АВАНГАРД
КРАСНОЙ МОЛОДЁЖИ  

ТРУДОВОЙ РОССИИ


Официальный сайт "Авангарда Красной Молодежи Трудовой России" | www.TRUDOROS.narod.ru | trudoros@narod.ru | Обновление от 01.01.07


«Этапы великого пути»

 

   17 января 1925 года в своём докладе Ф.Дзержинский говорил о близости полного завершения восстановительных работ в городе, на селе, в народном хозяйстве вообще. На очередь стала задача обновления, реконструкции. Если мы не обратим внимания на эту проблему уже теперь, то в недалёком будущем мы очутимся в катастрофическом положении, у нас не будет технической базы развития. Дзержинский говорил о необходимости не просто восстановления основного капитала индустрии но и скорейшего перехода к новому строительству, в интересах создания новых основ социализма.

 

   В 1920 году на VII-съезде РСДРП было принято решение по электрификации страны, принят план ГОЭРЛО. За 10-15 лет планировалось построить 15 электростанций.

   Герберту Уэллсу, английскому писателю, фантасту, советский план показался несбыточной мечтой. «Представить всё это в стране, с неграмотными мужиками, ничтожным развитием техники, умирающей промышленностью, можно лишь с помощью очень богатой фантазии», - писал Уэллс. «Я лично, ничего подобного, представить не могу». Тогда же, в 1920 году произошла встреча Г.Уэллса с В.И.Лениным.

   На следующий год вышла книга, «Россия во мгле». Автор писал, «Марксистская теория подвела русских коммунистов, будто в России будет новая земля и небо».

   На строительство Шатурской ГЭС с большим трудом удалось достать один подъёмник для кирпича и маленькую бетономешалку. Никакой другой техники на стройке не было, всё делалось вручную. Котлован на глубину 5-этажного дома, рыли лопатами. В тех же условиях велись работы на Волхове и под Петроградом, в Нижнем Новгороде и в других местах. Одной из первых вступила в строй Каширская ГЭС.

   Да, начало было неповторимо трудным. Но уже в 1925 году дают ток; Шатурская, Каширская, Кизиловская, Нижегородская ГЭС-ы. К концу 1926 года вступает в строй Волховская ГЭС, по мощности ей не было равных в Европе. Известно что на момент составления плана ГОЭРЛО, треть средств необходимых на строительство электростанций страны должны были дать соглашения с иностранцами. Жизнь не подтвердила сделанных тогда прогнозов. Развёртывать индустриализацию страны пришлось без финансовой помощи извне. Поэтому максимальное внимание уделялось экономии средств, ускорению гособорота в промышленности.

   В 1925 году слушатели Свердловского университета задали вопрос т.И.Сталину; Возможно ли развитие крупной советской промышленности в условиях капиталистического окружения, без помощи извне? «Да, возможно. Дело это будет сопряжено с большими трудностями, придётся пережить на этом испытания. Но индустриализацию без кредитов извне, мы сможем провести».

   В 1935 году исполнилось 15 лет, с того как В.Ленин провозгласил план ГОЭРЛО. По плану было намечено ввести в работу 1500 тысяч кВт., было введено 3815 тысяч кВт., план перевыполнили почти в три раза больше.

   В 1923-24 гг. государство впервые получило возможность истратить часть своего бюджета на развитие городского хозяйства г.Москвы и некоторых промышленных центров. Началось сооружение коммунальных учреждений, строительство рабочих посёлков. На улицах Москвы появились первые автобусы, их было 70 шт. В Москве появился первый светофор. С 1924 года з-д АМО стал выпускать первые в стране автомобили. Деталь за деталью, винтик за винтиком, совсем медленно, ошибаясь и начиная сызнова, налаживали сборку автомобилей.

   В 1924 году по прямому указанию В.Ленина, в результате сотрудничества учёных и рабочих был построен первый в стране тепловоз, который с составом в 1000 тн. Двинулся на Москву.

