АВАНГАРД
КРАСНОЙ МОЛОДЁЖИ  

ТРУДОВОЙ РОССИИ


Официальный сайт "Авангарда Красной Молодежи Трудовой России" | www.TRUDOROS.narod.ru | trudoros@narod.ru | Обновление от 01.01.07


 дискуссия

Об индивидуализме и коллективизме 

В №2 (117) за 2006 г. газеты «Москва. Садовое кольцо» опубликована статья А.В.Цыганкова «С чего все начиналось». В ней тов. Цыганков «набросил некоторые контуры» нашего сегодняшнего общества и представил нам свое видение того, что надо делать сегодня российским коммунистам. Нам неизвестно, разделяет ли точку зрения Цыганкова вся редакция газеты или же какая-то часть товарищей в России. Так или иначе мы не можем согласиться с положениями, высказанными в данной статье.

Цыганков в самом начале ставит такой незамысловатый вопрос: «Являются ли современные россияне коллективистами?» И далее пишет: «Вопрос выглядит риторическим, и ответ как будто однозначен: являются». Во-первых, нам не понятно то, почему тов. Цыганкову данный вопрос показался риторическим и тем более почему ответ здесь может быть однозначным. К примеру, мы не считаем современных россиян коллективистами, и даже не абсолютными индивидуалистами. Однозначно вот так взять и обозвать всех разом коллективистами или индивидуалистами невозможно. Бывает только так, что в определенные моменты истории в отдельно взятой стране её граждане могут быть в большинстве своем коллективистами, либо индивидуалистами. Но об этом подробнее позже.

Далее Цыганков пишет: «Да, известно, что община у русских сохранялась вплоть до начала XX века, а под именем «колхоз» и в XX веке: известно… Больше ничего точного, конкретного неизвестно…» Не будем останавливаться на том, община колхоз или нет. С нашей точки зрения, приравнять колхоз к общине, мягко говоря, не совсем корректно. Отметим лишь другое. Автор не прав больше здесь вот в чем. Как бы то ни было, но о пресловутой «общинности», «соборности» и т.п. русского народа известно многое. Откройте хотя бы работу В.И.Ленина «Развитие капитализма в России», где он дал блестящую отповедь всем народникам в лице Воронцовых, Даниельских и других, которые именно пытались показать общинность русского крестьянства, его, как сегодня любят говорить, «национальный менталитет», который раньше других народов, а может и единственно только его, приведет к русскому социализму. Ленин на основе неопровержимых фактов делает такой вывод: «Строй общественно-экономических отношений в крестьянстве (земледельческом и общинном) показывает нам наличность всех тех противоречий, которые свойственны всякому товарному хозяйству и всякому капитализму: конкуренцию, борьбу за хозяйственную самостоятельность, перебивание земли (покупаемой и арендуемой), сосредоточение производства в руках меньшинства, выталкивание большинства в ряды пролетариата, эксплуатацию его со стороны меньшинства торговым капиталом и наймом батраков. Нет ни одного экономического явления в крестьянстве, которое бы не имело этой, специфически свойственной капиталистическому строю, противоречивой формы, т.е. которое не выражало бы борьбы и розни интересов, не означало плюс для одних и минус для других… Именно эти противоречия и показывают нам наглядно и неопровержимо, что строй экономических отношений в «общинной» деревне отнюдь не представляет из себя особого уклада («народного производства» и т.п.), а обыкновенный мелкобуржуазный уклад» (ПСС, т.3, с.164-165). Следовательно, русская общинность это лишь миф русского национализма, как и мифы германского фашизма. Мы согласны с Цыганковым, что русский не может быть коллективистом «от природы». Но мы еще добавляем, что нет ни одной нации, характеризующей чертой которой являлся бы индивидуализм или коллективизм, так же, как и нет наций самых хороших или самых плохих.

Но почему одни люди не могут вырваться из болота индивидуализма, а другие вырастают до коллективистов? В чем причина? Причина, по Цыганкову, оказывается, в самих людях. «А люди могут быть как коллективистами, так и индивидуалистами – в зависимости от обстоятельств», - пишет автор статьи. Мы категорически не можем согласиться с такой позицией. Когда коммунист говорит, что «дело в людях», то этим самым он ставит жирный крест на всем своем коммунизме. Это уже не научный социализм, а субъективный идеализм. Не люди могут быть такими-то в «зависимости от обстоятельств», а люди становятся такими-то из-за обстоятельств, а точнее, тех производственных отношений, которые господствуют в тот или иной период истории. «Становиться» и «возможность быть» - это две разные вещи. Но об этом опять-таки позже.

Далее автор выдвигает следующее положение: «Когда жизнь трудна и опасна, на первый план выходит коллективистская модель поведения: когда жизнь легка и приятна, выгоднее быть индивидуалистом. В этом нет ничего странного и противоестественного». И продолжает: «Так что не являются русские и россияне «генетическими» коллективистами. Коллективистами их заставила быть трудная и опасная жизнь, вечная борьба с вражескими нашествиями и угрозой голода. И если бы эти угрозы перестали быть реальными, коллективизм жителей России должен был бы кануть в Лету. Что и произошло – при Советской власти». Согласно этим своим тезисам Цыганков удивительно расписал всю Советскую историю и современное положение России. Суть здесь сводится к тому, что якобы, когда при Советской власти зажили хорошо и прекрасно, тут же как грибы после дождя возникли то тут, то там эдакие советские индивидуалисты, которые и приняли активнейшее участие в разрушении СССР. Здесь и философствования на тему «лишь невзгоды заставляют людей думать…» (поверьте, дорогой товарищ Цыганков, Маркс и Энгельс не от личных невзгод пришли к великому своему учению), и обращения к известному демагогу С.Г. Кара-Мурзе и т.д. и т.п. В одном месте понесло вонью русского национализма. В общем, мы никак не можем согласиться со всем вышеперечисленным.

