«Красные» директора или «кухаркины» дети
Не дай бог свинье рог, а холопу панства.
(Украинская поговорка)
Карл Маркс и Фридрих Энгельс выдвинули положение об исторической миссии рабочего класса. Они исходили из бедственных условий существования пролетариев в эпоху промышленного переворота и обострения классовых противоречий между капиталом и трудом в первой половине девятнадцатого века. В своих трудах они говорили о рабочем классе как ведущей силе в борьбе за освобождение труда и создании нового, свободного от эксплуатации общества.
После Октября семнадцатого года перед молодым государством стояли сотни проблем, требующих неотложного решения. Одна из них - подготовка будущих руководителей рабоче-крестьянского государства.
2-го февраля 1919 года состоялось торжественное открытие первого рабочего факультета в Институте народного хозяйства. До этого с сентября 1918 года были открыты рабочие подготовительные курсы для рабочих.
29 ноября 1918 года Наркомпрос издал проект положения о курсах для подготовки рабочих и крестьян в вузы, а летом 1919 года было принято решение о создании при ряде вузов рабочих факультетов. После окончания рабфака слушатели поступали в ВУЗы без вступительных экзаменов при одном лишь собеседовании. Считалось, что образованная молодёжь (представители имущих граждан и интеллигенции) не должна использовать свою монополию знаний при поступлении в ВУЗы.
Долго шли споры среди учёных Петровской академии о целесообразности рабфака, по мнению некоторых из них, рабочие и крестьяне не могли учиться в высшей школе, так как по своей природе они не способны были абстрактно мыслить. Но комячейка академии при дружной поддержке рабфаковцев «доказала» абсурдность этого довода.
Главный комитет профессионального - технического образования при Наркомпросе учредил революционную тройку, которой подчинялись все подразделения академии.
Вместо стипендий первое время выдавались небольшие пайки, и слушатели жили коммунами. Кроме учёбы слушатели обязаны были вести политическое и специальное самообразование, политическую работу в академии и среди рабочих ближайших предприятий. Обязаны были посещать музеи, театры и кино, систематически обсуждать литературные произведения. Посещение занятий для рабфаковцев было не обязательным, но в академии им уделялось значительное внимание. Власть не скупились на расходы для рабочего факультета, несмотря на общую стеснённость в средствах. Для "красного" студенчества ревтройка выделяла лучшие места в общежитии и пустующие в окрестности дачи.
В период развития и становления рабфака интеллигенции был закрыт доступ в высшие учебные заведения, а "сынки", как говорили тогда, были исключены из институтов.
Вот копия декрета Совета Народных Комиссаров изданного в августе 1918 года:
"Каждое лицо, независимо от гражданства и пола, достигшее 16 лет, может вступить в число слушателей любого высшего учебного заведения без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней школы. Плата за учение отменяется. Произведённый ранее набор отменяется. В случае если число желающих превысит число вакансий, должны быть приняты Наркомпросом срочные меры, обеспечивающие возможность учиться для всех желающих. На первое место обязательно должны быть приняты лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым будет предоставлена в широком размере стипендия".
В академию (имени К.А.Тимирязева) хлынул поток желающих учиться. В большинстве эти люди были малограмотны, а знания их едва достигали уровня начальных классов. Рабфак дал возможность готовить слушателей - рабочих, крестьян, красноармейцев - ускоренным (за 4 - 10 месяцев) методом по сокращённой программе средней школы.
"Академия имени К.А.Тимирязева". Агропромиздат 1990.Страницы 71- 79.
(Из большого энциклопедического словаря):
«Рабочий факультет (рабфак), в 1919 - 1940 общеобразовательное учебное заведение в СССР для подготовки в вузы молодёжи, не имевшей среднего образования; создавались при вузах (обучение 3 года на дневных, 4 года на вечерних)». На протяжении 1919 – 1921 г.г. рабфаки открывались каждый месяц. На апрель 1921 года в стране насчитывалось 59 рабочих факультетов с 25436 учащимися. Кроме Москвы, где имелось 8 рабфаков с 7112 слушателями, они существовали ещё в 33 городах республики. Социальный состав слушателей состоял из 52 % рабочих. Остальные в основном из крестьян. И только небольшая доля (около 9 %) выходцы из работников транспорта, общественного питания (кухарки), связи и других профессий».