   В марте 1927 года страна приступила к строительству Днепрогэса. С Волховской ГЭС приехало 600 строителей. В 1928 году в их распоряжении находилось 45 кранов и 10 экскаваторов. Первоначально предполагалось что турбины и генераторы будут закуплены за границей. Но рабочие з-да «Электросила» решили иначе. Генераторы должны быть построены на нашем заводе. Ленинградцев поддержали Харьковские металлисты. Крупный специалист Винтер писал Куйбышеву; «Это работа трудновыполнимая для нашей электропромышленности». Разгорелись споры. В ноябре 1927 года на заседании правительства было принято решение; заказы на основную массу турбин и генераторов передать на свои заводы. Когда началась сборка агрегатов, первая турбина была смонтирована за 34 дня, а 5-я ещё на десять дней быстрее. В США на аналогичную работу уходило 45 рабочих дней. Иностранные специалисты считали это чудом. Но и это ещё не всё. Строители решили сооружение плотины закончить к 1 мая 1932 года, на семь месяцев раньше установленного срока. Строители решили за сезон вместо 400 тысяч кубометров бетона, уложить 500 тысяч. Намечая такие рубежи наши специалисты решили посоветоваться с иностранцами. Но американские консультанты даже не взглянули на развёрнутый перед ними график. Через переводчика сказали, об укладке 500 тысяч кубометров бетона не может быть и речи. Не поддержал план коллектива даже сочувствующий строителям глава американской консультации Купер. «Это несерьёзный разговор, заявил он, - окончание строительства - вопрос отдаленного будущего». Но чудо совершилось, 23 марта была уложена последняя бадья бетона. 1 мая 1932 года первый генератор Днепрогэса дал первый ток. Купер сказал; «С точки зрения достижений инженерного искусства, днепровское сооружение является самым значительным из подобного рода сооружений, когда либо выполненных человеком». Это сказал специалист, строивший в США самую большую Вильсоновскую плотину, гидростанции на Ниагарском водопаде и другие крупнейшие сооружения. Днепрогэс на то время, была самая большая станция в мире. Особо нужно отметить, что по использованию установленного оборудования СССР обогнал все страны.

   В 1929 году началось строительство в Новокузнецке. Рабочих было не больше 200 человек, в основном, землекопы с лопатами и плотники с топорами.

   В таких же трудных условиях начиналось строительство Магнитогорска. Злой зимний ветер встречал первых строителей Магнитки, прибывших из Центральной России, Украины, Белоруссии, Татарстана, Башкирии. Слов нет, начало было трудным. В основном работы велись вручную. Тракторы и машины можно было пересчитать по пальцам. Порой не хватало обыкновенных тачек и лопат. Первые строители жили в землянках. Многие не выдерживали и уезжали. Но большинство - выстояло.

   Кладка печей проходила методами, невиданными в мире, и была закончена в 47 дней. В истории кладки доменных печей во всём мире не было таких сроков. На кладке доменных печей наши ударники перегнали технику капиталистических стран. 8-я коксовая батарея была сооружена в 67 дней, вместо 80-90, обычных для таких работ в Германии и США. Иностранные специалисты недоумевали, что за люди, что за сроки…Мы к такому не привыкли… К концу 1929 года в стране насчитывалось более 300 тысяч ударников.

   Ни до революции, не после, отечественные предприятия не производили блюминги. Попытка нашего правительства купить прокатные станы для металлургических заводов за границей, натолкнулась на кабальные условия капстран. Американские монополии запросили баснословные цены, в семь раз дороже фактической стоимости. В ответ заказ был передан Ижорскому заводу. Началась борьба за экономическую независимость.

   Газеты запестрели заголовками «Даёшь Советский блюминг». На заводе возникло около 3-х десятков ударных бригад. Соревновались рабочие, бригады, цеха. Всё население Колпино, где был расположен завод, жило интересами коллектива. Рабочие по трое суток не выходили из цехов. Их жёны горячие щи в котелках приносили к проходной. За девять месяцев героического труда, коллектив Ижорского завода выполнил правительственное задание. Люди делали блюминг, а блюминг преображал людей.

 

   В 1932 году: давали чугун домны Магнитки и Кузнецка,

   Хибинские апатиты перерабатывались на удобрения в Ленинграде и на Украине

   Появились Харьковские тракторы и нижегородские автомобили

   Химические заводы в Березниках и Воскресенске

   Медеплавильный комбинат в Красноуральске

   Завод сельскохозяйственных машин в Ташкенте

   В Казахстане развёртывалась добыча меди, свинца, цинка..

 

   Незабываемые дни….

 

   Всего за период с 1 октября 1928 года по 1932 год было построено 1500 крупных промышленных предприятий.

   Повсюду ударный труд преображал людей. Побывавший у нас в 1931 году Бернард Шоу писал «Россия отвратительного царизма становится энергичной, трезвой, чистой, независимой, цветущей и бескорыстно коммунистической страной». Многие, подобно Шоу, видели у нас не только нехватку жилья и продовольствия. Они видели страну новостроек, народ, покончивший с эксплуатацией и безработицей, государство, установившее самый короткий рабочий день в мире, утвердившее для каждого труженика равные права на труд, учёбу и отдых.

   В ту пору на 1/6 части света шло созидание нового общества. Советские люди хорошо понимали это и сознательно шли на многие ограничения, лишения и жертвы. Боролись и побеждали.

