Пролетарии всех стран, соединяйтесь !
ВЫШЕ, ВЫШЕ КРАСНЫЙ ФЛАГ! КЛАССОВЫЙ НЕ ДРЕМЛЕТ ВРАГ! - газета "Молния"
И ты снова доносишь до нас Слово тех, кто не предал свой класс! - газета "Молния"
Издаётся с 7 ноября 1990 г.
Газета "Трудовой России" № 6 (355) март 2006 г.

[Подрыв линкора]
К 50-летию гибели "Новороссийска"
(Продолжение)

Меня тут недавно после выхода в печать моей статьи "Подрыв линкора" ("Молния" № 23-24, 2005 г.) один гражданин с ехидным привкусом поправил: "Адмиралов-членов КПСС, утопивших у берега вместе с линкором и экипаж, присутствовало не пять, а семь". Я скромно ему ответил, что учту Ваше замечание, - адмиралы разгромили немцев.

Итак, давайте разберёмся, кому же всё-таки нужно было уничтожить линкор-"чужак", прижившийся на Черноморском Флоте.

В соответствии с достигнутой договорённостью, итальянское правительство снова приняло линейный корабль "Юлий Цезарь" от англичан. Корабль был укомплектован итальянским экипажем, неисправные механизмы по возможности на скорую руку подремонтированы, чтобы обеспечить переход морем в Албанию и дальше, в Севастополь. На корабль прибыли десять советских офицеров и главных старшин по основным боевым частям для освоения корабля в походных условиях. Морально-политическая обстановка в Италии, сопутствующая подготовке линейного корабля "Юлий Цезарь" к передаче Советскому Союзу, сложилась для наших моряков неблагоприятно. В печати и по радио была развёрнута кампания против передачи линкора под большевистский флаг, раздавались даже призывы не допустить национального позора и требования к правительству не отдавать корабль. Формально распущенная по мирному договору, а фактически продолжавшая свою деятельность итальянская фашистская партия опубликовала заявление: "Линейный корабль "Юлий Цезарь" - гордость итальянского флота - будет плавать под советским флагом. Наша партия даёт клятву: рано или поздно, но в течение десяти лет линейный корабль должен быть возвращён Италии или уничтожен любыми средствами!" Напомню, что одним из главарей фашистской партии Италии был известный "чёрный князь" - Валерио Боргезе, который во время войны командовал 10-й флотилией МАС. В составе этой флотилии были подводные диверсанты - водители торпед. Специальные катера и подводные лодки доставляли диверсантов ко входам в базу, где стояли корабли противника, и спускали их с торпедами на воду. Подводные диверсанты подплывали к обречённым кораблям, прикрепляли им под днище мины с часовым взрывателем и возвращались к доставившим их носителям. В назначенное время мина взрывалась, и корабль погибал. Таким образом в Гибралтарской бухте были потоплены линкор и танкер, а в Александрии в декабре 1941 г. были подорваны и сели на грунт линейные корабли "Куин Элизабет" и "Вэлиент". Я ещё вернусь к делам Боргезе, а пока напомню, что 8 августа 1970 года "чёрный князь" организовал и возглавил фашистский переворот в Италии под кодовым названием "Тора-тора". (Кстати, этот девиз был заимствован у капитана 1-го ранга Мицуо Футида, командовавшего японской авианосной авиацией при разгроме американского линейного флота в Перл-Харборе).

Возможно, уничтожение линкора "Юлий Цезарь" в Севастополе было одним из мероприятий по привлечению итальянских патриотов для поддержки фашистской партии.

И ещё одна информация, относящаяся к "итальянскому следу". В начале 1955 года в газете итальянской фашистской партии было помещено специальное обращение к итальянцам, в котором говорилось примерно следующее: "Прошло уже пять лет, как итальянский линейный корабль "Юлий Цезарь" плавает под красным советским флагом. Неужели во всей Италии не найдётся патриотов, способных покончить с этим позором?" С этим обращением в какой-то мере перекликается распоряжение Главного штаба ВМФ - выгрузить с линейного корабля "Новороссийск" весь артиллерийский боезапас главного калибра, вывезти его за город и хранить в штабелях в значительном удалении от артиллерийских арсеналов и жилых построек, под надёжной охраной. Ко дню гибели линкора была выгружена только часть боезапаса из кормовых погребов. К счастью, оставшиеся на корабле снаряды и заряды не взорвались. Живущий в Севастополе мичман в отставке Селивёрстов написал Каржавину, что, когда он в 60-х годах в Алжире занимался обучением алжирских моряков, один из них рассказал ему об итальянском офицере, обучавшем там же алжирских подводных диверсантов. Этот итальянец хвастался своим участием в осуществлении взрыва линкора "Новороссийск" в Севастопольской бухте.

