектакль и всегда с удовольствием.
И хотя я и разделила женские персонажи Островского на две группы - положительные и отрицательные, такое деление можно провести только очень приблизительно, так как все эти девушки очень разные, у них не похожие друг на друга характеры. Характеры у героинь очень разные, но самой известной героиней Островского считается Катерина из народной трагедии «Гроза». Молодая женщина, обладающая героическим духом. Но остановимся на нем чуть подробнее, ведь именно эта пьеса многими считается самой лучшей в творчестве Островского.
И действительно, когда падение Катерины совершилось, «она становится смела до дерзости, решившись, - не отступает, не жалеет себя, ничего не хочет скрывать». Критик А.Л. Штейн делает такой вывод о характере Катерины: «русский народный характер, представляющий нравственные принципы, которые сложились в процессе исторической жизни народа», а Н.А.Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве» назвал Катерину «русским сильным характером». Катерина готова уйти с Борисом на волю, но он слабый и забитый. И самоубийство героини явилось не выражением ее слабости, а выражением ее ненависти к порядкам «темного царства».
Варя из пьесы «Дикарка», написанной А.Н.Островский совместно с Н.Я.Соловьевым, девушка - непосредственная и искренняя. Варя мне кажется неким обобщением грустной женской судьбы в России, не случайно лакей в этой пьесе говорит о женской судьбе: «желтенькая». Многие, слишком многие выходили за нелюбимых.
Ксения из пьесы «Не от мира сего» сродни Снегурочке Островского. Снегурочка чиста, неприступна и тоже «не от мира сего». Но это сказка. А в жизни некоторые критика сочли пьесу «Не от мира сего» слабой, а героиню нежизненной: слишком добродетельна и «не создана для здешней жизни». Пошлая буржуазная жизнь внушает ей страх.
Успех пьесы, в отличие от рассказа, во многом зависит и от актеров, исполнивших ее. И мне «Не от мира сего» не кажется такой уж слабой пьесой, так как в телевизионном фильме (1977 год) по этой пьесе главную роль играла актриса Анна Каменкова, и ей удалось сыграть так, что я поверила в возможность существования ее героини.
Пьесу «Горячее сердце» я увидела впервые лет тридцать назад, и она не произвела на меня должного впечатления. Кстати, и в 1869 году в Петербурге при первом представлении пьеса провалилась и о первых постановках было много негативных отзывов. Я же решила заново познакомиться с этим творением драматурга.
Я предполагала, что снова я увижу героиню, подобную Ларисе или Ксении, героиню, которая всецело поглощена своей любовью, любовь для нее все, без объекта своей любви для нее даже жизнь немыслима, она позволяет поступать с собой, как угодно. Но произошло иначе, я увидела сильную натуру, любовь которой не достается абы кому.
«Сюжетная линия Параши и двух ее поклонников построена в сказочном ключе. И это сказка именно о героине, девушке с горячим сердцем, потому что ей принадлежит активная роль в столкновении со злом, в защите воли, которая и есть здесь главный объект борьбы, именно воля, а не любовь. Любовь же героини, бесстрашная и не останавливающаяся ни перед какими преградами, - это уже, так сказать, способ ее борьбы, проявление ее горячего сердца». «Протест Параши в высшей степени стилизованный, песенный - недаром все ее горячие речи о воле поэтически, песенно неконкретны». Так пишет о Параше критик А.И.Журавлева. И правда, многие слова героини словно взяты из песен, из былин, из народного искусства, например, «дождалась я красных дней».
«Максимализм Параши в требованиях к людям тоже не бытовой, а песенный и не может быть истолкован в бытовом значении. Особенно видно это в той сцене с Васей, где она уговаривает его проситься на Кавказ и в ответ на его трезвые опасения, что на Кавказе и убить могут, горячо возражает...». И полюбила она Васю не просто так, а потому что отождествила его с героем той песни о вороне, которую он пел. Но он просто пел, внутри не чувствуя потребности к воле и свободе.
В образе Параши Александр Николаевич Островский взял нетипичную героиню в нетипичных обстоятельствах. Типичным было бы, если бы выдали ее «насильно за немилого и ей бы пришлось «тешить какого-нибудь купца пьяного, против своей воли». И правда, во многих пьесах Островского «центральное место как раз и занимают образы женщин, в которых «много благородства, много любви, самоотверженности» , но большинство из них несчастливы.
Параша становится счастливой. Мне подумалось: «А может это неспроста?» Может в этом заложена идея - только смелый, мужественный человек достоин счастья? Ведь Параша ничего не боится. Взяла да ушла из дома вслед за Васей, и пошла бы вслед за ним, и стала бы солдаткой, если бы так все сложилось. И в этом она опять сродни героиням сказок - те тоже шли за любимыми на край света.
