Будет ли осетинская трагедия оптимистической?
С лёгкой руки замечательного советского писателя В.Вишневского в общемировую копилку ярких литературных образов и понятий прочно вошло понятие «Оптимистическая трагедия». Так мы называем крупное поражение, даже полный разгром, которое, однако, не является окончательным завершением конфликта и даёт основание надеяться на благоприятный поворот событий и окончательную победу над врагом в будущем.
Недавние кровавые события в маленькой южной республике, безусловно, могут быть названы осетинской трагедией. Ведь за несколько часов этот маленький миролюбивый народ потерял несколько сотен своих граждан. Столь же безусловно мы, большой российский народ, можем гордиться, что в трудный момент пришли на помощь своим кавказским братьям и спасли их от истребления и изгнания.
Казалось бы, всё хорошо – враги посрамлены, спасённые браться торжествуют вместе с нами. Но «мысль ужасная нам душу омрачает», мысль о цене победы – о сотнях навсегда ушедших от нас мирных граждан, вместе с десятками наших молодых ребят, солдат-освободителей. Была ли эта массовая кровавая жертва неизбежной, подобно тому, как миллионы человеческих жизней унесла у советского народа Великая Отечественная война? Но тут с сожалением и горечью приходится констатировать – нет, эта массовая гибель людей не была неизбежной и поэтому оправданной. Эти усопшие могли бы сейчас радоваться победе вместе с нами, если бы… И всего-то надо было бы ввести войска на «подопечную территорию» на пару суток ранее, не дожидаясь, пока окружившие кучку наших друзе волки пустят в ход уже оскаленные в предвкушении большой резни зубы.
Всё это было вполне возможно, вполне в пределах нашей досягаемости, но… Один наш правящий дуумвир в это самое горячее время пребывал в Пекине, глубоко озабоченный «медальными проблемами», другой же мучил себя и всех нас тягостными размышлениями о потаенной природе международного права, так и не зная, чему же отдать предпочтение, «священным коровам» нерушимости границ и территориальной целостности государств или не менее священному принципу права наций на самоопределение. Наш молодой бедняга-президент так, видимо, до сих пор и не понял, что, когда говорят пушки, «муза межгосударственных прав» скромно молчит, да и вообще право на международное право распространяется только на те государства, у которых раньше были «большие батальоны», а теперь есть не менее большие авианосцы. Маленькое же южноосетинское сообщество никогда не имело ни того, ни другого, и, подчиняясь неписаным, но реально действующим «правовым понятиям», должно было испить весьма горькую чашу, которую, не спрашивая его согласия, приготовили для него «добрые дяди» из-за океана. Влития в себя всего содержимого чаши, к счастию, удалось избежать – присланные с севера храбрыми московскими дуумвирами батальоны, хотя и не очень большие, избавили его от этой неприятной процедуры, но хлебнуть «добрый глоток» всё-таки пришлось.
(Не следует, конечно, думать, что «отчаянная храбрость» Кремля проистекала из его человеколюбия или из высоких гуманистических идеалов. Просто «наш Кремль» оказался в таком положении, когда никакого другого выхода у него не было. Иначе он покрыл бы себя вечным позором, как на Кавказе, так и в России, да и во всём мире, где тоже достаточно много здравомыслящих людей, брезгующих трусами и предателями).
Вернёмся, однако, к рассмотрению основной нашей темы, название которой указано в заголовке статьи. Факт кровавой трагедии, со многими тысячами пострадавших и многими сотнями невинно убиенных, налицо и зафиксирован историей человеческого рода. Мы не в силах вернуть к жизни погибших, но обязаны помнить о них, помнить и надеяться, что их жертва не была напрасной, что она, ужаснув людей, сделает их более разумными и милосердными, а в конечном итоге будет способствовать победе на Земле добра над злом.
Где же гарантия того, что зло будет в конце концов искоренено, и осетинская трагедия будет стоять последней в длинном списке человеческих безумств? Такой гарантией в какой-то степени являемся мы сами, «дети разных народов», «живущие мечтой о мире» и рано или поздно сольющиеся в единое солидарное братство. Но, к сожалению, пока это только «в какой-то степени». Ведь и на примерах из современной истории и в реально окружающей нас действительности мы видим, как быстро и легко отдельные народы, даже вроде бы высокоразвитые и цивилизованные, попав в лапы злобных, хотя и искусных, прохиндеев, превращаются в банду вооружённых насильников и убийц, живущих во власти фантастических и изуверских желаний и представлений. Американцы, к примеру, вполне серьёзно исповедуют своё право на руководство всем миром (ссылаясь иногда на «слово Божие»). Гитлер не брал так высоко, но сумел-таки соблазнить своих «малых сил» рассуждениями «до Урала». Израильтян и хорватов тоже греют мысли о зачистке соседних территорий, первых – от дикарей-арабов (от Нила до Евфрата), вторых – от ненавистных сербов, занимающих богатые земли, явно «не по чину».Теперь славные ряды насильников и грабителей пополнились некогда столь весёлой и радушной грузинской нацией, воспламенённой жаркими речами своего «фюрера».
Советский народ всегда отличался широкой терпимостью, отсутствием расовых чувств и неприятием массовых кровавых злодейств. Советская власть воспитывала всех нас в духе глубокого интернационализма и уважения к любому трудящемуся человеку, независимо от его цвета кожи и родного языка. О каких-либо претензиях одной нации к другой и столкновениях на этой почве не могло быть и речи.
Сейчас положение коренным образом изменилось. Буржуазная контрреволюция привела к власти людей, глубоко заинтересованных только в одном вопросе – в отношениях собственности. Называя себя патриотами, они время от времени показывают своим западным «контрагентам» кулак. (Традиция, заложенная в советскую внешнюю политику блаженной памяти Н.С.Хрущёвым, ухитрившимся одновременно показывать «контрагентам» «кузькину мать» и открывать им горячие объятия). Никакие, однако, демонстрации кулака, никакие страстные патриотические речи и даже отчаянный осетинский маневр не могут скрыть факта глубокого духовного родства между нашими кремлёвскими дуумвирами и их коллегами из столиц «цивилизованного» (т.е. «буржуазного) мира, дружба с которыми является глубокой тайной страстью наших «вождей» и, несмотря на мелкие взаимные неудовольствия, составляет прочную основу нынешнего внешнеполитического курса страны, курса, никак не совместимого с истинным (т.е. только советским) патриотизмом и делающим наших правителей способными при изменившейся конъюнктуре на любую подлость, на любую измену делу дружбы и взаимной солидарности делу бывших советских народов. И не мифическая, зюгановская смена курса, а смена проводников этого курса и приход к власти в стране подлинных её патриотов, храбрых и решительных «воинов-интернационалистов» может гарантировать прочность и стабильность межнациональных отношений на просторах нашей захваченной врагами большой Родины – СССР и сделать, в том числе, нынешнюю осетинскую трагедию «оптимистичной».
В.И.Гуревич
|