История повторяется
Недавно я прочитала учебник по истории России (авторы А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина) и увидела в нем много интересного. Читая некоторые абзацы, я удивлялась насколько много общего можно найти с современностью.
Я много лет проработала учителем, поэтому меня прежде всего интересовало народное образование в России. И что же я увидела? До боли знакомые ситуации... Цитирую:
«В 1817 году Министерство просвещения было реорганизовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Оно было призвано развивать христианское благочестие, строго следить за учебниками и системой преподавания на всех уровнях. Проверки деятельности Казанского, Петербургского и других университетов вылились в их «чистку» и разгром» (стр.205). Невольно вспомнился Сергей Бабурин и разгон института, которым он руководил.
Читаем далее: «Устав 1835 г. фактически ликвидировал автономию университетов и поставил их под жесткий контроль попечителей учебных округов, полиции и местных властей. Была повышена плата за обучение и сокращен набор студентов. Программы преподавания пересматривались, и из них изымались философия и другие «отвлеченные» науки, не имевшие прикладного значения» (стр.205-206).
Посмотрим вокруг и увидим изобилие экономических и юридических институтов, словно в жизни только и должны существовать деньги и суды. И все. И сокращения по-тихому, но происходят, так как финансирование институтов постоянно уменьшается.
Далее обратимся к Хрестоматии по истории России (авторы те же).
Здесь тоже много сказано о народном образовании в прошлом веке.
Все знают о том, как сейчас переделывают учебники по предметам. Убирают все, что может напомнить о хорошей жизни при Советской власти. А вот что писал С.М.Соловьев о цензурной политике при Николае Первом:
«Принялись за литературу; начались цензурные оргии, рассказам о которых не поверят не пережившие это постыдное время...
...Цензуру отняли у профессоров и отдали в руки шайки людей, заняшихся направлением литературы из-за хорошего жалования, которого они лишались, если пропускали что-нибудь, могущее быть заподозрено, и оставались покойны, если марали» (стр.242).
А теперь обратимся к дневнику А.В.Никитенко, который 7 января 1849 года записал следующее:
«В городе невероятные слухи о закрытии университета. Проект этого приписывают (Я.И.) Ростовцеву, который, будто бы подал государю записку о преобразовании всего воспитания, образования и самой науки в России, и где он предлагает на место университета учредить в Петербурге и Москве два большие высшие корпуса, где науки преподавались бы специально только людям высшего сословия, готовящимся к службе. Правда, обскуранты полагают, что спасение России, то есть нас самих, в крепостном состоянии и в невежестве, и они находят себе сочувствие в таких лицах, кои решают вещи одним росчерком пера. Лица эти давно уже ненавидят университеты, а современные события в Германии ненавидят до ярости. Следовательно, невозможного в городских слухах ничего нет. Но, ведь, закрыть университеты значит уничтожить науку, а уничтожить науку - это безумие в человеческом, гражданском и государственном смысле. Во всяком случае, ненависть к науке очень сильна... науке единственно Россия обязана, что она еще есть, и нельзя же в самом деле выбросить из ее истории целых полтораста лет!.. Увидим, как произойдет это любопытное событие! В России много происходило и происходит такого, чего нет, не было и не будет нигде на свете. Почему же не быть и этому?» (стр.242).
Реформа РАН, «расстрельный» список ВУЗов - это реалии нашего времени. Так что и спустя 150 с лишним лет существует безумие уничтожения науки.
Почему же так похожи эти события? Да, все просто, просто. И тогда, и сейчас у власти богачи, которым наплевать на развитие нашей страны. И тогда, и сейчас на дворе капитализм.
Надежда Диас
|