|
"Эпоха стабильности" кончиласьВсё вокруг нас стало не надёжным, хлипким, опасным. Кончилась «эпоха стабильности». А как мы этой самой стабильностью наслаждались! Подумать только - аж целых четыре года, тишь да гладь… как на кладбище. И вдруг, ни с того ни с сего, аварии блин, катастрофы, понимаешь. Сначала, 25 мая «Блек аут» - тяжелая энергоавария в Москве, Тульской и Калужской областях. На сутки и даже больше без электричества остались 5 миллионов человек. Такого в окрестностях Кремля не было уже много десятков лет, я например, не припомню. Затем, 15 июня взрыв и пожар на нефтебазе в Ногинске. Хотя погибших только двое, всё могло быть куда хуже, если бы взорвались две емкости с топливом - одна в тысячу кубометров, другая в пять тысяч кубометров. А они были совсем рядом с пожаром. Тогда счёт погибшим пошёл бы на сотни, а раненых - на тысячи. И опять рядом с Кремлём. Между двумя техногенными авариями теракт 12 июня. И опять вроде бы пронесло- погибших нет… Однако. Специалисты изгнанные орлом нашим –Чубайсом из энергетики спокойно и аргументировано говорят: такие же и ещё более тяжёлые аварии на энергообъектах неизбежны. Слишком уж далеко зашёл Чубайсов «экскремент» - лопатой не выгрести… Оборудование изношено до предела, после чубайсисазации отрасли его вообще перестали менять, мощностей уже сейчас не хватает, хотя объёмы производства по сравнению с восьмидесятыми годами прошлого века незначительны- 60% не больше. Несмотря на это есть пока ещё незначительные резервы и обрушения системы в Москве и областях можно было избежать, но справиться с аварией могла только центральная диспетчерская служба, а их в Москве оказалось три. Успели раздробить, согласно гениальному плану нашего великого комбина… ой! Извините, реформатора. Он утверждает, что де только конкуренция энергосетей друг с другом выведет энергетику из кризиса. Представьте себе ваши желудок и кишечник начнут беспощадно конкурировать друг с другом… Будет очень, очень грязно. Как может развиваться ситуация при аварии? Основных сценариев два. Во время отопительного сезона и перед ним. Весной – летом, люди, живущие на территории, где произойдёт катастрофа, окажутся в менее трагической ситуации. От электроэнергии зависят не только осветительные приборы, электроплиты, лифтовое хозяйство, электротранспорт, включая метро. Подача воды под необходимым напором обеспечивается насосами с электроприводом. Это значит, что в многомиллионном городе прекратится подача воды. Воды не будет никакой. Не только нечего будет попить, но и нечем будет слить фекалии в туалетах. Остановятся станции аэрации, а у них цикл непрерывный, следовательно, неочищенные канализационные стоки пойдут во все реки с этими станциями связанные. В больницах, а в Москве их около сотни, остановятся все аппараты обеспечивающие искусственную вентиляцию лёгких, работу сердца, почек, и т.д. Нельзя будет проводить в темноте операций, возможны ошибки хирургов, неожиданно оказавшихся в темноте. Опыт этой аварии показал, что резервные дизель - генераторы исправны далеко не во всех больницах. Если справиться с аварией не удастся в течении двух суток жёстко встанет вопрос снабжения дизель - электростанций солярой. Более того, он должен быть независимо способно нищее медучреждение за него заплатить или нет, но господа буржуины никому даром ничего не дают, значит, будут конфликты. Вспышка инфекционных заболеваний неизбежна, если электричества, а значит и воды не будет хотя бы пять суток, это с учётом трудностей в больницах и поликлиниках. Жители многоэтажных башен за эти дни смогут сравнить достоинства пятиэтажек, и вообще малоэтажного жилья. В домах с электроплитами людям не на чем будет приготовить пищу, это станет серьёзной проблемой уже на третьи сутки. В холодильниках пропадут запасы продуктов, причём не только тех, что стоят в квартирах, но в тех, с которых снабжаются магазины, и в тех, что установлены в магазинах. Проблема продовольствия в крупных городах остро встанет уже на третьи сутки. Авария показала, что 3 миллиона частных легковых автомобилей это роскошь, а не средство передвижения. Поведение водителей-частников усугубило ситуацию на дорогах 25 мая. Попытки городских властей заменить, хотя бы частично метро автобусами потерпели крах, причём именно по вине легковых авто. Во время таких кризисов наиболее разумно запретить передвижение частных легковых автомобилей. Необходимо взять запасы топлива на АЗС под строгий контроль. Только так можно будет обеспечить проезд ремонтных бригад к местам их работы, передвижение карет скорой помощи и работу автобусов, однако едва ли нынешние власти пойдут на такой шаг. Значительная часть железнодорожных путей в европейской части России на электротяге, к чему приведёт отключение электроэнергии в этой отрасли трудно представить, но это тяжелейшая проблема. Если электричества не будет неделю, остро встанет вопрос снабжения крупных городов буквально всем. С транспортом