Пролетарии всех стран, соединяйтесь !
ВЫШЕ, ВЫШЕ КРАСНЫЙ ФЛАГ! КЛАССОВЫЙ НЕ ДРЕМЛЕТ ВРАГ! - газета "Молния"
И ты снова доносишь до нас Слово тех, кто не предал свой класс! - газета "Молния"
Издаётся с 7 ноября 1990 г.
Газета "Трудовой России" №16 (318) сентябрь 2004 г.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК К СЪЕЗДУ "ТРУДОВОЙ РОССИИ". 2-3 ОКТЯБРЯ В МОСКВЕ.

 

Август БЕБЕЛЬ
ХРИСТИАНСТВО и СОЦИАЛИЗМ

      БЕБЕЛЬ Август (1840-1913) – один из основателей и виднейший деятель герман­ской социал-демократии и II Интернационала. С 1867 г. депутат рейхстага. За выс­тупления против захватнической и антинародной политики германского правительства и за защиту Парижской коммуны 1871 г. пробыл в заключении около шести лет. Находясь под идейным руководством К. Маркса и Ф. Энгельса, возглавлял вместе с В. Либкнехтом нелегальную социал-демократическую партию в период исключитель­ного закона против социалистов (1878-1890 гг.). После смерти Ф. Энгельса начал переходить на позиции центризма.

Статья А. Бебеля является ответом на письмо като­лического священника Вильгельма Гогофа в редакцию газеты «Volksstaat».

      ...Мораль совершенно раз­лична на разных ступенях че­ловеческой культуры. У всех народов имеются определен­ные правила взаимо­отношений между людьми и соблюдение этих правил в ин­тересах всех считается необ­ходимым. Без таких правил не может существовать ни одно общество. Нарушение их счи­тается безнравственным и либо вызывает только выра­жение недовольства со сто­роны третьих лиц, либо вле­чет за собой материальную и физическую кару, которая приводится в исполнение над преступником общественными властями.

      ...В течение более чем во­семнадцати столетий христи­анская религия, эта «религия любви», была для всех веру­ющих и мыслящих религией ненависти, преследований и притеснений. Ни одна религия в мире не стоила человечеству стольких слез и крови, как христианская, ни одна не дала стольких поводов к преступ­лениям самого отвратитель­ного свойства. А когда дело идет о войне или массовом убийстве, то священники всех христианских исповеданий и сейчас еще готовы дать свое благословение и все духовенство одной нации воздевает руки к небу, чтобы у одного и того же бога, бога любви, испросить уничтожения своего врага – другой нации...

      Христианство враждебно свободе и культуре. Своим учением о пассивном повино­вении «властям предержа­щим», иже «от бога учинены суть», своей проповедью тер­пения и прощения в страда­ниях – проповедью, подкреп­ленной обещанием, что за все невзгоды, перенесенные здесь, на земле, будет получена на­града в иной жизни,– хрис­тианство отклоняло челове­чество от его цели – совер­шенствоваться во всех отно­шениях, стремиться к высше­му развитию, радоваться и наслаждаться уже достигну­тыми благами. Христианство держало человечество в раб­стве и угнетении, оно и в на­стоящее время служит лучшим орудием политического и со­циального гнета.

      …Прогресс человечества требует, чтобы всякой при­вилегии, всякому господству была объявлена война.

      Церковь пользуется не мень­шим господством над народом, чем правительство – пытаясь бороться со всем, что служит ее уничтожению, т. е. с нау­кой и образованием, к кото­рым стремится социализм.

      Социализм является самым настоящим народным и чело­веческим учением, потому что он в действительности стре­мится применить к жизни те нравственные законы, которые для церкви в течение восем­надцати веков служили толь­ко вывеской и употреблялись ею лишь для подавления и уг­нетения масс. Социализм хо­чет осуществить всеобщее ра­венство, всеобщую любовь и всеобщее счастье не потому, что их проповедовали Будда, Иисус и Магомет. Всеобщее равенство и счастье сами по себе являются целью, идеалом, который чувствовало и к ко­торому бессознательно стре­милось человечество во всех странах, при всех государ­ственных устройствах и вероисповеданиях. Человечество достигло бы этого идеала и в том случае, если бы не су­ществовало ни Будды, ни Хри­ста, ни Магомета. Представляя себе землю как юдоль стра­даний, пророки эти неоднок­ратно проповедовали умерен­ность и воздержание и ука­зывали человечеству на буду­щую жизнь за гробом. А меж­ду тем нет, да и не может быть никаких данных, под­тверждающих существование этой другой жизни, потому что она невозможна, и вера в нее только накладывает оковы на человеческие стремления и препятствует человеческому прогрессу. Все хорошее, что возникло во время господ­ства христианства, принадле­жит не ему, а всего того ог­ромного зла и несчастья, ко­торые принесло оно с собой, мы не хотим. Вот в двух сло­вах наша точка зрения.

Итак, господин священник, теперь Вы поймете, как бес­конечно далеки наши стремления от стремлении хри­стианства.

      Ваши епископы, ваши кано­ники (соборные священники), ваши графы, бароны и буржуа, которые стоят во главе като­лического движения,– это не наши люди. Они не жела­ют человечеству ни равенства, ни счастья, потому что иначе им пришлось бы если не от­казаться совсем от своего привилегированного положе­ния, то во всяком случае по­ступиться им, чтобы доставить победу тому благу человече­ства, к достижению которого они якобы стремятся. Наобо­рот, они являются главными защитниками привилегий и классового господства; они хотят не справедливости, а благотворительности, не ра­венства, а смиренной покор­ности, не знаний, а веры…

      Итак, я совершенно не могу согласиться с Вашим мнени­ем, будто христианство стре­мится к той же цели, что и социализм. Христианство и социализм противостоят друг другу, как огонь и вода. Так называемое доброе зерно, которое Вы, но не я, находи­те в христианстве, есть зер­но не христианское, а обще­человеческое. То же, что при­надлежит собственно христи­анству – его учения и дог­мы, – враждебно человече­ству.


Копирование материалов разрешается только с ссылкой на источник (www.trudoros.narod.ru)

ВСЕ НОМЕРА
СОДЕРЖАНИЕ

Главная Тема
"Трудовая Россия" информирует
Съезд "Трудовой России"
Коммунизм и религия
Сатира
Hosted by uCoz