АВАНГАРД
КРАСНОЙ МОЛОДЁЖИ  

ТРУДОВОЙ РОССИИ


Официальный сайт "Авангарда Красной Молодежи Трудовой России" | www.TRUDOROS.narod.ru | trudoros@narod.ru | Обновление от 01.01.07


Блок по-прежнему с нами

 

   95 лет назад в начале августа мы потеряли одного из великих русских поэтов – Александра Александровича Блока. Гуляя по московским паркам, я часто перечитываю про себя моего любимого Блока - стихотворение «На железной дороге». И часто ловлю себя на мысли, как эти строчки похожи на строчки Некрасова. А тут вдруг прочитала анкету о Некрасове, заполненную Блоком. И хотя он пишет, что в его жизни не было периода, когда поэзия Некрасова была бы для него дороже поэзии Пушкина и Лермонтова, но всё же отмечает, что Некрасов, «кажется» (№2, стр. 365), оказал влияние на его творчество. И «очень большую роль» (№2, стр.365) играл в детстве и в «старости» (в 40 лет – Н.Д.)

   У Блока много прекрасных стихов, среди которых я назвала бы: «Встану я в утро туманное…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, весна без конца и без краю…», «Россия», «Незнакомка». А сколько экспрессии в первом четверостишии из «Демона»!

   Наизусть я помню не только «На железной дороге», но и то, что мне очень нравилось. А нравилось: «Стоит буржуй на перекрёстке…»

   Да, это строчки из его революционной поэмы «Двенадцать», поэмы, которая призывала покончить со старым, пошлым и грязным миром, и идти в новую счастливую жизнь, наполненную равенством, братством и свободой.

   «По словам Виктора Шкловского, поэму «Двенадцать» все дружно осудили, и мало кто понял именно потому, что Блока слишком привыкли принимать всерьёз и только всерьёз…» (№16).

   Занятно читать в современной википедии о том, что все дружно осудили «Двенадцать», после того, как я просмотрела горы литературы, и не раз прочитала о том, что выступления Любовь Дмитриевны с поэмой «Двенадцать» восторженно встречались публикой. С поэмой выступал не сам Блок, а его жена. Александр Александрович считал, что сам не сможет прочитать её хорошо. Так и кто же тогда эти «все»? Это те писатели, поэты и критики, которые революцию не приняли.

   Другой любимый поэт, Владимир Маяковский пишет о переживающем Блоке.

   Сожгли у Блока библиотеку в усадьбе? И он так переживал?? А Вы читали эти строки, которые я процитировала??? Нет, такое, по-моему, поклонник старого мира не напишет.

   Александр Блок не только поэт и драматург, он написал много публицистики.

   В критических статьях Блока я открыла для себя нового Александра Блока, который оказался на голову выше того прежнего, мне знакомого.

   Статьи понравились своей прямотой, своей независимостью от общественного мнения. Блок говорит дело. Он пишет то, что думает. Он не думает о том, что вдруг не напечатают, не старается что-либо долго и мучительно объяснять. Он прост и прям. Он именно такой, каким должен быть писатель. И потом, он говорит такие вещи, которые сейчас бы не мешало многократно повторить для всех пишущих.

   Блок считал, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора. В августе Блок начал трудиться над рукописью, которую он рассматривал как часть будущего отчёта Чрезвычайной следственной комиссии и которая была опубликована в журнале «Былое» (№ 15, 1919 г.) и в виде книжки под названием «Последние дни Императорской власти» (Петроград, 1921).

   Для «Всемирной литературы» Александр Блок переводил своего любимого Гейне.

   Блок работал для дела революции не покладая рук, и его сердце не выдержало такой тяжёлой нагрузки. 7 августа 1921 года поэт умер.

   Константин Федин напишет тогда: «Смерть его на некоторый миг вызвала окаменение в литературе…» (№5, стр. 420).

   Публицистические статьи Александра Блока являются частью его творчества. Хотелось бы рассказать о главных идеях и мыслях, изложенных в этих статьях, но лучше предоставить слово самому Блоку, который в автобиографии пишет: «главными темами моих статей (кроме чисто-литературных) были и остались темы об «интеллигенции и народе», о театре и о русском символизме (не в смысле литературной школы только)» (№2, стр. 75).

   Трудно выделить из всех статей Блока те, которые можно отнести к статьям об интеллигенции и революции. Кажется, что почти все статьи Блока именно на эту тему. Например, статья «Памяти Врубеля» или статья «Судьба Аполлона Григорьева», это статьи об интеллигенции, о тех людях, которые своим творчеством помогали русской культуре или революции.

