Готовится к печати на русском языке книга сербской писательницы-летчицы Радмилы Тонкович “Жизнь – высокий полет», посвященная 65-летию воздухоплавания Югославии. Очередной фрагмент этой книги о предательстве в рядах югославской армии в сороковых и девяностых годах XX столетия и предлагается вниманию читателей.
«Пятая колонна» в Военно-воздушных силах Королевской Югославии
«Кто предал, братья, тех героев,
Скверна его дом покрыла,
За его следом плакальщицы
Все причитали, навек лгали!»
(Негош)
Если с временной дистанции в шесть с половиной десятилетий оглянемся на патриотизм этих молодых пилотов-добровольцев из группы Нинчича, неизбежно возникают некоторые другие вопросы, заключения, ответы в связи с Апрельской войной 1941 г., которая продолжалась две недели и означала конец Военно-воздушных сил Королевской Югославии. Кроме иностранных спецслужб, очень большую предательскую роль по слому Военно-воздушных сил сыграла пятая колонна в них, появившаяся в результате тогдашней внешней и внутренней политической ситуации. Пятую колонну, в основном, представляло – население хорватской национальности, захваченное профашистской усташской и сепаратистской пропагандой, население всех югославских народов, которое принадлежало к фашистским или другим антигосударственным организациям, авиационные офицеры из бывшей австро-венгерской армии, собранные в специальные сообщества профашистского и антиюгославского характера, которые поддерживали цели усташей. Кроме них, старшины и солдаты, поддавшиеся пацифистской и пораженческой пропаганде, которая провозглашала бессмысленность борьбы с превосходящим по силе противником, объединенным в ось (Рим – Берлин – Токио - прим. перевод.). Все это вместе сильно отразилось на общих действиях Военно-воздушных сил Королевской Югославии.
Необходимо заметить, что наибольший вред ВВС нанесли упомянутые представители пятой колонны несербских национальностей, хотя они, к сожалению, занимали самые высокие и ответственные посты и должности – чаще всего командиры и командующие. Это, безусловно, свидетельствует об их глубоко укорененных понятиях и убеждениях непринадлежности к авиации страны, на которую напала фашистская Германия, тем самым совершенно ясна их принадлежность к этой самой Германии и их фактический отказ от обороны подвергнутой агрессии Королевской Югославии. Формирование некой новой так называемой НДХ Державы (Независимая Держава Хорватов, подаренная им фашистами при ужасающем геноциде сербского населения – примеч. пер.) и воздухоплавания (зракопловства – хорв.) этой «державы» уже в начале апреля 1941 г. и с политической и с исторической точки зрения представителей пятой колонны вызвало в них чувство полной принадлежности к этой вновь сформированной «державе».
Между тем, с профессиональной точки зрения пилот, как наиболее подготовленный и квалифицированный воин должен защищать небо той страны, в верности которой он клялся, в которой он родился и которой полностью принадлежит. Если пилот хоть один раз нарушит присягу, он, без сомнения, после этого нарушит ее много раз, как это было видно во 2-й мировой войне, и не только, а также и в новейшей политической и военной истории этих просторов.
Уже в первые дни Апрельской войны, «пятая колонна» добровольно перебазировалась в центр НДХ, распространяя грязные сплетни об офицерском корпусе югославской Королевской авиации как о неспособном, неподготовленном, предательском, трусливом и капитулянтском, и эта политическая и историческая «оценка» была подхвачена и пропагандировалась в течение целых шести десятилетий на наших югославских просторах!
Возникают вопросы без ответов – что же это вынудило командиров авиаполков Зденка Горюра, Франца Пирца, Франю Джала, Леонида Байдака, Хинка Драгича… уничтожать самолеты, на которых они зарабатывали репутацию, чины, карьеру, воинскую честь и погубить и передать неприятелю своих подчиненных, своих друзей, коллег-авиаторов?
Ответы просто пугают, опять возникают вопросы – почему? И они вызывают в тебе горечь.