   Хорошо об этом сказал старый работник на вопрос, как живется… «Как живётся? ..Тяжело живётся. Спросите любую женщину: легко рожать? Сколько мук принимает каждая, пока жизнь даёт маленькому человечку, поставит его на ноги, сделает из него настоящего человека. Сколько годов, сколько трудов надо положить на него. А мы, русские пролетарии, вздумали целый мир рожать и не только для себя, но и для всех таких, как мы с вами. И что же вы хотите, чтобы сразу на ноги, без боли и без мук?»

   В 1930 году на всю страну приходилось 170 экскаваторов. При подсчёте скреперов, в графу включили механизированные лопаты. Вместе взятые, они составили - 300 штук.

   Строительство новых промышленных гигантов не укладывались в рамки годовых контрольных цифр. Нужны были многолетние народнохозяйственные планы. Так родилась идея пятилетних планов. К 1929 году была завершена работа над 1-м пятилетним планом. Это был грандиозный по тем временам план. Американский экономист Стюарт Чейз писал в своей статье: «Шестнадцать человек, представляющие ГОСПЛАН, определяют моменты экономического будущего, 146 миллионам людей на пять лет вперёд».

   По поводу госплановских проектов за рубежом ещё недавно писали, «фантазия, утопия...»

   Летом 1931 года в Амстердаме состоялся большой международный конгресс по вопросам планирования. В повестке дня среди главных значился пункт: опыт плановых работ в СССР. Советская делегация находилась в центре внимания, привезённые ею доклады и материалы сразу же разошлись среди участников.

   В 1932 году было выпущено

   19,7 тысяч станков

   50,8 тысяч тракторов

   23,9 тысяч автомобилей

 

   (В Белой Калитве на металлургическом алюминиевом заводе (оборонка ракетостроение) до сих пор работали станки изготовленные в 30-х годах))

 

   Но дело было не только в количественном росте, не только в структурных сдвигах народного хозяйства. Главное было в том, что это были успехи социалистической индустрии, которая принадлежала народу, неуклонно шла вперёд по единому Госплану. Мир дотоле не знал такой экономики, не знал подобных темпов.

   Когда замышлялось строительство Горьковского автозавода, наша делегация посетила США, где встретилась со знаменитым Крайслером. Разговор шёл о возможности использовать зарубежный опыт в СССР. Внимательно выслушав наших представителей, американец сказал: «Я сочувствую вашему желанию иметь свои автомобили, они вам очень нужны и большом количестве. Но поверьте мне, если вы будете жадничать и пытаться создавать автомобили у вас на голой земле, ничего не выйдет. Мой совет, начинайте со сборки и постепенно приучайте людей к делу. Ставьте одно производство за другим: сначала более лёгкие детали, потом посложнее, и лет этак через семь, можно перейти к моторам. Этим путём идём и мы. Не избежать его и вам. Ответ для него был неожиданным: «Нам этот путь не подходит». Удивлённый автопромышленник спросил: Где же вы найдёте людей, которые после постройки такого гигантского завода могли бы на следующий день стать к станкам, как вы замышляете завертеть такую машину? Нет, ничего у вас не выйдет. То же самое нам говорил и Форд: сначала подучитесь, поднимете культуру до определённого уровня, а уже потом… Наш рабочий класс выбрал очень трудный, но единственно верный тогда способ одновременного развития советской индустрии и формирования социалистических кадров. К тому времени, когда Горьковский автозавод начал выпускать автомашины, здесь работали и учились почти все. Летом 1932 года для рабочих 225-ти ведущих профессий, решением правительства был введён так называемый «техминимум» - обязательное обучение по специальности. Страна не могла ждать.

   В 1934 году автозавод АМО посетил президент американской фирмы «Геркулес», у которой мы совсем недавно покупали двигатели для грузовиков. С нескрываемым интересом осмотрел он завод, наш первенец, и сказал: мне стало ясно, почему вы перестали покупать у меня моторы, и совершенно очевидно, что покупать вы их у меня никогда не будете.

   С конвейера уже каждые 4 минуты 12 секунд сходил грузовик. Когда прежде Россия вела счёт секундам?

 

   Из газеты «Магнитогорский комсомолец»: 26 июня комсомольская бригада Галиулина, в количестве 26 человек, на бетономешалке «Егер» ёмкостью 375 литров, на бетонировании фундамента за 8 часов сделала 1196 замесов, побив таким образом все рекорды. На строительстве центральной электростанции, бригада под руководством инженера Тумасова В. и бригадира Банных И., при отличном качестве смонтировала топку парового котла за 20 дней, тогда как консультанты из Германии отводили на эту работу 60 дней и 17 часов.

   Техническую смелость проявил на строительстве дробильной фабрики инженер Э.Я.Беккер.