   К ранним наиболее известным статьям Александра Блока можно отнести следующие статьи: «О лирике» (1907 год), «О реалистах» (1907), «Три вопроса» (1908), «Народ и интеллигенция» (1909), «О современном состоянии русского символизма» (1910). Какие исторические события создавали атмосферу написания ранних статей Блока и его стихотворений, создаваемых в эти же годы?

   Перед нами статистические данные 1905 года.

   Большую часть населения составляли крестьяне – 77,1% населения. «Они могли быть подвергнуты телесным наказаниям, на них падала основная тяжесть воинской повинности. Не стоит забывать, что лично свободными крестьяне стали только в 1861 г., и после этого были обременены выкупными платежами. Подсчитано, что за пореформенные десятилетия крестьяне выплатили за свои наделы сумму, в несколько раз превышающую рыночную стоимость земли» (№7, стр.1087).

   «Рабочие по паспорту числились крестьянами или мещанами. К началу ХХ в. в России насчитывалось около 3 млн фабрично-заводских, горно-заводских и железнодорожных рабочих» (№7, стр.1087). «Хотя в 1897 г. был установлен 11,5 –часовой рабочий день, на многих предприятиях продолжали работать по 13-14 часов. Распространены были штрафы, нередко съедавшие большую часть заработной платы. Участие в забастовках считалось уголовным преступлением. Широко использовался детский труд. Неудивительно, что новый век рабочие встретили массовыми демонстрациями и забастовками (в 1900 – 1904 гг. было зарегистрировано около тысячи стачек). В начале ХХ в. рабочие стали выдвигать уже не только экономические, но и политические требования» (№7, стр. 1087). «В 1900-1903 гг. Россия, как и все ведущие государства, пережила экономический кризис» (№7, стр.1091). «Всего за эти годы закрылось около 3 тыс. предприятий, было уволено более 100 тыс. рабочих» (№7, стр.1091). «Вслед за кризисом началась депрессия 1904-1908 гг…» (№7, стр.1091). Кроме этого русско-японская война тяжелым бременем легла на плечи простых тружеников России. «После падения Порт-Артура и поражения в Цусимской битве стало ясно, что война проиграна» (№7, стр.1093). А затем начались события и в центре России – 9 января 1905 года послужило поводом для начала революции. Но не только оно…

   Замечательно об этом периоде истории России написала современница Блока Татьяна Щепкина-Куперник. Её знаменитое стихотворение «От павших твердынь Порт-Артура…» показывает весь ужас происходящего. Прочитайте это стихотворение, написанное в 1905 году, и больше Вам не заморочат голову распрекраснейшим царём Николаем!

   Александру Блоку и тогда не заморочили. И он однажды сказал: «Наше несчастие в неверии. Один Ленин верит, и если его вера победит, мир снова выйдет на широкую дорогу. Один только Ленин» (5, стр.175). Подобное поэт писал и в своём дневнике. Он верил в общество справедливости, и глубоко ошибались те, кто в те далёкие годы видел какую-то неясность в Блоке, ведь уже после событий «Кровавого воскресенья» он написал стихи, в которых чётко высказал свою точку зрения на жизнь и на политику. Вот они:

   «И скоро я расстанусь с вами

   И вы увидите меня

   Вон там, за дымными горами,

   Летящим в облаке огня!» (№8, стр. 76).

   Рассказ о статьях Александра Блока, посвященных теме интеллигенции и революции я начну со статьи «Краски и слова». Меня в статье больше всего затронул призыв, обращённый к писателям. Александр Блок пишет о том, что писатель должен понять свои зрительные впечатления, научиться смотреть. В природе много красок, много живых существ. Всё это надо научиться видеть. И когда писатель этому научится, то «тогда уж небеса больше не будут продырявлены» (№3, стр. 41). Наступит гармония.

   Статья «Три вопроса», написана позже, в 1908 году.

   И. Вайнберга в этой статье заинтересовала лексика Александра Блока. Он пишет: «В лексике Блока этих лет появляются применительно к литературе такие понятия и выражения, как «долг», «польза», «ответственность», «служение», нередко, правда, осложнённые метафоричностью и условностью, свойственной символистской стилистике» (№8, стр. 355).