связана и такая проблема как снабжение топливом ТЭЦ. В 90-е годы почти все ТЭЦ были переведены с угля на природный газ. Утверждалось что себестоимость его ниже, чем угля. Но особенно педалировалась модная тогда тема экологической чистоты. О том, что делать в случае одновременной, скоординированной диверсии на нескольких нитках газопроводов, снабжающих ТЭЦ никто не подумал, а зря. Наверняка есть такие участки, авария или диверсия на которых приведёт к одновременной остановке нескольких станций. Дело в том, что при всех его достоинствах газ невозможно хранить, в то же время уголь можно запасти на месяц, на два и даже на три месяца. Как тогда снабжать работающие на газе станции? Необходимо переводить максимально возможное число ТЭЦ обратно на уголь, хотя бы по одному энергоблоку на каждую станцию. Но на это нужны деньги и время. В случае если энергоавария произойдёт во время отопительного сезона на все вышеперечисленные обстоятельства наложится ещё один фактор. Прекратится подача горячей воды в системы отопления, а при отрицательных температурах батареи и трубы продержатся не более 18 часов. Потом… Что будет, потом страшно подумать. Эпидемии правда начнутся на несколько дней позже, но при убитой системе отопления остановить их, или хотя бы сдержать не удастся. Сейчас же, когда в Москве продержались морозы всего одну неделю, уже начали останавливаться предприятия, и не из за того, что людям трудно добираться, а всё намного проще… электричество отключили, т.к. возросло его потребление. А где резервы, которые должны быть именно для таких случаев? А что будет, если морозы продержатся ещё 2 – 3 недели? Если электричества в Москве не будет двое суток, люди на следующий после начала кризиса день на работу не попадут. Ко второй ночи без света следует ждать начала беспорядков, погромов и мародёрства. К утру третьих суток неизбежны уже политические акции, направленные против властей допустивших кризис. С учётом той ненависти не только бедных к богатым, но и ненависти и страха власть имущих к «черни» можно ждать большой крови. Делать прогнозы социально-политических последствий энергокризиса – дело не благодарное, одно очевидно - та группировка при правлении которой он продлится хотя бы три-четыре дня в Москве его не переживёт, по крайней мере, политически. Скорей всего эти аварии будут происходить «естественно», ибо все мыслимые и немыслимые сроки эксплуатации оборудования вышли уже к 2003 году и техногенных происшествий ждут последние два года, однако не следует забывать о политическом и социально-экономическом кризисе, на фоне которых они будут происходить. Потому нельзя исключать и попыток вполне сознательных диверсий в «нужных» местах и в «нужное» время. Если бы всё исчерпывалось только этими авариями! Мало кто знает, что последние десять лет Россия может стать местом куда более масштабных и страшных катастроф на гидротехнических сооружениях. Так, в теле плотины Саяно-Шушенской ГЭС обнаружены трещины. Если её прорвёт, погибнуть может, по оценкам специалистов до полумиллиона человек. Однако денег нет не только на ремонт плотины, но и даже на подробное обследование этих трещин. Смета работ тянет на 12 миллиардов рублей, таких денег нет у администрации Красноярского края, их не хочет давать РАО ЕЭС, под любимым предлогом Чубайса - нехваткой денег. Поют песни об отсутствии средств и в правительстве. Заявляя одновременно о «невозможности» расходования средств стабилизационного фонда. Всего же в стране 12000 различных гидротехнических сооружений, фактически бесхозных последние десять лет. Взимаемый с них водный налог до 2004 года шёл в местные бюджеты и проедался на пенсии, пособия и тому подобное. В 2004 году правительство увидело этот непорядок и «исправило» его. Господин Греф в августе позапрошлого года втолковывал членам думского комитета по бюджету и налогам что де негоже без присмотра оставлять гидротехнические сооружения. Под этим предлогом налог был передан в ведение федерального правительства, вот только структуры, которая должна заниматься эксплуатацией и ремонтом гидротехнических сооружений, не было тогда и так не появилось до сих пор. Ну а трещины? Трещины растут, не до них правительственных дебилунгам. Перечислить же все возможные техногенные аварии трудно, вариантов много: и ядерные реакторы, и ёмкости с хлором, и с фреоном, и другие ядовитые или взрывоопасные вещества, и обрушение высотных зданий построенных с грубейшими нарушениями строительных норм, в местах, где их строить было нельзя. Всего не перечислишь. Поживём – увидим. P.S. В ходе разбирательства аварии 25 мая 2005 года, Чубайс и К принялись было петь песню, что тарифы надо повысить и что денег нет, но президент их резко оборвал. Оказывается за прошлый год РАО ЕЭС получило чистой прибыли 20 миллиардов рублей, Мосэнерго 4,5 миллиарда, но не на ремонт же эти деньги тратить! И Чубайса из РАО ЕЭС президент не выгнал, хотя мог… Владислав Колотев
|