Дальнейшие мысли по поводу…
Комментарий к статье Д. Дудко «Мечом по капитализму, или что такое фэнтези» («Бумбараш» №94, 2008 г.)
Появившаяся в газете «Бумбараш» №93 статья неизвестного автора «Откуда прорастают ядовитые семена фашизма?» вызвала немало откликов. В их числе был и мой, опубликованный в №95 той же газеты. С большим интересом я ознакомился и со статьей Д. Дудко. Последний так же ответил автору «ядовитых семян». С одной стороны, принципиально возразить нечего, но с другой, - автор «Мечом по капитализму…», будучи сам писателем «фэнтезийщиком», чуть-чуть переборщил в защите жанра и написал в своей статье несколько очень смешных вещей.
Данная статья не столько критика Дудко, сколько попытка вникнуть в тему бегства от реальности значительной части молодежи (да и не только ее) более глубоко. Справился ли я с поставленной задачей – судить уже читателям.
1. "Черного кобеля не отмоешь добела"
Именно попытки «отмыть» «черного кобеля» - Толкиена, предпринятые уважаемым товарищем Дудко, не мало меня повеселили. Мог бы сказать за это только «большое спасибо», если бы не досадная привычка очень многих, в том числе, и наших товарищей по комдвижению, читать книгу и видеть в ней фигу. Поэтому надо объяснить, что действительно представляет собой господин Толкиен и его «шедевр».
Он, конечно, много чего там написал и наговорил, может быть, даже достаточно умного и правильного (если вырвать это из контекста всей жизни и творчества «прохфессора»). Однако лично я вижу в Дж. Р. Р. Толкиене птицу из того же петушиного гнезда, что и Дж. Оруэлл.
Для начала попытаемся разобрать его «хит», «возглавляющий список «культовых» книг ХХ века», как о нем написало одно издательство в аннотации к очередному изданию «Властелина колец». Для этого вникнем сначала в реальную историю и географию и сопоставим эти знания с фантастическим миром Толкиена.
Конечно, толковать события романа можно по-разному, можно спорить о том, как реальные события тех лет повлияли на сюжетную линию, и насколько они зашифрованы в книге. Однако то, что реальность отразилась во «Властелине колец» - это бесспорно.
Прежде всего, ясно, что над своей книгой Толкиен работал несколько лет. В таком случае замысел ее возник в начале 30-х, если не в 20-х гг. ХХ века. В эти годы к власти пришел Гитлер, в эти годы Советский Союз превращался из отсталой аграрной страны в индустриальную сверхдержаву. Это и время «Великой депрессии».
Экономический и военный рост СССР все больше и больше пугал мировую буржуазию. Впрочем, ее приводил в ужас сам факт существования социалистической страны. тысячи разномастных и разнокалиберных холуев буржуазии выливали океаны пропагандистских помоев на советское государство, обвиняя большевиков во всех мыслимых и немыслимых грехах. В США вообще на всех мировых картах на месте СССР красовалось белое пятно.
Пугал Советский С
оюз и господина Толкиена, убежденного консерватора, ревностного католика и монархиста. Свои страхи он перенес и на страницы романа, где под видом Мордора выписан именно СССР. В этом, кстати, убеждены очень многие.
Фашистской Германии досталась гораздо более скромная роль. Тот же Гитлер узнаваем в такой фигуре, как Саруман – белый маг, перебежавший на сторону зла. Последний, вроде как, был обязан быть главным борцом со «злом», но возжелав большей власти и силы был соблазнен «главным злодеем» - Сауроном. В то же время Саруман пытался «подсидеть» «шефа», желая сам стать верховным злодеем. Толкиеновские добряки, разгромив армию колдуна-предателя, оставили его подумать над своим поведением в башне посреди озера на месте затопленной столицы Сарумана. И еще одна маленькая деталь: Саруман завораживал свои жертвы колдовскими речами.
