АВАНГАРД
КРАСНОЙ МОЛОДЁЖИ  

ТРУДОВОЙ РОССИИ


Официальный сайт "Авангарда Красной Молодежи Трудовой России" | www.TRUDOROS.narod.ru | trudoros@narod.ru | Обновление от 01.01.07


Марксизм – идеология рабочего класса

 

   К 200-летию со дня рождения К.Маркса.

   К.Маркс родился 5 мая 1818 года в городе Трир (Рейнская провинция Пруссии) в семье адвоката.

   Мировоззрение молодого Маркса формировалось в эпоху, предшествовавшую революции, произошедшей в ряде стран Европы в 1848-1849 гг. Развитие капитализма в странах Западной Европы вело к обострению классовой борьбы, к зарождению рабочего движения, направленного против феодальных пережитков и против капиталистической эксплуатации. Оценивая этот период европейской истории И. В. Сталин писал: «Германия была чревата тогда также, как и Россия в начале ХХ столетия, буржуазной революцией».

   В великой борьбе за дело пролетариата К. Маркс нашёл себе верного соратника и друга в лице Фридриха Энгельса. Встреча в Париже в августе 1844 г. обнаружила полное единство их взглядов и положило начало их содружеству.

   В феврале 1845 г. вышла работа К. Маркса и Ф. Энгельса под названием «Святое семейство». Против Бруно Бауэра и К*. В этой их совместной работе содержится, по словам В. И. Ленина, уже сложившийся взгляд К. Маркса и Ф. Энгельса на революционную роль пролетариата. Положение об освободительной миссии пролетариата было краеугольным камнем, на котором воздвигнуто здание научного социализма.

   В июне 1847 г. в Лондоне состоялся 1-ый Конгресс, созданного немецкими рабочими-эмигрантами «Союза справедливых». По предложению К. Маркса и Ф. Энгельса «Союз» был реорганизован и стал называться «Союзом коммунистов». В принятом уставе говорилось: «Целью союза является свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов буржуазного общества и основание нового общества, без классов и без частной собственности».

   Старый лозунг «Все люди братья» был заменён лозунгом «Пролетарии всех стран соединяйтесь!». В этом лозунге подчёркивался классовый и интернациональный характер рабочего движения.

   В феврале 1848 г. в Лондоне вышел в свет «Манифест Коммунистической партии». В нём впервые в истории общественной мысли были изложены основные программные и теоретические положения и идеи марксизма. В этом гениальном произведении сжато, с удивительной силой выражены философские, политико-экономические и социальные взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса.

   Новое мировоззрение провозглашённое и научно обоснованное в «Манифесте» знаменовало собой переворот в истории мировой общественной мысли, оно открыло новую эпоху в освободительной борьбе человечества.

   «Манифест Коммунистической партии» вышел в свет накануне февральской революции во Франции, имевшей отклик в других странах Европы.

   Теоретическому обобщению уроков революции 1848-1849 гг. была посвящена работ К. Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1855 гг.». В этом произведении К, Маркс впервые применяет формулу «диктатура пролетариата». Учение о диктатуре пролетариата является главным в марксизме. В письме Вейдемейеру в марте 1852 года К. Маркс писал: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведёт к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов».

   Теоретические и политические выводы сделанные на основе опыта революции 1848-49 гг. К. Маркс развил в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852 г.). Задача пролетарской революции, доказывал в этой работе К. Маркс, состоит в том, чтобы разбить, сломать старую государственную машину. Этот вывод о сломе государственной машины буржуазии, указывал В. И. Ленин, есть главное, основное в учении К. Маркса о государстве.

   28 сентября 1864 г. на митинге в Лондоне было основано Международное Товарищество рабочих (Интернационал I). К. Маркс был организатором Интернационала и вождём на всём протяжении его истории. Им были разработаны программные документы Интернационала – «Учредительный манифест Международного Товарищества» и «Временный устав Товарищества» (1864 г.). Главными противниками марксизма в тот период были прудонисты – противники политической борьбы, защитники мелкой частной собственности. В результате борьбы К. Маркса и егосторонников против прудонизма марксизм одержал идейную победу в Интернационале над прудонизмом. Главным противником марксизма в Германии было лассальянство. С помощью В. Либкнехта К. Маркс и Ф. Энгельс стремились создать в Германии рабочую партию, отличную от лассальянской. Уделяя много времени руководству Интернационалом, он в тоже время работал над основным своим сочинением «Капиталом».