   А писатель Владимир Орлов подчёркивает неделимость блоковской мысли. И раскрывает это так: «Он не разграничивает эстетику и этику. В замечательной статье «Три вопроса» (февраль 1908 года) он обращается к одной из «вечных» проблем русской эстетики, которую декаденты высокомерно игнорировали, - к соотношению между прекрасным и должным» (№8, стр. 19). И цитирует из работы Александра Александровича следующие строчки: «К вечной заботе художника о форме и содержании присоединяется новая забота о долге, о должном и недолжном в искусстве… В сознании долга, великой ответственности и связи с народом и обществом, которое произвело его, художник находит силу ритмически идти единственно необходимым путём» (№8, стр. 19).

   «Умело написанные стихи бывшего своего друга Сергея Соловьёва «Блок» (№8, стр.19) ругает за внешнюю красивость и за «полное пренебрежение к внешнему миру» (V, 153)» (№8, стр.20).

   И замечает, что передовые художники «уже не удовлетворяются вопросами «как» и «что»» (№3, стр.46), «… вырастает «проклятый» вопрос, посещающий людей в чёрные дни: «к чему?», «зачем?»» (№3, стр. 46).

   Кто же мог предположить, что впоследствии философы начнут обвинять литературу во всех социальных бедах? «Это они, писатели, подняли народ на борьбу, как было всё спокойно без их призывов, рабы вкалывали и молчали».

   Впоследствии Блок поставит задачу: «Правду, исчезнувшую из русской жизни, возвращать – наше дело» (VII, 103)» (№8, стр. 21).

   О статье «Интеллигенция и революция» Александра Блока написано много и в написанном я нашла много интересного и полезного для себя. Но когда я прочитала работу Р.Косолопова «Только об одной звезде», меня охватили два противоположных чувства: чувство невероятной радости от того, что это написано; и чувство отчаяния, которое можно передать словами: «А что же тогда говорить мне? Всё сказано».

   И всё же позволю себе процитировать Ричарда Ивановича, который называет появление статьи «Интеллигенция и революция» праздничной датой.

   Косолапов пишет: «Ну что, казалось бы, могла означать в жизни профессионального, широко известного и давно признанного литератора ещё одна публикация? Однако ставить так вопрос о названной статье не только безграмотно, но и бестактно. «Интеллигенция и Революция», а её Блок начал писать в последние дни 1917 года, есть знамение поворота, и поворота решительного, лучшей части дореволюционной интеллигенции к Советской власти, к тесному союзу и плодотворному сотрудничеству с победившим пролетариатом. Эта статья – историческая декларация пролетарского мироощущения передовых, социально ответственных деятелей умственного труда, не говоря уже о переломно-программном значении её в творчестве, во всей деятельности самого поэта» (№8, стр. 58).

   «Духовный вождь символистов, первый русский поэт начала века, не дрогнув, встал на сторону большевиков» (№8, стр. 59). Почему?

   Р.Косолапов так отвечает на этот вопрос: «Из замечательных качеств личности Блока, которые объясняют нам его поведение, хотелось бы (…) назвать здесь такие.

   Во-первых, органическое освоение высших достижений отечественной и мировой культуры в самом широком смысле…» (№8, стр. 60).

   «Во-вторых, хрустальная душевная чистота…» (№8, стр.61).

   «В-третьих, доминирующий надо всем патриотизм…» (№8, стр. 61).

   У Александра Блока были сформировавшиеся убеждения, по которым он считал, что «…мы не можем быть «вне политики», потому что мы предадим этим музыку, которую можно услышать только тогда, когда мы перестанем прятаться от чего бы то ни было» (VII, 358-359)» (№8, стр. 78).

   Это очень созвучно той притче, которую всегда рассказывает моя мама. В ней говорится о трёх людях, которые должны спать на одной кровати, укрывшись одним одеялом. И тот, который спит посередине, чаще всего оказывается без одеяла, так как одеяло перетаскивает на себя, то спящий слева, то спящий справа. Вывод: не будь вне политики!

   Что может особенно интересовать нас, сегодняшних, в этой статье Блока? Думаю, что, прежде всего, правда от неё исходящая. Возьмём, например, пятый абзац текста.

   Александр Блок пишет: «То были времена (1908 год – Н.Д.), когда царская власть в последний раз достигла, чего хотела: Витте и Дурново скрутили революцию верёвкой; Столыпин крепко обмотал эту верёвку о свою нервную дворянскую руку» (№3, стр. 69).

