"Эксклюзивный EXPLOITED" или "Punk is стопроцентно
dead".
(К выступлению Exploited на "Свалке" истории рока)
Абсурдно
не только местное, наше постсоветское время, эпоха абсурда настала во всем
мировом масштабе - для имериалистического общества спектакля. Постольку, поскольку
молитвами и всеми действиями Путина мы становимся колониальной частью мировой
империи Буржуинии, нам придется и не такое еще засвидетельствовать.
Ну
не диво ли - первая среди современников-иностранцев, на весь мир знаменитая
панк-группа приезжает (во который раз) в Москву и начинает не со стадионного
дебоша, не со скандальных антиправительственных интервью, а... с VIP-концерта?!
А ведь именно эти английские анархисты, подперев трешовыми риффами-грифами
своих металистских гитар пошатнувшееся знамя панк-рока, в начале 80-х провозгласили:
"Punk is not dead!". Этот лозунг стал для многих поколений панков
жизненной установкой, укрепившей их веру в вечное сопротивление рок-музыки
супротив Системы. Ватти и Ко сделали неплохую карьерку на этом слогане: вошли
в историю рока, записали десятки альбомов и отгрохали "мало не покажется"
концертов в разных странах, в клипах снялись... Хороший, помню, клип у них
был на песенку "Bit The Bustards": играют ребята свой трэшок, Ватти
плюется направо и налево, а в той же комнате, заточенные в узкие вертикальные
аквариумы, чистенькие офисные мальчики-маклеры медленно утопают и яростный
Ватти при этом еще долбит ногой по прозрачным емкостям.
Ой,
что-то меняется в мире, точнее должно измениться: ведь не век же нам наблюдать,
как скувливаются наши былые кумиры?! Теперь этот самый Ватти, призывавший
к битью маклеров, для этих же самых маклеров и намеревается эксклюзивно петь
соловьем в клубе "Свалка" накануне вседоступного выступления, со
свежими силами, так сказать. Оно и понятно: для пьяной панковской братии в
"Луже" можно и слажать спохмелья, а вот перед маклерами нужно выступить
аккуратно, деньгу отработать честно. Потом, видимо, VIP-концерт перейдет в
VIP-пьянку с цивильными панками...
И
уже не смешно даже. Просто панк как единство саунда и идеологии давно отжил
свой век, а все, что происходит нынче не может быть ничем, кроме профанации.
Причем, за эту профанацию будут еще довольно долго и хорошо платить - кому
не хочтелось бы, например, подивиться, живьем увидеть, понюхать, пощупать
сегодня Сида Вишеза + пивка с ним тяпнуть или герычем вмазаться? Да пусть
его живет - история ведь, музейный экспонат, счастье современников... Но не
живет: Вишез, если тут уместна такая характеристика, "честно" прожил
ту короткую жизнь, которую пропагандировали своими "ноуфьючами"
Sex Pistols. Роттен, голос Пистолетов, пережил Вишеза и с головой ушел в пост-панк,
что многим доказало летальный исход ортодоксального панк-рока. Тут закопошились
хардкоровцы, стали хоронить панк, занимать его нишу - ан нет, Exploited потребовали
продолжения банкета, на что миллионы слушателей сформировавшегося стиля дали
добро. Причем, хардкор и стрэйт-эдж хоронили именно панковскую идею, требовали
от своего слушателя не разгильдяйства и полупьяной жизни без будущего, а собранности,
аккуратности, сознательности в борьбе - почти "пролетарскости",
как мы бы сказали. Ватти со товарищи не очень хотели вливаться в это течение,
поэтому и эксгумировали панк-идею, на надгробьи которой уже вовсю топтались
нью-йоркские хардкоровцы типа Генри Роллинза. Идея осталась, но саунд сменился:
мы, по молодости лет, слушая тогда еще в школе на переменке свежий альбом
"The Massacre" никак не могли отличить этой музыки от любимого тогда
всею страной позднесоветских подростков трэш-метала. Да и черепушная эстетика
оформления альбомчиков тяготела скорее к металерской компании. Но нам старшеклассники
объяснили, что дело тут не в звуке, а в текстах - они, мол, про политику поют,
про социальный беспредел, "Fuck The USA" там всякие... Это впечатлило
и заинтриговало нас.
