АВАНГАРД
КРАСНОЙ МОЛОДЁЖИ  

ТРУДОВОЙ РОССИИ


Официальный сайт "Авангарда Красной Молодежи Трудовой России" | www.TRUDOROS.narod.ru | trudoros@narod.ru | Обновление от 01.01.07


Сталин в ленинградском метро

 

   На днях безумный президент-варвар отдал приказ демонтировать памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину в родном для Вождя народов Гори. Под улюлюканье плебеев величавый монумент был снят с постамента... Российские правительственные СМИ встретили очередную подлость грузинского лидера весьма сдержанно.

   Впрочем, это тот случай, когда стоит вспомнить разрушителей памятников, живущих и в нашей стране, нашем городе. Примером политического волюнтаризма и антиисторизма является разрушение пямятников Вождю в Ленинграде-Петербурге. Уничтожены замечательные памятники на Поклонной горе в Озерках (скульптор В.Ингал), в конце проспекта Обуховской обороны и на Средней Рогатке, в районе нынешней площади Победы, в сквере у Балтийского вокзала (Н.Томский), бюст в сквере перед Смольным (В.Ингал и В.Боголюбов).

   Не меньшие утраты понес и ленинградский метрополитен. Еще в XIX веке появились первые прожекты строительства подземки в нашем городе. Но только советским людям (рабочим, инженерам, организаторам производства) оказалось по силам претворить в жизнь амбициозный проект – создать самое величественное и красивое в мире и в то же время высокотехнологичное метро в Москве и Ленинграде. Сейчас не выгодно вспоминать, что метро строилось не «само собой», а по прямому указанию Сталина в рамках планов первых пятилеток. Не покупались лицензии западных компаний, не приглашались чумазые гастарбайтеры. Строительством руководили наши знаменитые земляки – А.Н.Косыгин, И.Г.Зубков, М.А.Самодуров, И.С.Новиков. 5 ноября 1955 года была сдана в эксплуатацию первая линия метро – Кировско-Выборгская. От станции «Автово» до «Площади Восстания». Так был соединен с историческим центром рабочий район Кировского завода.

   Разумеется, создатели метрополитена не могли не отразить в оформлении станций деятельность И.В.Сталина на посту руководителя Советского государства. На станции «Площадь Восстания» в числе других барельефов на революционную тематику сохранился один, изображающий Ленина, призывающего на ступенях Смольного к вооруженному восстанию, и стоящего за его спиной Сталина. Удивительно, но барельеф сохранился до наших дней. Изображение Сталина совсем небольшое и, видимо, реформаторы-разрушители его просто не заметили. В вестибюле станции «Технологический институт» в 1955 году разместили четыре медальона с профилями Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. При строительстве перехода на смежную станцию в 1961 году два медальона (Энгельс и Сталин) убрали («случайно» демонтаж совпал с ХХII cъездом партии, когда Хрущев приказал вынести гроб с телом Сталина из Мавзолея). Однако по официальной версии два медальона мешали строительству перехода на другую платформу (правда, рекламные изображения полуголых танцовщиц и ширпотреба, занявшие места медальонов, переходу совсем не мешают). В кассовом зале планировалось (но безумие ХХ съезда не дало сбыться этим проектам) сделать мозаичное панно с изображением встречи Сталина со студентами в Кремле 17 мая 1938 года, а сверху купол должен был быть украшен памятной надписью «Слава великому Сталину — зодчему коммунизма, корифею науки».

   Не удалось создать скульптурное изображение Сталина в окружении моряков-балтийцев на станции «Балтийская» и разместить на стенах мраморные доски с приказами Верховного Главнокомандующего.

   На станции «Нарвская» (проектное название «Сталинская») президентом Академии художеств СССР замечательным художником А.М.Герасимовым было создано мозаичное панно «Сталина на трибуне». С этим панно после «оттепели» начали происходить загадочные события. Сначала панно закрыли фанерной фальшстеной, потом объявили устами руководства метрополитена, что в 70-е его разрушили при расширении вестибюля. Однако по мнению ряда исследователей панно сохранено и лишь замазано штукатуркой, вряд ли в 70-е кто-либо осмелился разрушить столь высокохудожественное произведение.

   Еще одно изображение И.В.Сталина присутствовало на горельефе над эскалатором в вестибюле станции «Нарвская». Вождь стоял в окружении советских людей, тех, за чье здоровье он поднимал тост в 1945-ом, - рабочего, моряка, учительницы, инженера, архитектора, школьницы. Сталина убрали, в композиции образовался диссонанс, лица ленинградцев обращены в образовавшуюся пустоту.

   Не так давно в столице создан прецедент – на одну из станций метро вернулась цитата с именем Сталина, была восстановлена историческая справедливость. Очень хотелось, чтобы подобное произошло и в нашем городе. В пользу этого есть железные аргументы. Само ленинградское метро было создано сталинским правительством и, если создатели первых станций считали необходимым видеть там изображения Вождя народов, с их мнением стоит считаться. В оформлении станций принимал участие первый ряд советских скульпторов, архитекторов, строителей. Воссоздание их замыслов обогатило бы петербуржскую архитектуру (в последние годы мы видим лишь замусоривание городского пространства безобразными «чижиками-пыжиками», зайками, собачками «Му-му» и т.д.). И.В.Сталин является одним из самых популярных исторических деятелей в глазах россиян. И если его личность и вызывает споры, то отнюдь не большие, чем имена сахаровых и собчаков, ельциных и старовойтовых (им в нашем городе создаются монументы, их именами называют площади, библиотеки, скверы).

   Впрочем, будем реалистами. Сколько бы не было обращений к городскому правительству, изображения Сталина в метро вряд ли позволят восстановить. Однако горожане вправе знать, как сохраняется, хотя бы и в законсервированном виде, мозаичное полотно на «Нарвской» (подождем, на Руси многие произведения искусства десятилетиями лежали «под спудом», а потом являлись на радость людям). И стоило бы ввести традицию приносить красные цветы к изображению И.В.Сталина на станции «Площадь восстания».

Константин Ерофеев, Ленинград

(в сокращении)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовая Россия и АКМ-ТР @ 2004-2006 trudoros@narod.ru