Что так влекло командиров авиационных бригад – Драгутина Рубчича и Николу Обулена к высоким должностям в авиации НДХ, когда они их имели в своем родном югославском воздухоплавании, притом без крови, смерти и предательства? А командиры Адум Ромео, Мате Чулинович, Якоб Макиедо, Никола Микec, Мато Шварц, Егон Житник, Иван Пупис, Станко Баланч и Йован Басарич на немецких и усташских самолетах нападали и убивали своих вчерашних коллег-пилотов как незащищенных пешеходов и беззащитных жертв и воображали, что совершают геройские поступки, так как им это приказывали усташские «генералы-витязи» Крен и Рубчич? Полковника Рубчича Апрельская война застала на должности командира 1-й авиационной бригады истребителей, он и не подумал сражаться с немцами, а отсиживался в убежище на Бежанийской косе. Тут же после разгрома Королевства Югославии он в НДХ поступает в распоряжение Хорватского ополчения и быстро достигает самого высокого генеральского чина и должности «командующего военно-воздушных сил НДХ», а после поражения НДХ самолетом бежит в Австрию, потом в Италию и, в конце концов, в Аргентину (заповедная зона военных фашистских преступников – прим. перев.), где он умер на 87 году. Вопросов очень много, а ответы на них просто превосходят нормальную человеческую логику и смысл, как и элитарность авиационной профессии, честь и порядочность и верность данной присяге. Уже давно и много времени меня, как авиатора, беспокоит вопрос, обращенный к нам, а не к ним: каким образом и от кого они получили прощение, когда ему нет места ни в человеческом, ни в христианском, а еще меньше в профессиональном смысле? Кто им его дал, и какой он сам, такой же, как они, возможно? Описанные преступники своим преступлением отметили не только Апрельскую войну 1941 г., но и весь четырехлетний период II-й мировой войны, воюя на стороне насильников, агрессоров, фашистов, угнетателей своих коллег-пилотов оккупированной страны. И вот парадокс превосходит всякий здравый разум, когда на свободе они не только не судимы и не наказаны, а становятся командирами и распорядителями пилотов-антифашистов, наших освободителей от фашизма?! Францe Пирц после войны становится генералом новой Югославской Армии и первый заслуженный командир нового победоносного военного воздухоплавания, против которого изо всех своих сил боролся как усташский пилот до конца 1943 г.???
Хинко Драгич и Адум Ромео работают пилотами в послевоенной национальной авиакомпании JAT… и т. д.? Неужели это были самые необходимые «специалисты» для новых Военно-воздушных сил и для нового государства, может их рекомендовал их большой опыт и превосходные тренировки, постоянно проводимые и усовершенствованные (в войну) над своими коллегами-пилотами, у которых они отняли самолеты, а потом из этих самолетов их зверски бомбили?
Около 400 офицеров, унтер-офицеров, солдат из рядов авиаторов Королевства Югославии еще в течение Апрельской войны, как и после ее окончания, разными способами оказались в боевых частях новосформированного предательского (квислинговского) воздухоплавания НДХ, сделавшись легионерами-авиаторами, то есть представителями Легии. Был издан приказ, по которому организовано «Командование воздушных сил для борьбы против Советского Союза» от 12 июля 1941 г. и в воздушной гавани Загреба были сформированы для этих целей 4 и 5 авиационные группы. Командиром 4 истребительной авиагруппы тут же назначен Франё Джал (нападение немцев 6 апреля 1941 г. на Югославию его застало на должности помощника командира 5 истребительного полка оперативной авиации Королевства Югославии). В ВВС НДХ он становится «командующим 4 истребительной группы Хорватской авиационной легии» на Восточном фронте, которую неофициально называют Джаловой бригадой из-за многочисленных побед в воздухе. Все добровольцы передаются под командование заместителя командующего ВВС НДХ полковника Ивана Мрака (до того – туристического пилота, а затем военного пилота в Королевстве Югославии), который тут же формирует авиационное соединение. На обращение Павелича в июле 1941 г. к хорватам – авиаторам бывшей Югославии – присоединиться к ВВС НДХ в «стаю авиатора полковника Франя Джала», откликнулись Албин Старц, Никола Цвикич и Богдан Вуичич, и после обучения в Германии, они отправляются на Восточный фронт (до войны они были пилоты Королевства Югославии, а после войны высшие офицеры и пилоты в ВВС новой Югославии).