Действительно,
The Exploited правильно эксплуатировали трэшовый угар в целях дестабилизации
социума - они верно указали путь разумного использования драйвово-гитарного
чёса не в рамках архаически-романтичной эстетики Маклаудов-Мановаров, а в
соцреалистической, критической манере. Но... "Отчесали аглицкие руки..."
- пора переходить от борьбы к примирению. Панк-идея, равно как и анархический
корень ее сегодня одинаково трухлявы и являются весьма подходящим объектом
для профанации бизнесом: тиражирования, выпуска в формате коллекционных изданий,
архивирования. В нашей стране панк-протест по-настоящему был выражен в конце
80-х, в подходящее для этого время, лишь Егором Летовым - как некогда заметил
кто-нибудь вроде Артемия Троицкого: "Андерграунда у нас не было и нет
- разве что Гражданская Оборона...". Нынешнее же наше отечественное панк-действо,
возглавляемое Тараканами и Наивом, есть откровеннейший шоу-бизнес: бесконечная
реприза понравившегося когда-то мотивчика Ramones с разнообразными русскоязычными
стишками про дурную башку и неправильный образ жизни. На этих гримированных
"панков" неформалы вообще не ходят, концерты этих ракрученных Mtv
и "Нашим" Козыревым групп посещают либо работники транснациональных
корпораций, дружбаны-мажоры, либо глупенькие телезрители-детки, любители "Клинского"
и "Максидрома", которые мечтают в эфире "Дневного каприза"
передать привет всем своим одноклассикам и фак завучу заодно. Такой тараканий
"панк" - и есть сегодняшний формат продвинутой молодежной тусовки.
Панк
никогда не был воплощением реального протеста масс - так, разрозненные клубные
дебоши... Имели место поначалу лишь случайные рецидивы с арестами музыкантов
и директора Пистолз по случаю пространственно-временного совпадения их антикоролевской
песенки с праздничком во имя оное. Панк быстро стал весьма нужным буржуям
методом канализации бунтарской энергии молодых поколений. Да и рок вообще
является столпом нынешнего глобализирующегося капитализма. Тем не менее, панк
стал для многих поколений последней надеждой слияния переживаний о действительности
с инструментованной музыкой - инструментованной выпукло примитивно, чтобы
подчеркнуть антиэстетизм и бунт против развлекалова.
Однако,
панк-зарубежье сегодня не отличается от нас в лучшую сторону: там вообще наметилась
тенденция сугубо коммерческого возрождения панк-групп дабы задать перцу и
постяжать гонораров, уводимых младопанками типа Green Day или The Offspring.
Кстати, последние не только не скрывают своей тяги в массы продвинутой американской
молодежи, но даже снимают клипы о том, как бы было хорошо и пляжным девочкам
в мягких золотистых бикини, и стильно взьерошенным за 70$ в престижной парикамахерской
панковатым пацанам слиться в экстазе под их, причесанный Mtv, музончик. Глядя
на это безобразие, было почившие в бозе Misfits решили тоже воскреснуть. Басист
группы Джерри Онли, единственный настоящий мисфитсовец, собрал что-то отдаленно
напоминающее былое страхолюдие под предводительством Данцига и записал с ними
альбом в 1999-м. Песенки там про ангелов, про девочек... Так что панк, как
говорится, is dead everywhere - нечего ждать с этой стороны.
Вот
что такое глобализация на местах - в рок-музыке наблюдается сплошная энтропия.
Примирение, одним словом, - согласие, то бишь. Вырывался из этого болота всегда
и особенно возвысился в середине 90-х тот самый Егор. Сделал он потрясающий
рывок к революции (эволюции от панк-идеи к коммунистической идеологии), к
синтезу своего гитарного пламени с леденым дыханьем органа в "Солнцевороте"
и "Невыносимой легкости бытия", да вот на том и стих... Правда тут
пророчат "новую электрическую программу" - что ж, вместо того, чтобы
тратить немеренные деньги на эксклюзивное разочарование в Exploited, лучше
уж пойти на Г.О.
Дмитрий ЧЕРНЫЙ
Копирование материалов разрешается только с
ссылкой на источник (www.trudoros.narod.ru)