Примерно через 10-15 дней после гибели линкора "Новороссийск" в штабе Черноморского флота было получено донесение нашей разведки в Италии, в котором сообщалось: постановлением правительства Италии группе боевых пловцов бывшей 10-й флотилии МАС, которой командовал Валерио Боргезе, присвоены звания "Национальный герой Италии". В честь героев в Риме проведены торжества. Боргезе награждён высшим итальянским орденом. В прессе эти события связывают с потоплением в Севастополе линкора "Юлий Цезарь". Содержание этой телеграммы должны были знать командующий флотом, начальник штаба флота и начальник разведки ЧФ генерал-майор Намгаладзе. Последний в 1956 году был снят с должности и в 1957 году скоропостижно скончался. Этот факт также связывают с гибелью линкора "Новороссийск". И это ещё одно свидетельство возможного подрыва линкора боевыми пловцами из Италии.

Следует полагать, что содержание донесения должно было докладываться Главкому ВМФ, начальнику Главного штаба и начальнику разведки ВМФ. Все эти лица участвовали в расследовании. Тем не менее, в докладе Правительственной комиссии, как уже было сказано, о возможности диверсии против линкора упомянуто только мимоходом.

Линейный корабль "Кавур" 15 февраля 1945 года был атакован американской авиацией, перевернулся и окончательно затонул. Естественно полагать, что после подъёма линкора "Кавур" командование итальянского флота достаточно тщательно анализировало характер полученных им повреждений, меры, которыми следовало улучшить живучесть корабля, и наиболее опасные повреждения. Логично также полагать, что, готовя диверсию против "Цезаря", можно было выбрать район взрыва, обеспечивающий наибольшую гарантию уничтожения корабля. В обследовании "Кавура" участвовали боевые пловцы, в том числе специалист инженерной службы Тазек и др.

Место взрыва линкора "Новороссийск" было выбрано достаточно надёжно. В результате взрыва была полностью разрушена насосная станция линкора, и откачка воды, поступавшей через громадную пробоину, стала невозможна, также как и перекачка воды в целях выравнивания возникшего дифферента и крена, приведшего к опрокидыванию корабля и его гибели. Нельзя исключить возможность того, что взрыв был нацелен на главный носовой артиллерийский погреб, и только ошибка диверсантов при установке мины на несколько метров сдвинула центр взрыва к носовой части - за броневую переборку погреба. Такую ошибку, если она действительно произошла, нельзя поставить в упрёк даже высокопрофессиональным боевым пловцам, действовавшим ночью, под водой на глубине около 10 метров.

Самый тщательный анализ развития событий на линкоре, действий личного состава и спасательных средств флота - анализ, проведённый лучшими специалистами флота, Военно-морской академии и кораблестроителями, - привёл к однозначному выводу: в результате полученных от взрыва разрушений линкор был обречён, и никакие усилия по борьбе за живучесть спасти его не могли. К сожалению, это стало ясно уже после трагедии, и героические усилия моряков, стоявших насмерть и бившихся за спасение корабля до последней минуты, были безуспешны. Корабль был обречён, и спасать надо было только людей, об этом знал и командир БЧ-5 (старший механик) линкора.

Диверсия против линкора "Новороссийск" была спланирована и проведена в ночь с субботы на воскресенье в лучших традициях всех международных нападений, использующих фактор ослабления бдительности в выходные и праздничные дни. Взрыв, произведённый в 1 час 30 мин., пришёлся на самое тёмное и тягостное время для корабельной вахты - вахты, именуемой "собакой". Это также должно было способствовать диверсантам, благополучно доставившим смертельный груз и вовремя убравшимся с места диверсии незамеченными.

Подводя итоги всем приведённым фактам и логическим рассуждениям, следует сказать: прямых доказательств, что взрыв линкора был произведён диверсионной группой итальянских боевых пловцов, они не дают. Однако такое большое количество косвенных улик приводит к однозначному выводу, что линейный корабль "Новороссийск" был преднамеренно и целенаправленно уничтожен как линкор "Юлий Цезарь" - из патриотических соображений, в интересах итальянских профашистских кругов. Стоявшие вместе с линкором на рейде современные мощные крейсера "Дзержинский", "Кутузов" и "Нахимов" атакованы не были, хотя представляли более заманчивые цели с точки зрения боевой мощи.

