Кто заплатит за капремонт?
Не так давно принят федеральный закон, устанавливающий порядок проведения капитального ремонта в многоквартирных домах. В основном, мы именно в таких домах и живем. А статистика также говорит, что в нашей стране более миллиона граждан живут в аварийных домах. В ряде городов доля ветхого и аварийного жилья составляет 20-30-40% и более. А домов, требующих серьезных (фактически, непосильных для жильцов) вложений в капитальный ремонт еще больше – свыше трети. Сейчас в субъектах федерации принимают однотипные законы, устанавливающие дополнительные сборы (или поборы, как вам будет угодно называть) на капремонт. В декабре соответствующий закон был принят в Петербурге. Закон написан очень сложным юридическим языком. Между тем, как говорят мудрые люди, усложнять просто, упрощать сложно. Я не уверен, что этот закон будет легко применим на практике. Скорее всего, правоприменительная практика будет складываться долго и сложно.
В законе досконально не прописаны полномочия законодательных и исполнительных органов власти Санкт-Петербурга, в том числе уполномоченного органа в сфере капитального ремонта, органов жилищного надзора.
Как гласит абз. 1 ст. 3 Закона очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта в соответствии с критериями оценки состояния многоквартирных домов в целях включения их в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге согласно приложению к настоящему Закону Санкт-Петербурга. При этом критерии остаются достаточно размытыми, региональная программа жителям города пока не представлена.
Тем более, что краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта должны утверждаться ежегодно до начала финансового года в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга (п. 4 ст. 1 Закона, порядок не определен).
Перечень работ и услуг по капитальному ремонту в многоквартирном доме, которые финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, соответствуют требованиям Жилищного Кодекса РФ, но является достаточно коротким, не учитывающим все возможные ситуации. М.б. законодателю следовало бы сделать указанный перечень открытым, установив лишь базовые критерии.
Очевидно, что власть решила в перспективе снять с себя ответственность за капитальный ремонт жилищного фонда. Фактически вводится еще один «налог» на граждан. Притом, на граждан добропорядочных, живущих в городе постоянно и на законных основаниях. Всякого рода проходимцы, нелегалы, «гастролеры», не имеющие жилья в городе, но использующие городскую инфраструктуру, никакой капремонт оплачивать не будут. Цифра 2 рубля с квадратного метра, по всей видимости, не окончательная. Уже сейчас эксперты считают, что плата, которая покроет расходы на ремонт, должна составлять 5-6 рублей с квадратного метра и выше. Т.е. реальное повышение квартплаты может быть не 100-150, а 500-1000 рублей.
Также непонятно, почему деньги сдаются в общий фонд неперсонифицированно, не учитывается взнос и, соответственно, задолженность каждого жильца и каждого дома. В равном положении могут оказаться и добропорядочные плательщики и должники.
Не установлены четкие критерии признания дома требующим ремонта. Т.е. деньги начнем платить уже сейчас, а услуги можем получить спустя годы и даже десятилетия, каждый знает, как тяжело признать дом аварийным.
С учетом пассивности и правовой безграмотности жильцов, освоение бюджета будет в руках «профессионалов» от рынка ремонтных услуг. Закон пока четко не описывает, как жильцы и их объединения будут выбирать подрядчика и принимать работы. С учетом, что это уже не первая мера по поиску денег для капитального ремонта (кварплата повышается регулярно), вызывает сомнение действенность и успешность и этих усилий.
Константин Ерофеев
|