   Существовал же термин «столыпинская реакция». А сейчас, упаси Боже, кто-нибудь из молодых услышит это словосочетание! Да ещё потом и спросит, что это… Прошедшие через советскую школу знают – это тысячи и тысячи повешенных.

   Я могла бы сказать и о предвидении Блока. Он предвидел и социалистическую систему и страны социалистической ориентации: «Размах русской революции, желающей охватить весь мир (меньшего истинная революция желать не может, исполнится это желание или нет – гадать не нам), таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон, который донесёт в заметённые снегом страны – тёплый ветер и нежный запах апельсинных рощ; увлажнит спалённые солнцем степи юга – прохладным северным дождём. «Мир и братство народов» - вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чём ревёт её поток» (№3, стр.72).

   И далее поэт пишет: «…они (Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой – Н.Д.) знали, что рано или поздно всё будет по-новому, потому что жизнь прекрасна» (№3, стр.72). И спрашивает: «Зачем жить тому, «который думает, что жить «не особенно плохо, но и не очень хорошо, ибо «всё идёт своим путём»…» (№3, стр.74)? Я бы продолжила эту мысль высказываниями современных либералов о том, что жизнь имеет много оттенков, а именно так сейчас говорит та интеллигенция, которую презирал поэт Александр Блок. А какой может быть оттенок, когда детям есть нечего?

   Они сейчас, как и во времена Блока, говорят и о том, что «никакой революции и не было», потому что им так удобнее.

   Блок откровенно и прямо объясняет, почему у людей во время революции такая озлобленность: «Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой. Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа» (№3, стр. 75).

   И далее поэт очень эмоционально вопрошает своих читателей: «Что же вы думали? Что революция – идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своём пути? Что народ – паинька? Что сотни жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так «бескровно» и так «безболезненно» и разрешится вековая распря между «черной» и «белой» костью…» (№3, стр.75)?

   Обязанность писателей быть «бестактными» (№3, стр.78) - считает Блок. А это значит, надо говорить правду такой, какая она есть.

   И Блок стыдит своих бывших товарищей за плохие поступки, в частности, и за то, что прекрасное слово «товарищ» произносят в кавычках. Слово любимое Пушкиным и декабристами. В тон Александру Блоку пишет замечательная современная поэтесса Людмила Туровская. Вот отрывок из её стихотворения:

   «Товарищи - единая семья.

   Простое слово говорит о многом.

   Ему учил меня великий Гоголь.

   Земля моя. И молодость моя».

   2002» (№15, стр. 86).

   Вернусь почти к началу статьи. Здесь ещё есть мысли, будоражащие и сейчас. Александр Блок пишет: «Европа сошла с ума: цвет человечества, цвет интеллигенции сидит годами в болоте…» (№3, стр.69). Понятно, что поэт писал о Первой Мировой войне, но сейчас это сидение в болоте видно ещё больше. Поддакивая и одобряя все гадкие политические инициативы США в Ираке, Ливии, Сирии, Европа привела себя к гибели – сама спровоцировала появление беженцев на своей территории.

   Читаешь статью «Интеллигенция и революция» и роднишься с поэтом Александром Блоком, ему тоже не нравилось неравенство, он был «социален», как пишет Р.Косолапов.

   И, конечно, отвечая на анкету «Может ли интеллигенция работать с большевиками?», Блок ответит: «Может и обязана» (№3, стр.68). Хотя разъяснение выглядит довольно путано. И отражает метания Блока, которые происходили в голове поэта в предыдущие годы. К этому ответу: «Может и обязана» он шёл сложным путём.

   В особую группу хочу выделить статьи Блока о театре и театральных деятелях. Этих статей было много. Иногда они носили чисто рекомендательный характер, советовали пьесы для постановки в театрах, иногда Блок писал о драматургах, один раз просто просил в своей статье не закрывать театры, очаги культуры.

   Специально для театра Александр Александрович написал несколько вступлений к спектаклям. Эти вступления писались специально для красноармейцев, большинство из которых впервые пришли в театр. И он хотел, чтобы они его полюбили, не испугались, не подумали, что это что-то далёкое и непонятное. Для этой цели Блок красочно, простым языком пересказывает содержание «Дона Карлоса», «Разбойников», «Много шума из ничего». Он пытается также выделить главные идеи этих произведений, чтобы зрители поняли, как эти пьесы прекрасны.