А теперь сопоставим эту деталь с фактом – на Западе многие считали, что в Германии все дело именно в речах Гитлера. Вспомним и то, что мировая буржуазия как раз Гитлеру отводила главную роль в организации крестового похода против Советского Союза. Именно Гитлер был последней надеждой империалистов в деле сокрушения коммунизма.
Да, господин Толкиен – еще тот «антифашист» - духовный дедушка «штатных» «антифашистов» из всяких «путинюгендов»!
* * *
Ну, а современники «прохфессора-антихфашиста» уничтожали целые города налетами воздушных армад»! В уничтоженном авиаударом союзников Дрездене не было военных объектов, были только дети, женщины, старики и раненные солдаты в госпиталях. На беззащитный город англо-американская авиация обрушила тысячи тонн бомб. В этой операции не было никакой военной необходимости, фашистский рейх был уже при смерти, и Красная армия, стоя на Одере, готовилась к штурму Берлина.
Точно так же женщины, дети и старики гибли в огненном шторме, уничтожившим Токио. Американские «летающие крепости» массированным налетом засыпали японскую столицу зажигательными бомбами, превратив город в огненный ад. Тысячи мирных жителей, искавшие спасения в речной воде задохнулись, потому что весь кислород выгорел, или сварились заживо!
Однако вершиной деятельности американских «антифашистов» были атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
При чем это к Толкиену? – а при том, что именно духовные братья писателя-реакционера отдавали приказы на эти страшные злодеяния. Да и сам 2черный кобель» в своих произведениях с «нелюдью» особо не церемонился: «пленных не брать», «города разрушать», «всех истреблять» и т.д. Вот такое сплошное «добро и свет»!
Что это, как не культ расового превосходства? Точно так же рядом с расовым во «Властелине колец» примостилось и классовое превосходство. Но об этом ниже.
Снова вернемся к реальности. С подобными «антифашисту» Толкиену (хотя я лично уверен, что до того, как первые гитлеровские бомбы упали на английские города, портрет фюрера висел у «прохфессора» в «красном углу») связан один анекдот. «Заблудился в Африке турист и попал в дикое племя. И, понятно, вспомнил, что в здешних местах есть племена людоедов, стал нервничать, переживать. Туземцы стали его успокаивать, говоря: «Нет у нас людоедов, нет! вчера последнего поймали и съели».
Когда уже фашизм был побежден, «традиция» воевать, в основном, с мирным населением осталась. Корея, Вьетнам, Югославия, Афганистан, Ирак – это только самые значимые вехи «большого пути», пройденного империализмом после 1945 года. И всюду горы трупов «нелюди»… притом «прогресс» налицо: если карателей, вырезавших вьетнамскую деревню Сонгми, все общество считало палачами, и даже власть «пожурила» и привлекла к суду, то на палачей Америи (бомбоубежища в Багдаде) никто внимания не обратил. Так, наверное, и ходят себе в героях, если «крышей не поехали», как экипаж «Энолы Гей».
* * *
Толкиен при всех его грехах дураком не был и, думаю, отлично понимал, что именно капитализм рождает «орка» - пролетариев. И не случайно города «злых сил» показаны им как громадные фабрики, работающие днем и ночью. Такой страной-фабрикой был в те годы Советский Союз. Ненависть к коммунизму распространилась у писателя-реакционера и на прогресс в целом. Поэтому Толкиен идеализирует в своем романе мир феодальный.
У Толкиена это мир королей, героев и прочих особ «голубых кровей». Где-то на заднем плане ремесленники – гномы и крестьяне – мелкие собственники – хоббиты. Низшие классы мира Средиземья остались у Толкиена «за кадром». «Быдло» представлено только двумя персонажами: Сеемом – верным слугой, чей образ отсылает нас к Пятнице Даниэля Дефо, и толкиеновской «бабкой параской» - Иорет.