Окончательное заключение о причинах и обстоятельствах взрыва и гибели линкора "Новороссийск" можно будет сделать после исследования архивных данных итальянской и советской разведок и специальных служб безопасности, допуска к которым я в настоящее время не имею. Возможно также, что ключ к секрету гибели линкора "Новороссийск" находится в архивах ЦРУ США, но это мои личные предположения.

Обеспечение операции: проход через Дарданеллы носителя "людей-торпед", разведку места стоянки и условий охраны рейдов Севастополя могли выполнить разведывательные службы Италии во взаимодействии с разведками США и стран НАТО. Они же могли обеспечить и действия по доставке мины к линкору подводными пловцами с берега - с корабельной или с северной стороны Севастополя. Нужно всегда помнить, что Америка - наш главный враг, и присутствие на Черноморском флоте самого крупного корабля, конечно же, обязывало Совет штабов Америки держать под постоянным контролем участие линкора "Новороссийск" в больших учениях эскадры с выходом к Кавказскому побережью.

Проникновение "людей-торпед" в Севастопольскую бухту было значительно облегчено грубыми нарушениями в системе охраны рейдов в главной базе. Случайно или преднамеренно противолодочный корабль, дежуривший на входном фарватере Севастопольской базы, был отпущен, боковые ворота для прохода кораблей остались открытыми, и диверсантам не понадобилось прорезать боковые сетевые заграждения. На кораблях эскадры наружное наблюдение обеспечивалось только вахтенной службой, в задачи которой входило наблюдение за надводными объектами. Контроль и охрана от подводных диверсантов даже не упоминались ни в одной инструкции. Подводные диверсанты могли в тёмную октябрьскую ночь свободно подойти к линкору, прикрепить мины к его корпусу и так же спокойно убраться восвояси. Поднятая после взрыва тревога на флоте нацелила силы охраны рейдов на поиски диверсантов.

В свете кровавых эпизодов "холодной войны", включая корейскую, вьетнамскую, афганскую войны, противоборство СССР и США в Никарагуа, Анголе, Эфиопии и других "горячих точках" планеты, катастрофа линкора "Новороссийск" приобретает иную окраску, чем я ранее излагал. "Новороссийск" был потоплен накануне агрессии НАТО против Египта - агрессии, сорванной решительными действиями Советского союза. В день подрыва линкора в Турцию прибыли авианосная ударная группа и самый мощный американский линейный корабль "с визитом дружбы". Ни до этого события, ни в последующие времена такие мощные американские соединения визитов в Турцию не совершали. Невольно напрашивается предположение, что приход американской эскадры имел целью "прикрыть" диверсионную операцию против "Новороссийска". Другой целью могло быть определение реакции советского руководства на диверсию - своего рода "разведка боем" перед началом запланированной на 1 января 1957 года войны против СССР. Наконец, это была гарантия турецкому правительству, что США обеспечат своими силами безопасность размещаемых в Турции крылатых ракет. А главное - союзники по НАТО получали наглядное подтверждение, что их агрессия в Египте будет поддержана блокадой пролива Босфор. И всех этих целей США достигали без риска засветиться, поскольку главную роль взяли на себя итальянские подводные диверсанты.

Истинную роль американского флота и ЦРУ можно выяснить только в архивах Госдепартамента и ЦРУ США.

Ещё одна страна НАТО - Англия - тоже была заинтересована в гибели линкора "Новороссийск". Англия тоже имела очень мощный линкор "Ройял Соверин" с таким же водоизмещением 29.000 тонн, с восемью 381-мм орудиями главного калибра, со скоростью полного хода 21 узел, т.е. на шесть узлов меньше, чем у линкора "Юлий Цезарь". 6 июля 1940 года состоялось противоборство итальянской и английской эскадр, в составе которых находились линкоры "Юлий Цезарь" и "Ройял Соверин" при прикрытии конвоя из 5 транспортов с пополнением и грузами для войск Роммеля в Северной Африке. Обоим линкорам этот бой славы не принёс - "Ройял Соверин" так и не смог сблизиться с "Юлием Цезарем" на дистанцию боя из-за малой скорости хода. В дальнейшем противоборство линкоров продолжалось до июля 1943 года - до капитуляции Италии. Итак, три мощных державы НАТО - Италия, США, Англия - явно не хотели, чтобы Черноморский флот имел такой мощный линейный корабль, как "Новороссийск". Это им было не нужно.

Б.А.Дурнев,
член секретариата
Международного союза
славянских журналистов.

Копирование материалов разрешается только с ссылкой на источник (www.trudoros.narod.ru)

Hosted by uCoz