В 1922 году во всех рабфаках страны была произведена тщательная проверка специальными комиссиями социального состава слушателей. В результате с рабочих факультетов было исключено 1016 слушателя (17 % из всего состава рабфаковцев). Главным образом это была молодёжь не пролетарского происхождения. Соотношение после этого стало – 67 % выходцы из рабочих, 28 % - из крестьян, 5 % - прочие. Прочие были комсомольцами, из которых большинство воевало против «контры» на фронтах Гражданской войны.
В последующие годы сеть рабфаков продолжала увеличиваться:
Годы Количество рабфаков Число учащихся
1930/31 718 155140
1931/32 955 285019
1932/33 1025 339517
После 1934 года количество рабфаков в стране стало сокращаться. В начале 40-х годов рабфаки были упразднены. Последний был закрыт 1-го октября 1941 года в Москве.
В тексте использованы данные монографии профессора Катунцевой Н. М. «Опыт работы по подготовке интеллигенции из рабочих и крестьян». Издательство «Мысль». 1977 год.
В дореволюционное время у некоторых народов грамотных (умеющих читать и писать) было около 1-го процента. В Казахстане свыше 99 % коренного населения было неграмотно, в Узбекистане – 98 %, в Азербайджане – 97 % и т.д. Поэтому создавались национальные рабфаки.
В дальнейшем, конце 40-х и в начале 50-х годов, опыт подготовки руководящих кадров и интеллигенции из рабоче–крестьянского состава был использован в странах народной демократии и в некоторых развивающих странах Азии, Африки и Латинской Америки. Но при этом старая интеллигенция оставалась на своих местах, а при формировании новой учитывалась пропорциональность социального сословия всего населения. В СССР этот принцип, к сожалению, не был соблюдён. В результате старую интеллигенцию в короткий срок заменили новой из пролетарского сословия. Новые интеллигенты активно вступали в должности, зачастую не понимая смысла своей деятельности.
С исторической и политической точки зрения основными отличительными сторонами интеллигентов является то, что они:
1) владеют абсолютной монополией знаний;
2) обладают высоким интеллектуальным и культурным уровнем.
Однако на руководящие должности ставились рабочие, которые были подготовлены на непродолжительных курсах по управлению производством. Вот выдержка из Большой Советской Энциклопедии 1940-го года:
«Из среды рабочих непрерывно выдвигаются талантливые организаторы и руководители государственного аппарата и всех отраслей народного хозяйства. В 1937 году среди директоров предприятий Наркома тяжёлой промышленности рабочих насчитывалось 50%, среди начальников строительства – 42%, среди директоров предприятий Наркома лёгкой промышленности – 64%, начальников главков – 43%».
(БСЭ 1940 г. Том 47. Стр.876.)
И это в то время, когда специалистов со средним и высшим образованием для руководящих кадров уже было достаточно.
Практика учёта таких факторов, как партийность, национальность, социальное положение и происхождение была во все времена в Советском Союзе.
В семидесятых годах в одной из ленинградских газет появилась статья директора станкостроительного объединения им. Я. Свердлова Кулагина: «Зачем из хороших рабочих делать плохих инженеров?». Эта статья вызвала большое неодобрение в высших партийных органах – был нарушен основной принцип подготовки руководящих кадров, а это без внимания нельзя было оставить. Дух пролетариата должен был витать в руководстве повсюду. Дух этот проникал и в культуру общения. В кинематографе, в театре, в литературе разговор стал упрощаться, становиться отрывистей и примитивней. Первое время советский народ «переваривал» язык индустриального общества, старался наполнить его своим смыслом, но постепенно терпел поражение. Свои позиции сдавала школа, пресса и весь культурный слой населения. В диалогах, даже во время деловых бесед ответственных лиц, стала часто использоваться матерщина и словечки из лексикона «фени».
А ведь давно отмечено, что именно в рабочей среде в начальный период капитализма во всех странах отмечался высокий уровень преступности. Социальная несправедливость, однородность обездоленной массы толкала людей больше к криминальным деяниям, чем к революционным. Высокая доля криминала в рабочей среде не менялась в дальнейшем при развитии капитализма и даже при социализме. Так до революции в царской России, так и после при советской власти очаги преступности, всевозможные «хазы» и «малины» были на городских окраинах, в рабочих слободах. В структуре населения по количеству преступлений это выглядит следующим образом:
Состав лиц, совершивших преступления в %%.