   Выход первого тома «Капитала» 16 августа 1867 г. было крупнейшим событием в истории человеческой мысли в науке. Экономическое учение К. Маркса явило собой полный переворот, настоящую революцию в политической экономии. Только теоретик пролетариата, свободный от ограниченности буржуазных учёных, мог дать объективный анализ «анатомии» капиталистического общества – его экономики, научно доказать неизбежность гибели капитализма и торжества коммунистического общества.

   В 60-ых гг. появился новый противник марксизма в Интернационале – бакунизм. Опираясь на организации анархистов, М. Бакунин пытался захватить руководство в Интернационале. В борьбе против бакунистов К. Маркса поддерживала русская секция Интернационала. К. Маркс проявлял большой интерес к России, к русской культуре и русской литературе. Он выучил русский язык, читал произведения А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского. К. Маркс установил дружеские связи с переводчиком «Капитала» Г. Лопатиным, которого по его предложению ввели в Генеральный совет Интернационала.

   18 марта 1871 г. К. Маркс узнал о революции в Париже и поспешил ей на помощь. Гениальное, теоретическое обобщение опыта Парижской Коммуны К. Маркс дал в своём труде «Гражданская война во Франции» (1871 г.). Коммуна подтвердила мысль, высказанную К. Марксом в его работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» о необходимости сломать старую государственную машину. Учтя опыт Коммуны, К. Маркс сделал новый важный шаг в развитии своего учения о государстве и диктатуре пролетариата. Он пришёл к выводу, что не парламентская республика, а политическая организация типа Парижской Коммуны является наиболее целесообразной формой диктатуры пролетариата. В. И. Ленин творчески развил учение К. Маркса, открыл Советскую власть как высшую политическую форму диктатуры пролетариата.

   После роспускаI-ого Интернационала К. Маркс выдвинул задачу создания пролетарских партий в отдельных странах. В Германии главной опасностью для рабочего движения было лассальянство. Вопреки предупреждениям К. Маркса и Ф. Энгельса, созданная А. Бебелем и В. Либкнехтом партия эйзенахцев пошла в 1875 г. на объединение с лассальянцами. Оппортунистический характер проекта программы будущей объединённой партии К. Маркс вскрыл в знаменитой «Критике Готской программы». В ней критика лассальянства сочетается с разработкой важнейших теоретических вопросов. Центральное место в работе занимает вопрос о переходном периоде от капитализма к коммунизму, о государстве этого периода, о двух фазах коммунизма. «Между капиталистическим и коммунистическим обществом, - пишет он – лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический период, и государство этого периода не может быть ничем иным кроме как революционной диктатурой пролетариата».

   Руководя международным рабочим движением, К. Маркс и Ф. Энгельс критиковали также те политические партии, которые проявляли сектантство, догматизм и травли чтобы они не выжидали в стороне пока рабочее движение поднимется до теоретически ясной программы, а примыкали к этому движению, указывали рабочим на ошибки и учили их на этих ошибках. «Наша теория – не догма, а руководство к действию», - подчёркивали К. Маркс и Ф. Энгельс.

   Напряжённый труд, материальные лишения подорвали организм К. Маркса. 14 марта 1883 г. К. Маркса не стало. «Самый могучий ум нашей партии перестал мыслить, самое сильное сердце, которое я когда-либо знал, перестало биться», - так писал Ф. Энгельс после смерти К. Маркса, величайшего человека, борца за дело освобождения рабочего класса.

   17 марта 1883 г. К. Маркс был похоронен на Хайгейтском кладбище в Лондоне. На его могиле Ф. Энгельс произнёс речь, которая кончалась пророческими словами: «Имя его, и дело переживут века!»

Подготовил А.Черняк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовая Россия и АКМ-ТР @ 2004-2006 trudoros@narod.ru