И это неудивительно. Реальный феодализм – мир жестокого угнетения крепостных крестьян с повальной поркой «холопов» и «правом первой ночи» для феодала, грабительских войн, истребления «еретиков» и «ведьм», которые на самом деле были просто инакомыслящими, и многое другое в этом же духе. Все это Толкиен, естественно, оставил за кадром. За то показал мир сплошных пустошей, руин и призраков, среди которых теряются небольшие обитаемые островки, где «великие» маги и эльфы заняты «собой любимыми», бесстрастно взирая на жизнь и смерть простых смертных, до которых «высшим существам» нет никакого дела.
Отчего мир Средиземья предстают как сплошная пустошь – Толкиен внятного ответа не дает. Упоминаются какие-то древние войны и колдовство… но такое объяснение явно «хромает».
Видимо, руины и «дикое поле» господину Толкиену милее, чем ненавистный, ведущий к революции прогресс. А учитывая религиозность Толкиена, такие безрадостные картины можно связать лишь с отсутствием на троне «истинного божьего помазанника».
Так же, учитывая религиозное мировосприятие Толкиена, надо расшифровывать и образ «кольца всевластия». Некоторые видят в нем атомную бомбу. Но, по-моему, толкователи ошибаются. Книга писалась прежде, чем атомная смерть громко заявила о себе в 1945 году. Больше десятилетия отделяет толкиеновский замысел романа от Хиросимы и Нагасаки. И хотя мир в то время, а практически с конца ХIХ столетия, жил в ожидании создания сверхразрушительного оружия, образ кольца в романе Толкиена все же намного шире. Это образ соблазна, искушения вообще. Ревностный католик – Толкиен, как и церковь в целом, очень не любит «соблазн» свободы, прогресса, знаний. В милом сердцу Толкиена Средневековье именно католическая церковь «исцеляла» общество от подобных «соблазнов» кострами инквизиции.
* * *
Я понимаю стремление писателя Дудко защитить жанр, в котором он сам работает. Но пример для защиты он выбрал неудачный. Об "антифашизме" Толкиена мы уже говорили… И не случаен тот факт, что роман Толкиена «Властелин колец» в годы холодной войны попал в школьные программы стран Запада. Попал именно по указке спецов по антисоветской и антикоммунистической пропаганде. Повторюсь, в образе Мордора изображен Советский Союз, разумеется, образ этот целиком соответствует негативным представлениям Толкиена об СССР и ничего общего с живой жизнью не имеет. А орки – это советский народ – наши деды и прадеды.
Буржуазии очень удобно открыть молодежи все пути для бегства от реальности. Расчет сделан на то, что убежать всегда легче, чем бороться, пытаясь эту реальность изменить.
События 1968 года для меня, например, аргументом, оправдывающим Толкиена, не являются. Бунтовавшую молодежь 60-х вдохновляло множество разных, очень часто взаимоисключающих, вещей. И тогдашнее бунтарство в своей массе на поверку оказалось обычным выпендрежем. Детишки успокоились и через N-нное количество лет, отбесившись и наколовшись вволю, стали добропорядочными обывателями. А их «вождики» в конце века расселись по буржуазным парламентам и высоким чиновничьим должностям. Кто-то из них просто вкусно ел и сладко спал за счет эксплуатируемых в странах третьего мира, а кто-то приказывал сбрасывать бомбы на головы непокорных, как, например, Х. Солана.
Что касается самого романа, то это, скорее, литературная сказка. В сюжете «Властелина колец» как раз есть все блоки и негласные запреты, которые отличают этот жанр от чистого фэнтези, так же в нем присутствуют тонны морализаторских поучений… На мой взгляд, все это достаточно фальшиво и нудно. Здесь Толкиена превзошли даже «ремесленники» - авторы коммерческого фэнтези с его «кровью и сексом». Та же «Месть орков» Р. Кнаака не только более динамична и понятна, но и более глубокомысленна, поднимая темы, до которых реакционер, консерватор, монархист и ревностный католик Толкиен просто не мог дойти.
Да и в поисках «вечных ценностей» и «шекспировских страстей», уважаемые читатели и любители фэнтези, лучше зайдите к В. Хольбайну, автору «Кольца нибелунгов» и «Мести нибелунгов».
Продолжение следует
Александр Герасимов, политзаключённый
|