   По его предложению дробилка «Тайлор» была смонтирована до прибытия специальных кранов, с помощью деревянных стрел и обычных лебёдок. Американский инженер Робинс, назвал эту идею сумасбродной. Другой консультант, Геррис даже написал письмо начальнику горного управления Гончаренко, начальнику строительства Гугелю Я., в котором выражал протест против затеи Беккера и снимал с себя всякую ответственность. Когда с помощью лебёдок 260-тонная громадина была поставлена на место, американский консультант был вынужден признать своё поражение. «Я, - сказал Робинс, - снимаю шляпу перед большевистским упорством русских людей». Джон Геррис, выступая на митинге по поводу пуска дробильной фабрики, сказал: «Я счастлив, что на мою долю выпала честь участвовать в постройке такого грандиозного предприятия. Я искренне желаю и надеюсь, что вместе с постройкой Магнитогорского завода весь пятилетний план будет осуществлён и доведён до успешного конца». Такой же путь проделала бригада Мирсаида Ардуанова. Сначала 35 землекопов пришли на заработки, но, выбрасывая десятки, сотни кубометров земли, постепенно начинали понимать, что мы строим и для кого строим.

   На 17 месяцев раньше срока был построен Турксиб, железная дорога протяжением 1452 километра, через территорию РСФСР, Казахстана, Киргизии… Кто не мечтал иметь свой собственный каучук? В годы первой мировой войны Германия сделала попытку обеспечить себя своим собственным сырьём для резины. Но каучук получался низкого качества, стоил дорого. Сообщение о том, что в СССР получена первая партия синтетического каучука, взбудоражила весь капиталистический мир. Они не верили, что в СССР смогли этого добиться. Даже знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон заявил: этого нельзя сделать и этот отчёт - фальшивка. На основании моего собственного опыта и опыта других, сейчас этого сделать нельзя, и нельзя говорить, что получение синтетического каучука когда-либо будет успешным».

   2 сентября 1935 года страна узнала Алексея Стаханова, забойщика донецкой шахты. Он за 6 часов вырубил 102 тн угля, сделал 14 норм. Ромен Ролан писал о стахановцах: «Это, очевидно, колоссальное пробуждение человеческого сознания в области труда. Оно возможно только в настоящем социалистическом обществе, где рабочий чувствует себя хозяином. Это чувство достоинства и гордости захватывающе».

   Рекорды, просьбы снизить расценки, увеличить нормы… Порыв души, все силы и средства, каждую копейку на общее благо.

   В России в 1920 году треть населения была безграмотна. Партия видела в массовой безграмотности одного из самых серьёзных и опасных врагов Советской власти. У народов Средней Азии и Казахстана грамотность составляла от 0,5 до 2% населения. Многие народности, населявшие Россию, не имели своей письменности.

   27 декабря 1919 года В.И.Ленин подписал декрет о ликвидации безграмотности:

   «В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны постановил: всё население Республики, в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию».

   Одолеть букварь взрослым людям было нелегко. Но миллионы рабочих и крестьян учились охотно. После трудового дня шли в библиотеку, клуб, избу-читальню, чтобы участвовать в читке газет. Рабочим по закону разрешалось заканчивать работу на 2 часа раньше, чтобы посещать ликбез. Наибольшего размаха движение за всеобщую грамотность достигло в 30-е годы. Учились все, «от мала до велика». К 1934 году было введено обязательное 7-летнее обучение.

   Сколько же человек у вас учится, спросил итальянский профессор у одного из начальников строительного участка на Днепрогэсе.

   10 тысяч человек, ответил он.

   А сколько же у вас всего рабочих?

   10 тысяч человек.

   А кто же у вас тогда работает?

   Те, кто учится…

   Перепись населения 1939 года показала, что грамотность уже достигает 81 %. Осваивая новую технику, тысячи рабочих повышали свой культурный уровень, свою квалификацию. Металлург Макар Мазай не мог читать и писать. Начал с ликвидации своей безграмотности. Через год поступил на профкурсы, потом на заочные курсы для сталеваров при Днепропетровском горном институте. Постепенно сбывались мечты рабочих об учёбе. И опять капиталистический мир воспринимал это как чудо.

   При подведении итогов 2-й пятилетки стало ясно, что пятилетка выполнена за 4 года и 3 месяца. Решающую роль в достижении высоких результатов сыграл рабочий класс, его отряды, которые были заняты в индустриальной сфере, сфере производства, промышленного строительства, на транспорте.

   Строительная программа обеспечила во второй пятилетке ввод в строй ещё 4500 предприятий, иначе говоря, каждый день вводилось в эксплуатацию 2-3 предприятия. В годы первых пятилеток в стране строилось по 20 городов в год.

   Алексей Ржевский, Белая Калитва

 

   Продолжение следует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовая Россия и АКМ-ТР @ 2004-2006 trudoros@narod.ru