(Данные МВД по Российской Федерации).
Категории населения
1990 год 2007 год
Рабочие
53,7 26,1
Работники сельского хозяйства
4,8 1,0
Служащие
7,5 4,6
Учащиеся
10,4 6,6
Лица без постоянного источника дохода 16,9 53,8
Военнослужащие
6,7 7,9
Экономически активный состав населения в 1990 году
Состав населения.
%%
Рабочие
35,8
Работники сельского хозяйства
22,4
Служащие
12,6
Учащиеся (старше 14 лет)
14,3
Лица без постоянного источника дохода 12,7
Военнослужащие
2,2
Следующая диаграмма подтверждает, что количество зарегистрированных преступлений с 1990 года росло. Раскрываемость преступлений, если ещё учесть что многие преступления совершались группой - низкая.
Проанализировав диаграммы, легко убедиться в относительной криминализации различных социальных групп населения. При этом следует учесть, что количество рабочих по понятным причинам к 2007-му году значительно уменьшились, так как многие пополнили категорию лиц без постоянного источника дохода.
Примечательно, что силы революции в октябре 1917 года в Петрограде составляли: 150 тысяч солдат Петроградского гарнизона, 80 тысяч матросов Балтфлота, 40 тысяч бойцов Красной гвардии. Рабочих в Красной гвардии было намного меньше, чем интеллигенции и студенчества. Впоследствии литература, театр и кинематограф значительно преувеличили деятельность рабочего класса в революционном движении, обходя интеллектуальный слой населения.
При приёмке в партию в первую очередь рабочим «от станка», а во вторую очередь крестьянам «от сохи» были созданы большие привилегии. На основании устава ВКП (б), принятого в 1925 году, число необходимых рекомендаций для рабочих сокращалось с трёх до двух, а стаж рекомендуемых – с трёх лет до одного года. Вступающие в партию во второй категории (трудящие крестьяне) должны были представить три рекомендации от коммунистов с двухлетнем (вместо трёхлетнего) стажем. Для интеллигенции и служащих условия приёма, наоборот, усложнялись. Поэтому для подавляющего большинства членов партии постоянно отмечался низкий образовательный уровень.
«…Пока у нас в стране есть такое явление, как безграмотность,- писал Ленин, - о политическом просвещении трудно говорить. Безграмотный человек стоит вне политики, его надо сначала обучить азбуке». (ПСС, т.33, стр.55)
В дореволюционной России неграмотных (не умеющих читать и писать) рабочих было 30,7 % (1918 г.) от числа всех рабочих, а большинство грамотных рабочих имели в лучшем случае начальное образование. Всего в России около двух третий населения были неграмотные. Даже к концу 30-х годов, когда уже был социализм, уровень образования среди рабочих оставался крайне низким.
Поэтому подавляющее большинство коммунистов, не слишком хорошо разбиравшихся в политике и в экономике, безоговорочно поддерживали и одобряли «генеральную» линию партии. Грамотные и принципиальные коммунисты выступали против «идейных трусов» и «пассивного болота», замахиваясь тем самым на святую святых в партийной жизни – на гегемона, на рабочий класс. Особо рьяных критиков немедленно, даже вопреки нормам устава партии, смещали с занимаемых постов, должностей и исключали из партии. Остальных «перевоспитывали».
Любая революция, а это путь к прогрессу, всегда готовилась и проводилась образованными людьми. В истории России это были декабристы, народники, нигилисты, разночинцы, марксисты - прогрессивная патриотическая интеллигенция. Именно эта часть общества всегда, при любом политическом строе, в состоянии понять и проанализировать текущий момент, своевременно исправить упущения и просчёты, наметить цели и задачи на перспективу. Рабочий класс и крестьянство, как масса, руководимая лучшими представителями интеллигенции – великая действующая сила. Но никогда эта масса, или её отдельные представители не была руководящей. Отдельные бунтарские вожаки (Болотников, Разин, Булавин, Пугачёв, Махно и пр.) были людьми незаурядными, но, прежде всего, из-за недостаточной грамотности оказались обречены на поражение.
Повышать образовательный уровень среди молодых рабочих и крестьян, среди народов окраин России было необходимостью. Те, кто, получив начальное и среднее образование, благодаря своим природным способностям и желанию продолжали учиться, становились специалистами с дипломами о высшем и среднем образовании.
