Христианство и социализм
В неслучайно выбранный день – 7 ноября – в Санкт-Петербуре прошел круглый стол на тему «Церковь и социальная справедливость» с участием представителей ведущих религиозных конфессий (православных, католиков, лютеран, евангельских христиан, баптистов, саентологов, мормонов и других) и светской общественности.
Целью проведения круглого стола была попытка разобраться, насколько актуальна для церквей сегодня проблема социальной справедливости, является ли сама по себе церковь образцом справедливо устроенного сообщества, насколько оправданы ожидания нецерковных людей в том, что церковь станет участником построения справедливого общества в России.
Следует отметить, что практически с самого начала дискуссии многие представители церквей ушли от обсуждения самой идеи социальной справедливости. По мнению выступавших, церковь видит свою задачу лишь в участии в благотворительных проектах – помощи больницам и детским домам, заботе о наркоманах и инвалидах. При этом пределом мечтаний религиозной общественности является достижение определенной свободы (понимаемой скорее как безконтрольности) в методах и практике решения социальных проблем. При том, что реабилитационные лагеря для наркоманов, детские приюты, созданные церквями, действуют как весьма успешные проекты, верующие выступают за их дополнительное финансирование со стороны государства. Как оказалось, борьба за государственные гранты и преференции часто ведется весьма неприглядными способами. Одни религиозные организации в надежде избавиться от нежелательных конкурентов-единоверцев пытаются установить исключительные отношения с властями, другие очерняют оппонентов составлением «черных списков» якобы сектантов.
Весьма примечательно, что верующие сознательно дистанцируются от попыток решения социальных проблем российского общества. И здесь, разумеется, не идет речь об участии в переустройстве мира радикальными способами, как это происходило в 1917-ом году. Социальные язвы современной России – имущественное расслоение, безработица, коррупция – не вызывают у церковных активистов негодования (разумеется, если эти проблемы напрямую не затрагивают правовой статус конкретной общины).
Представитель баптистов Михаил Неволин заявил, что у церкви нет конкретных механизмов повлиять на лечение общественных язв. Более того, во многих странах, в частности США, консервативные баптисты готовы поддерживать власти в любых, даже подчас спорных, шагах. Примером того, является безоговорочная поддержка протестантскими фундаменталистами в Америке как республиканцев (напомним, что печально памятный всем нам президент США Р.Рейган разглагольствовал об «империи зла» на собрании протестантских пасторов), так и демократов (по вопросам, например, бомбежки Югославии).
Историк и лютеранский пастор Павел Крылов подчеркнул, что церковь не только не готова участвовать в борьбе за социальную справедливость, но и сама, подчас, усугубляет социальную ситуацию. Ведь когда церковные благотворительные организации кормят группу бездомных, они ставят «счастливцев» в заведомо более выгодное положение, чем их собратьев, которым тарелка бесплатного супа не досталась.
Весьма оживленная дискуссия разгорелась относительное социальной концепции римско-католической церкви, основные документы которой в области социального устройства общества были приняты на II Ватиканском соборе в 60-е гг. прошлого века. Католический священник о. Кирилл и активистка католической общины Анна Шестова пытались доказать, что традиционные в последние десятилетия призывы Ватикана к долготерпению и толеранстности и являются самым действенным способом достичь социального мира. Но присутствующими не были забыты и вопиющие факты сотрудничества Ватикана с самыми одиозными режимами (гитлеровским рейхом и фашистскими правительствами Муссолини и Франко, деспотическими режимами в Латинской и Цетральной Америке) в совсем еще недавнее время. Упоминался разгром движения священников-рабочих в 50-е годы (когда молодые священники шли на заводы и фабрики, чтобы распропагандировать «зараженных» левыми идеями рабочих, а потом сами проникались идеями социализма), осуждение римскими папами богословия освобождения (от колониализма и расовой дискриминации) в Латинской Америке и Африке, проклятия в адрес социализма и коммунизма.
Организатором конференции Константином Ерофеевым был поднят вопрос о возможности христианского социалистического движения в современной России. Ведь в Латинской Америке прогрессивными и дружественными нашей стране правительствами У.Чавеса и Э.Моралеса установлены рабочие отношения с церковью. Многие церковные лидеры (и даже католические епископы) в этих странах осуждают американскую политику неоколониализма и глобализма, попытки самых реакционных кругов западного имперализма разжечь костер антикоммунизма и возобновить гонку вооружений. В Европе же на выборах достигают немалых успехов христианские демократы и социалисты.
Однако было выяснено, что социальные преобразования в европейских странах, построение шведских, финляндских и др. «моделей социализма» обходится без поддержки церковной иерархии. Более того, лидеры консервативных лютеран, как правило, поддерживают любые меры по противодействию социальных реформ в Скандинавии. Католические же структуры радикально противостоят левым правительствам Никарагуа, Кубы и других стран Латинской и Центральной Америки.
В России же единственным «примером» христианского социализма являлся провокатор и расстрига Георгий Гапон, попытки представить которого «борцом за счастье народное» некоторыми участниками круглого стола не увенцались успехом. Большинство выступавших сошлись на том, что в ближайшее время в нашей стране не приходится ожидать появления сколько-нибудь заметного «левого» крыла в крупных конфессиях, в частности, в РПЦ.
Константин Ерофеев
|