   Блок не мог не писать о театре, так как сам писал пьесы, много общался со Станиславским, с Мейерхольдом. К творчеству этих двух режиссеров поэт относился по-разному. Мейерхольда не принимал. В 20-е годы мои бабушка и дедушка тоже имели отношение к театру, были актёрами. И дедушка в старости тоже ругал Мейерхольда за его пошлость, за ночной горшок на сцене. К сожалению, мы сейчас имеем подобное в театре «Etcetera» - там, в спектакле «Буря» зачем-то поставили на сцену писуар. И только опошлили этим Шекспира.

   У Блока можно выделить и несколько статей о разрушителях искусства. И сюда бы я отнесла статью «Вечера искусств» и два фельетона «Сограждане» и «Русские денди».

   Разделяю точку зрения Блока о том, что, если уж проводить литературные вечера, то это должны быть торжественные вечера. А иначе… Почитаем стихи не о чём, да ещё и в узком кругу. А вокруг кипит жизнь.

   Блок назвал фельетоном своё произведение «Сограждане». В этом фельетоне мне понравилась гипербола: шесть мужчин с наганами у ворот и горничная с дрожащим женским голосом. Сразу понятно, что мужчины не делом заняты. А бывший вице-губернатор напомнил мне «буржуя, стоящего на перекрёстке», с которого я начала свой рассказ о Блоке.

   «Раскрывая «русский дендизм ХХ века» (эстетство, опустошённость души, отсутствие идеалов), Блок указывает на тревожные симптомы этой болезни в прошлом» (№3, стр.147). Блок иронизирует над теми, кто вводит «моду на разочарованность и скепсис, изысканность и утончённость в искусстве и жизни» (№3, стр.147).

   Сейчас данная статья навела меня на мысль о фанатах. Если в 50-60-е годы, это были фанаты Лемешева и Козловского, то теперь фанаты футбольных команд, громящие стадионы. И им ничего не интересно, кроме футбола. Только это тоже не та игра… Это игра, связанная с большими деньгами и т.д. А где деньги – там и грязь. Так что современный дендизм ещё хуже, так как он может существовать и без литературы вообще. Или вот в такой жуткой форме: в Краснодаре живёт «гениальный» поэт, написавший «гениальные» стихи. Цитирую: «Я надел штаны, я надел штаны, я надел носки, я надел носки…» Стихи на пустом месте. На этом фоне Игорь Северянин действительно гений!

   В противовес разрушению искусства Александр Блок много писал об искусстве созидающем. И это, в первую голову, его статьи о великих русских писателях – о Льве Толстом, Николае Гоголе, Максиме Горьком.

   И статья под названием «Душа писателя». В этой статье остановлюсь на одной потрясающе образной фразе Блока. Вот она: «Очень трудно разглядеть дичающий ирис на поляне, покрытой огромными лопухами и затянувшейся снизу мокрицей» (№3, стр.59). Наша современница Людмила Балахонова написала замечательную пьесу «Какого цвета трава» и два года назад с этой пьесой приняла участие в конкурсе. Меня очень обрадовало, что Людмила получила первую премию, потому что в этой пьесе очень светлые идеи. Первая – о том, что и в современной жизни есть место героизму, и вторая – о том, что близких людей нельзя бросать в беде. Удивительно то, что было 150 участников, и вот среди такого огромного количества работ жюри всё-таки увидело, заметило «ирис на поляне»!

   Статья «Солнце над Россией» была написана к восьмидесятилетию Льва Николаевича Толстого. «Наибольшее влечение к творчеству Л. Н. Толстого Блок пережил в 1906-1908 годах» (№3, стр.142). Но для Блока Толстой был не только великим писателем, он был для него общественным деятелем, да и вообще очень смелым человеком. И поэтому Александр Александрович начинает свою статью о Толстом с рассказа о том, как Лев Николаевич не побоялся и написал просьбу царю о помиловании Желябова, Перовской, Михайлова, Кибальчича, Рысакова. Начав так статью, Блок ещё раз подтверждает свою мысль о том, что писатель должен быть человеком.

   «Дитя Гоголя» - это речь Александра Блока, написанная к 100-летию Николая Васильевича. Речь эта напомнила мне «Стихотворения в прозе» Тургенева. По своей мелодике, по романтике. Было бы приятно на слух уловить музыку Гоголя и музыку Блока одновременно. В 2009 году 200-летие Николая Васильевича прошло мало заметно, в основном, везде говорили только о фильме Бортко «Тарас Бульба». Слишком много раз видела рекламу фильма и смотреть его не пошла – слишком много натурализма. А искусство должно привлекать к себе не показом ужасом, а настоящими чувствами, правдой. В 2018 году ожидаются юбилеи Тургенева и Солженицына. Вспомнят ли о Тургеневе?