Случалось, что и из представителей рабочих, крестьян, скотоводов и промысловиков образовывалась настоящая интеллигенция – понимающая, мыслящая, разумная и бескорыстная. Но таковых было крайне мало. К тому же новоиспечённые руководители и «спецы» пролетарского происхождения с дипломами отторгали, как и всю, и эту часть интеллигенции.
Можно притворяться кем угодно, но не интеллигент не может притвориться интеллигентом. Именно за это не интеллигент ненавидит интеллигента. В условиях советской власти интеллигенция не могла реализовать себя полностью, так как страна была рабочее – крестьянской. Официальная позиция властей к интеллигенции видна из печатных источников того времени. Эта позиция отразилась во всём обществе и даже среди детей, которые всегда остро чувствуют настрой у взрослых. Во второй половине 20-х годов участились случаи избиений рабочими инженерно – технических работников, служащих предприятий. «Красные» руководители при решении проблем зачастую при рабочих безосновательно обвиняли именно инженеров и служащих, прививая неприязнь к интеллигенции в целом.
Негативное отношение к интеллигенции очень дорого обошлось обществу. Помимо «шутов – интеллигентов» - актёров, певцов и музыкантов – должны быть и творцы. Нужно было учить, лечить, командовать, руководить, изобретать, осваивать. Мощь, благосостояние, уважение государства определяет его народ, в первую очередь – интеллигенция.
При создании Красной Армии основополагающей концепцией стал рабоче-крестьянский командный состав. Исходя из низкого образовательного уровня учащихся при подготовке будущих командиров, для них создавались курсы аналогичные «красному» рабфаку на «гражданке». Большинство военачальников и старших командиров Великой Отечественной войны проходили обучение на курсах. В графе анкет «образование» были записи – курсы….
Ведение войны – большое искусство. Фактор профессиональной подготовленности главных действующих лиц – военачальников, командиров – играет первостепенную роль. Колоссальные потери Красной Армии во время финской компании и в Великой Отечественной Войне, особенно в её начальный период, результат низкого образовательного и культурного уровня, стратегического мышления наших хвалёных командующих. Крупные военачальники, руководители Генерального штаба, начальники штабов фронтов и армий, командующие родами войск и армиями не имели, как правило, даже среднего образования. На день 22 июня 1941 года только семь (!) процентов командиров всех степеней имели высшее военное образование. Бóльшая часть из этих высокообразованных офицеров относилась к военной инженерии и к медицинскому персоналу.
Давно замечена положительная роль в наследственности профессии. В армии Вермахта в период Второй Мировой Войны высший командный состав почти весь был из семей военных. Только Клейст выходец из семьи священника, Кейтель - из семьи помещика, Денниц – инженера, Лист – врача, Модель – учителя. В Красной Армии Василевский выходец из семьи священника, Баграмян и Рокоссовский из семей железнодорожников. Остальные – выходцы из крестьян.
(Журнал «Родина», № 6,7. 1991 год.)
И это потому, что в конце 20-х годов ЦК ВКП (б) требовал укомплектование слушателей военных учебных заведений исключительно из рабочее – крестьянской массы «наиболее достойными и сознательными товарищами». (КПСС о Вооружённых Силах Советского Союза. Документы 1917 – 1981 гг. Москва, 1981 год.)
Укрепление мощи советского государства без участия интеллигенции было невозможно, но об этом высшие руководители не задумывались. Навёрстывать упущенное пришлось неимоверным трудом, ценой миллионов человеческих жизней. О роли интеллигенции в обществе хорошо понимал Гитлер, который неоднократно повторял: «Успешная борьба против России – прежде всего уничтожение большевистских комиссаров и её коммунистической интеллигенции».
Советская власть ставила задачи: национализировать крупные средства производства и обобществить их. Этот процесс характерен сейчас для многих стран. «Демократы» и их холуи в СМИ представляют это в искажённом виде: «Отобрать и поделить». И тут же добавляют: «Это мы уже проходили». Исказили «демократы» и Ленинскую фразу: «…любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством». ( Том 34. стр.315). Это было переиначено так, что якобы каждая кухарка способна управлять государством. Грубая схоластика и чушь. А вот то, что на руководящие посты начали после революции ставить исключительно выходцев из пролетариата (кухаркиных детей) – грубый просчёт.
Как и во все времена, очень часто именно тот, кто поднялся «из грязи в князи», становился самым подлым душителем и угнетателем простонародья.
