АВАНГАРД
КРАСНОЙ МОЛОДЁЖИ  

ТРУДОВОЙ РОССИИ


Официальный сайт "Авангарда Красной Молодежи Трудовой России" | www.TRUDOROS.narod.ru | trudoros@narod.ru | Обновление от 01.01.07


Художнику Гюставу Кюрбе – 200 лет

 

   Исполнилось 200 лет со дня рождения замечательного французского художника портретиста-реалиста, участника Парижской коммуны Жан Дезире́ Гюста́ва Курбе́ (10 июня 1819— 31 декабря 1877), – одного из крупнейших французских художников XIX века, завершителей эпохи романтизма и основателей реализма в живописи.

   Гюстав Курбе родился во французском Орнане, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. Его отец, Режис Курбе, был владельцем виноградников. В возрасте 12 лет будущий художник начал посещать семинарию. Но поведение юного семинариста оставляло желать лучшего: никто не брался отпускать ему грехи. Так или иначе, в 1837 году по настоянию отца Гюстав поступил в CollègeRoyal в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию. Одновременно с обучением в коллеже, Гюстав посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида. В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. Там Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Гюстав не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена. Затем он отказался от получения формального художественного образования и стал работать в мастерских Суисса и Ляпена. В мастерской Суисса не было специальных занятий, студенты должны были изображать обнажённую натуру, и их художественные поиски не ограничивались преподавателем. Этот стиль юному художнику наиболее подходил.

   В 1844 году первая его картина, «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне. С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы. В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа, Домье и Теодора Руссо, так что они вынашивали планы о создании собственной выставочной галереи. Планы не осуществились из-за начавшейся революции. В результате в 1848 году все семь работ Курбе, представленных жюри, были выставлены в Салоне, но ему не удалось продать ни одну картину. При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился сын Александра Дюма), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон. В конце концов Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны. Уровень его неприязни к прочим художникам дошёл до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях. В 1871 году Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями, был комиссаром по культуре и руководил низвержением Вандомской колонны – считавшейся у коммунаров памятником варварству, символом грубой силы и ложной славы, утверждением милитаризма, отрицанием международного права, постоянным оскорблением побеждённых со стороны победителей, непрерывным покушением на один из трёх великих принципов Французской республики — Братство. Примечательно, что сам Курбе, в отличии от большинства коммунаров, был против полного уничтожения колонны, он высказывался лишь за то чтобы перенести этот памятник производящий «впечатление кровавого ручья в мирном саду», на эспланаду Дома инвалидов и установить на пустынном месте, посещаемом главным образом военными. После падения Коммуны он отсидел по приговору суда полгода в тюрьме и позже был приговорён к восполнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило его удалиться в Швейцарию, где он и умер в 1877 году, отказавшись возвращаться во Францию, пока не будет объявлена всеобщая амнистия.

   Наиболее интересные из произведений художника: «Похороны в Орнане», «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна», «Послеобеденное кофе в Орнане», «Разбиватели шоссейного камня», «Пожар» (картина, в связи со своей антиправительственной темой, была уничтожена полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды». В пейзаже «Порыв ветра» – талант художника выразился ярче и полнее всего. Курбе — автор нескольких скандальных, не выставлявшихся, но известных современникам эротических картин («Происхождение мира», «Спящие» и др.); это также органично вписывалось в его концепцию натурализма. Картина «Происхождение мира» дала художнику не просто широкую известность, нет это настоящий скандал современности, который продолжается до сегодняшнего дня. Эту картину не показывали публике до 1988 года. Сейчас эта работа экспонируется в бруклинском музее за бронированным стеклом и под постоянной охраной.

   Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте: «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись — предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык».

   к.с.-х.н. Родионов В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовая Россия и АКМ-ТР @ 2004-2006 trudoros@narod.ru