Под конец Цыганков дал нам рецепт того, как надо агитировать, чтобы достичь победы. Необходимо, оказывается, просто-напросто обращаться в листовках, различных агитматериалах к гражданам на ТЫ, а не на Вы. И тогда победа будет обеспечена. А мы-то думали, что агитация вещь, конечно, хорошая и нужная, но не определяющая победу трудящихся, что для того, чтобы возникла революционная ситуация, нужны определенные предпосылки.

Теперь определим наше толкование природы индивидуалистического и коллективистического. Что такое индивидуализм и коллективизм? Для любого ортодоксального (не побоимся этого слова) коммуниста это две грани двух вечно борющихся в классовых обществах между собой сознаний: буржуазного с одной стороны и социалистического, коммунистического с другой. Что порождает индивидуализм, т.е. буржуазное капиталистическое сознание? По всей видимости, его породила на свет сама госпожа Частная собственность и те производственные отношения, при которых господин Капитал занял господствующее положение. Грабитель капиталист, хищник помещик, узколобый собственник крестьянин (не батрак и не бедняк, конечно), алчный купчик, фразерствующий интеллигент и т.п. зараза – все это проявления одной грани буржуазного сознания. Так было и до Октябрьской революции, так начинало становится в постсталинском СССР, так особенно снова расцвело в наше время. Почему в социалистическом, коммунистическом сознании одну из основ составляет коллективизм? Социалистическое сознание есть пролетарское сознание. Пролетариат так или иначе класс коллективистов, ибо является неимущим классом, у него нет своей дорогой неприкосновенной частной собственности. «Пролетариям нечего терять кроме своих цепей!» Вот поэтому, из-за неимения ничего, кроме своей раб.силы, а не из-за трудной жизни, рабочий несет в себе это коллективное начало. Конечно, и в среде пролетариев не без уродов. Но в большинстве своем рабочий класс и сегодня все же сохраняет свою социалистическую, коллективистскую природу. Хотя буржуазное сознание, то бишь индивидуализм, ежечасно, ежеминутно (при сегодняшних-то возможностях) стремится проникнуть в среду пролетариата. Далее. Почему в первые три десятилетия Советской власти так велик и силен был коллективизм, героический энтузиазм? Причина, на наш взгляд, состоит как раз в том, что пролетарии и крестьянская беднота впервые за всю историю человечества реально взяли всю полноту государственной власти в свои руки, что привело к уничтожению частной собственности и учреждению собственности общественной, основанной на коллективных началах, к созданию учета и контроля рабочей власти за всем производством, к освобождению от ига капитала и рабства помещиков. Воистину тогда трудящиеся осознали, что это все принадлежит им, не каждому по отдельности, а всем им, угнетенным и обездоленным. «Крепостническая организация общественного труда держалась на дисциплине палки, при крайней темноте и забитости трудящихся, которых грабила и над которыми издевалась горстка помещиков. Капиталистическая организация общественного труда держалась на дисциплине голода, и громадная масса трудящихся, несмотря на весь прогресс буржуазной культуры и буржуазной демократии, оставалась в самых передовых, цивилизованных и демократических республиках темной и забитой массой наемных рабов или задавленных крестьян, которых грабила и над которыми издевалась горстка капиталистов. Коммунистическая организация общественного труда, к которой первым шагом является социализм, держится и чем дальше, тем больше будет держаться на свободной и сознательной дисциплине самих трудящихся, свергнувших иго как помещиков, так и капиталистов» (В.И.Ленин, ПСС, т.39, с.14, курсив мой). Когда нет рабства, когда нет торгашества, когда нет частной собственности, тогда не остается места и индивидуализму. И даже самый закостенелый буржуазный интеллигентик или какой-нибудь кулачок неизбежно вольется в коллектив и будет вынужден принять коллективизм. «Как ни велики, как ни неизбежны мелкобуржуазные шатания и колебания назад, в сторону буржуазного «порядка», под «крылышко» буржуазии, со стороны непролетарских и полупролетарских масс трудящегося населения, тем не менее они все же не могут не признавать морально-политического авторитета за пролетариатом, который не только свергает эксплуататоров и подавляет их сопротивление, но который также строит новую, более высокую, общественную связь, общественную дисциплину: дисциплину сознательных и объединенных работников, не знающих над собой никакого ига и никакой власти, кроме власти их собственного объединения, их собственного, более сознательного, смелого, сплоченного, революционного, выдержанного, авангарда» (там же, с. 17, курсив мой). Вот так мы смотрим на природу коллективного и индивидуального.

Искровец, г.Уфа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовая Россия и АКМ-ТР @ 2004-2006 trudoros@narod.ru