   Статью «Горький о Мессине» мне было чрезвычайно интересно читать. Почему Александр Александрович решил рассказать людям о книге Горького? Да потому что он сам никогда не был равнодушен к людскому горю, потому что Горький показал в своих рассказах величие простого обычного человека, величие его поступков, силу его любви.

   Очень понравился последний абзац из этой статьи, особенно эта фраза об обыкновенном человеке: «Он поступает страшно просто, и в этой простоте только сказывается драгоценная жемчужина его духа» (№3, стр. 67). Сравнение духа с жемчужиной – это прекрасно!

   Закончу рассказ о статьях Блока его речью «О назначении поэта», которая «была произнесена Блоком 11 февраля 1921 года на вечере в Доме литераторов, посвященном 84-й годовщине со дня смерти Пушкина; чтение было повторено там же (13 февраля) и в Петроградском университете» (№3, стр.149). Эта речь широко известна, о ней писали литературоведы Вл. Гусев и С.Т..Лесневский.

   «В речи Блок воплотил свой идеал поэта, каким был для него Пушкин» (№3, стр.149).

   Блок пишет и о той черни, которая мешала стихам поэта дойти до народа. Владимир Иванович Гусев подмечает: «…в этой статье, по всем традициям русской литературы, Блок специально напоминает, что «чернь» - это не «народ», а «светская чернь» - псевдоинтеллигенция, чуждая сути мира» (№8, стр. 133).

   Сейчас цензуры у нас практически нет. Можно издать свои творения и без издательства – самиздатом. Можно и в Интернете разместить. Но к широкому распространению в печати и к большим тиражам может привести только религиозный оттенок в поэзии.

   Александром Сергеевичем Пушкиным было написано чрезвычайно много. Но Блок нашёл именно то, что надо было найти. Александр Александрович слишком хорошо знал и любил поэзию Пушкина. Блок работал по вопросам издания книг и им был составлен подробный план по изданию книг Пушкина. И, конечно, он нашёл, каким, по мнению Пушкина, должен быть поэт. И процитировал в речи эти два четверостишия. Мне думается, что хватило бы даже нескольких слов, вот этих: «…для власти, для ливреи

   Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…» (№3, стр.103).

   И Александр Блок всегда следовал этим совету русского гения.

 

   Надежда Диас

 

   Библиография

   1. Александр Блок. Собрание сочинений в шести томах. Том 4. Очерки. Статьи. Речи. 1905-1921.

   2. Александр Блок. Собрание сочинений в шести томах. Том 5. Лирическая проза 1906 – 1921 .Автобиография 1915. Из дневников и записных книжек 1901 - 1921. Последние дни императорской власти 1918. Ленинград. «Художественная литература» Ленинградское отделение. 1982.

   3. Александр Блок. Огненные дали. Издательство «Детская литература», Ленинград, 1980.

   4. Анна Ахматова. Лирика. Москва, «ЭКСМО», 2012.

   5. Александр Блок. В воспоминаниях современников. В двух томах. Том второй. Москва, «Художественная литература», 1980.

   6. А.Блок, В.Маяковский, С.Есенин. Избранные сочинения. Москва, «Художественная литература», 1991.

   7. Большая школьная энциклопедия. Русское энциклопедическое товарищество, Москва, 2004.

   8. В мире Блока. Сборник статей. Москва, «Советский писатель», 1981.

   9. Николай Гумилёв. Стихотворения. Москва, «Молодая гвардия», 1989.

   10. Е. Книпович. Об Александре Блоке. Москва, «Советский писатель», 1987.

   11. Русские поэтессы ХIХ века. Москва, «Советская Россия», 1979.

   12. «Садовое кольцо» (общественно-политическая газета центрального региона), №5 (172), октябрь 2015.

   13. Игорь Северянин. Москва, «Терра», 1999.

   14. А. Г.Соколов. История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века. Москва, издательский центр «Академия», 1999.

   15. Людмила Туровская. Ветер бытия. Стихотворения. Поэмы. Тверь, издательство «РЭД», 2013 г.

 

   Интернет - ресурсы

   16. Блок, Александр Александрович — Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Блок,_...копия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовая Россия и АКМ-ТР @ 2004-2006 trudoros@narod.ru