Немцы посылали легионеров, в основном, на самые тяжелые участки, на самоубийственные задачи, а потом (если вернутся) – награждали, Джал получил у них звание «витязь»! В Командовании авиацией в Загребе командующий – генерал Владимир Крен постоянно добавляет новые имена в список «павших авиаторов за непреходящую славу на Восточном фронте» и распоряжается вписать эти имена в мраморный столб командования. Вл. Крена Апрельская война застала в звании авиационного капитана 1 класса, который 1 апреля 1941 г. в сговоре с заместителем усташского главаря Славком Кватерником бежит самолетом Потез 25 в Грац в Австрию, прихватив с собой секретные военные шифры и планы всех воздушных гаваней трех губерний Хорватии, Врбаске и Дравске, чтобы договориться с немецкими войсками – не бомбить Загреб. Во вражеской дивизии на Восточном фронте особенно «отличились» командир отряда Владимир Ференчина (в Королевстве Югославия капитан 1 класса, командир 218 эскадрильи 62 авиагруппы 8 бомбардировочного полка оперативной авиации) и стрелок Мато Чулинович, который сбил 13 русских самолетов (в Королевстве Югославия – майор, командир 205 эскадрильи 63 авиагруппы 3 бомбардировочного полка). Эти гитлеровцы из НДХ называли себя «крестоносцами свастики с восточного фронта», а «братья-немцы» их использовали на таких заданиях, с которых и немцы редко возвращались! Оставшиеся в живых легионеры-авиаторы были приняты в артиллерийский дивизион усташей под Сталинградом, которым командовал подполковник Марко Месич как последний командир 369 хорватской пехотной дивизии (до войны – артиллерийский подполковник бывшей югославской армии). В конце 1943 г. Месич назначен командиром 1 бригады НОАЮ (Народно-освободительная армия Югославии) в СССР, которая с частями советской Красной Армии прибыла в Югославию осенью 1944 г., соединившись с ВВС новой Югославии, а оттуда многие вышли на пенсию, как офицеры ЮНА (Югославской Народной Армии), а среди них и Марко Месич!!!??
На службу квислингам (предателям – примеч. пер.) в начале в НДХ, а затем и в других югославских землях, летом 1941 г. отправились около 10% довоенного офицерского состава, а несколько позже эта цифра утроилась. В течение II-й мировой войны в армию НДХ принято 2662 офицера и питомца Югославских ВВС (31 генерал, 212 полковников, 228 подполковников, 254 майора…) из которых 559 человек указом 1942 г. королевской власти в Лондоне были лишены званий и объявлены дезертирами. Позже в период 1944–1946 гг. из числа этих людей 1963 офицера НДХ были приняты в ряды Югославской Армии, среди них 220 офицеров-авиаторов.
Если послевоенная держава и воздухоплавание так наградили, помиловали и продвинули в карьере преступников-пилотов, кому тогда приносились геройские жертвы 711 погибших авиаторов – 135 пилотов и 576 воздухоплавателей, пострадавших в Апрельской войне, среди них лишь 48 награждены Орденом меча витязя I степени и то лишь через 60 лет после своих подвигов, так как они беззаветно и храбро сопротивлялись фашистским завоевателям, защищая небо Отчизны?
С начала Апрельской войны прошло лишь 50 лет когда новая гражданская война 1991 г. по тем же швам кровью и смертью разорвала отчизну погибших пилотов, а по той же старой рецептуре неоколониализма отвела пилотов в какие-то там новые отчизны, в которых они больше не встречают своих вчерашних коллег, пилотов мирной эпохи. История и в этот раз повторилась, даже Главнокомандующий югославской ВВС генерал Антон Тус поменял свою должность на такую же в новом воздухоплавании реставрированной Н.Д.Х., а его примеру последовала масса молодежи – пилотов, которым старая Родина, очевидно, оказалась тесной и маленькой.
Опять возвращаемся к начальному вопросу, который можем сейчас сформулировать – научила ли нас чему-либо урок истории, и сможем ли мы хотя бы в будущем остаться последователями мудрой сентенции «История – учитель жизни» (Historia magistra vitae est – лат.)? Откладывать больше некуда.
Перевод Миличевич Ю.И.
|