Стремление ускорить переход к новому обществу путём установления диктатуры пролетариата сопровождалось серьёзными деформациями в обществе. Это вело к отступлениям от принципов свободы и демократии, к разобщенности народа.
Прославлялась безоблачная социально-классовая гармония в условиях в основном построенного, а тем более развитого социализма, где, якобы, господствовал рабочий класс в союзе социально неполноценным колхозным крестьянством, а между ними ютилась безликая прослойка - советская интеллигенция. Известный югославский коммунистический деятель, Милован Джилас, заметил существование в советском обществе госкапиталистического партийно-номенклатурного бюрократического класса, сформированного из представителей рабочего класса и деток партийных работников.
А ведь в первую очередь на руководящие должности подбирались выходцы из рабочей среды. Во вторую, в основном для руководства колхозами и совхозами, выходцы из трудового крестьянства. В дальнейшем приоткрыли путь на начальствующие должности для детей руководителей и партийных функционеров (кухаркиных внуков) как уже для потомственных представителей пролетариата.
Примечательно, что подобные руководители старались окружить себя подобными себе, преданными как, им казалось, специалистами и помощниками. В действительности же эти руководители окружили себя посредственными, малокомпетентными, но пронырливыми и изворотливыми приспособленцами. Порой доходило до широкомасштабного технического шарлатанства. Сущность его заключалась в том, что шарлатаны старались предложить малокомпетентным, но «идейно подкованным» советским руководителям альтернативные формы решения проблем. Уровень квалификации «красных директоров» не позволял сразу понять нелепость предлагаемых прожектов, а вред был колоссальный. Подобные проходимцы были практически в каждом учреждении и на каждом предприятии. Под руководством «красных» директоров и их подручных шарлатанов создавались даже целые организации, для якобы решения проблем.
Не являясь в действительности прогрессивной частью общества, большинство руководителей, потомственных рабочих и крестьян, имели хорошо развитый хватательный рефлекс. Поэтому так быстро у советских руководителей, среди высшего и среднего слоя партийного руководства, при отсутствии жёсткого контроля с середины 50-х годов началось нравственное падение. Сложилось ощущение вседозволенности, стремление к личному обогащению, протекционизм, клановость и семейственность. В то же время при утрате идеологических ориентиров, при бессовестном поведении руководства чувство вседозволенности поразило и часть трудящихся. И, как результат, падение социалистической морали и Советского государства. Коротко, но чётко об этом сказала английская «железная» леди: «СССР управлялся плохо из-за недостатка грамотных руководителей». (Маргарет Тэтчер.)
В итоге деиндустриализация страны, деградация сельского хозяйства, криминализация общества, вымирание населения. Но это уже другая тема, в которой активную и негативную роль играют в основном уже дети «красных» директоров. И вот уже в криминальной России взращивается и формируется интеллигенция по потребу власть придержавших криминальных структур.
«Ни один господствующий класс не обходится без своей собственной интеллигенции». (И.В. Сталин.)
«Движущей силой является интеллигенция. Ход истории определяется уровнем теоретического развития интеллигенции». (Писарев Д.И.)
Способна ли эта, вновь формируемая в нынешних условиях, интеллигенция быть движущей силой общества и определять ход истории? Нет!!!
Получив платное, но качественно низкое образование это в подавляющем большинстве дети чиновников, нынешних юристов, криминалитета и прикормленной прислуги. Взяточников и взяткодателей. Тех, для кого нынешняя ситуация в стране их вполне удовлетворяет. Интересы государства и общества им чужды, а понятие «интеллигенция» в старом смысле для них неприемлемо.
P. S. «Вышли мы все из народа». Так справедливо заявит интеллигенция любой страны. В каждой стране интеллигенция формировалась и совершенствовалась постепенно, с учётом исторических особенностей и национальных традиций. Но форсирование этого процесса в 20-е годы прошлого века и предоставление руководящих постов исключительно представителям класса рабочих и крестьян оказалось пагубным для нашей страны.
Пагубным на сегодня является и формирование властных структур из паразитирующих кланов. Подобного не следует допускать при установлении социальной справедливости и наведении должного порядка в ближайшем будущем.
В монографии использованы, кроме выше перечисленных ссылок, официальные статистические данные. Использованы «Российская политическая энциклопедия», исторические и политические сборники.
|