И еще. В этой девушке есть то, чего недостает многим. В ней есть чувство собственного достоинства. Это чувство было и у героини пьесы «Воспитанница», написанной на 10 лет раньше. «Ни помощников, ни заступников мне не надо! Не надо! Не хватит моего терпения, так пруд-то у нас недалеко» - эти слова Нади проникнуты именно этим чувством. Но Параша поднялась как бы на ступеньку выше. Она хочет видеть это чувство, чувство собственного достоинства и в своем избраннике.
В народе говорят о любви, как о теплом горячем чувстве. И тогда многих героинь Островского можно было бы назвать горячими сердцами, ведь они любят, но драматург называет именно так только Парашу, потому что в ней есть не только любовь, но и борьба со злом, стремление к свободе и чувство собственного достоинства.
В 19 веке в одном из критических отзывов на «Горячее сердце» было написано о том, что пьеса «обидно несовременная». Я думаю, что подобный отзыв дал человек, которому нравилось приукрашивать действительность, скрывать недостатки той жизни, которая была в эпоху Островского.
А что было? Только что, в 1861 году, отменили крепостное право, но рабская психология была еще жива в людях. Островский, как прогрессивный писатель, создал такой женский образ, к которому надо стремиться, с которого надо брать пример. «Горячее сердце» Параши не только в ее самоотверженной любви. «Горяч!» - говорят люди, когда кто-то твердо отстаивает свою точку зрения, когда кто-то борется за правду, или действует в каком-то резком порыве. Резко отказывается, резко бросает Васю Шустрого Параша. Она обвиняет его и в трусости, и считает, что он и ее обидел, согласившись быть шутом при Хлынове. И обидно ей, что она в нем обманулась. «Такой красивый, такой молодец с бубном стоит! Вот когда я обижена. Я для него жила, для него горе терпела» - говорит Параша.
В моем понимании главная мысль пьесы именно в том, что у каждого человека должно быть чувство собственного достоинства. А это для меня - наболевшая тема. К сожалению, теперь, как и в годы жизни Александра Николаевича, молодежи надо объяснять, что чувство собственного достоинства иметь надо. Современные девушки, идущие в гувернантки, в модели, в проститутки, этого не понимают. И обесценивают себя.
Как приятно было много лет назад прочитать историю о пятилетней девочке, у которой была любимая кукла, но английского производства. И, когда девочке сказали об этом, она бросила свою куклу в костер. Взрослые сжигали в этом костре английские вещи. И она тоже сожгла, а потом проревела всю ночь. Из этой девочки выросла женщина, которую уважали во всем мире - Индира Ганди.
Я считаю, что из-за наличия чувства собственного достоинства героиня «Горячего сердца» стоит выше других героинь Островского, она получилась просто какой-то женщиной из прекрасного будущего.
Но Параша не единственное «горячее сердце» в пьесах Островского.
Есть и мужские герои с «горячими сердцами». И прежде всего я отнесу к ним Гаврилу, избранника Параши. Его слова: «А я теперь только с моста!» - ясно говорят об этом. Гаврила - тоже из прекрасного будущего. С какой теплотой он рассказывает Васе о том, как бы он относился к любимой женщине, как бы он ее берег! «Вот, как надо относиться к женщинам», - как бы говорит автор устами Гаврилы.
Исследователи говорят о влиянии Лермонтова на творчество Островского. Так вот в словах Гаврилы о своем отношении к женщинам, я почувствовала влияние романа Чернышевского «Что делать». Может, так оно и было, ведь роман Чернышевского был опубликован в 1863 году, на пять лет раньше «Горячего сердца».
К «горячим сердцам» можно отнести и Василия Николаевича Жадова из «Доходного места». Жадов хочет честно жить и трудиться. Именно так он учит жить свою невесту, а потом молодую жену Юлиньку. С каким волнением, с какой горячностью он говорит ей об этом!
Также горячо доказывает и Митя, герой пьесы «Бедность не порок», Пелагее Егоровне невозможность отдавать Любовь Гордеевну замуж за Коршунова.
А какое «горячее сердце» у Любима Торцова, которого выгоняют из дома, а он, несмотря на все препятствия, борется за счастье племянницы! И побеждает.
Зрители (и читатели) чувствуют, что симпатии автора именно на стороне этих героев, и будущее именно за такими людьми с «горячими сердцами», которые хотят жить честно, трудиться и иметь чувство собственного достоинства, именно они одерживают нравственную победу. Дорогой читатель! Оглянись вокруг и ты увидишь вокруг себя много таких простых тружеников, борцов за справедливость и свое достоинство в этом мире золотого тельца. Вспомни Александра Николаевича! Его творения и для нас, его потомков. И он учит нас добру, справедливости и борьбе.
Надежда Диас
|