АВАНГАРД
КРАСНОЙ МОЛОДЁЖИ  

ТРУДОВОЙ РОССИИ


Официальный сайт "Авангарда Красной Молодежи Трудовой России" | www.TRUDOROS.narod.ru | trudoros@narod.ru | Обновление от 01.01.07


Владимир Викторович Орлов

 

   В этом году исполняется 80 лет со дня рождения писателя Владимира Орлова, к сожалению, ушедшего от нас 5 августа 2014 года.

   Владимир Викторович Орлов родился в Москве 31 августа 1936 года, детство провел в эвакуации в Марийской ССР. В 1954-1959 годах учился на факультете журналистики МГУ. С 1959 года работал корреспондентом "Комсомольской правды" на стройках железнодорожной магистрали Абакан - Тайшет и Саяно-Шушенской ГЭС.

   Орлов - автор цикла очерков "Дорога длиною в семь сантиметров" (1960) и романа "Соленый арбуз" (1965), основанном на материале сибирской "стройки века" и написанном под явным влиянием исповедальной прозы Василия Аксенова. После публикации в 1969 году романа "После дождичка в четверг" Владимир Орлов перешел на профессиональную писательскую работу.

   Принесший писателю славу "Альтист Данилов" стал первой частью цикла "Останкинские истории", в который также вошли "Аптекарь" и "Шеврикука, или Любовь к привидению". .

   Под конец жизни прозаик выпустил несколько книг, последняя из которых - "Земля имеет форму чемодана" - увидела свет в 2013 году.

   С 1965 года Орлов был членом Союза писателей СССР. Его наградили "Знаком Почета", кроме того, Орлов стал лауреатом премии Москвы в области литературы и искусства, а также премии имени Валентина Катаева.

   Владимир Орлов преподавал в Литературном институте им. Горького и очень жестко и беспощадно отзывался о современном состоянии литературы в России.(Интернет)

   Мою любовь к роману «Альтист Данилов» Владимира Орлова разделяют многие. Я подсчитала, что в нашей стране роман издавался 26 раз, недавно по нему была сделана аудиокнига, а Владимир Орлов был награжден 46 международными премиями и 38 отечественными. Недавно по роману сняли и сериал, но он пока не показан по телевидению.

   Когда-то академик Лихачев писал о точности литературоведения, как науки. Но что-то не сходится. Дотошные лингвисты измерили роман математически и даже построили графики, из которых следует, что произведение имеет низкий словарный запас (2642 уникальных слова на 10 000 слов), не обладает длинными предложениями (средняя длина предложения всего 71 знак, что гораздо ниже среднего), и в нем низка доля диалогов (26%).

   А вот читатели почему-то не интересуются этими цифрами. Почему бы это? В своих отзывах о романе в Интернете есть и такие слова: «Восхитительно!», «Прекрасный русский язык Орлова – это пять, господа!», «Когда начала читать «Альтиста» накатило на меня нечто приятное и ностальгическое…». Да потому, что читателю безразличны эти цифры, потому, что роман Орлова – это настоящая литература и настоящее искусство. Еще Максим Горький писал: «Настоящее искусство возникает там, где между читателем и автором образуется сердечное доверие друг к другу. Дело писателя – излить в мир, на люди, все, чем переполнено вместилище его впечатлений, называемое душою. И когда писатель «от души», как перед лучшим другом, говорит о радостях и горе жизни, о дурном и хорошем, смешном и подлом ее – он будет понят, будет признан читателем за друга своего» (№ 3, стр. 444). Именно это сердечное доверие и образовалось между Владимиром Орловым и его читателями. «Но ведь это сказка!?» - скажете вы. Ну, да. Сказка, в какой-то мере. Только многие русские сказки заканчиваются словами: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Так и у этого писателя – реальное сочетается с фантастическим, и получаются уроки жизни и добра.

   Главный герой - демон. Лермонтовский демон всегда был для меня призывом к свободе. Владимир Данилов тоже демон, и о своем родстве с лермонтовским говорит на страницах романа: «А ему и еще вослед с мольбой и надеждой протягивали руки десятки земных красавиц! Даже демоны из золотой молодежи, но в учебе прилежные, разве что списывавшие у Данилова гороскопы, ему завидовали. «Как это ты их?» - спрашивали. «Да уж чего проще,- говорил Данилов небрежно, - сны-то им золотые навевать!» - «На шелковые ресницы, что ли?» - «Ну если желаете, то и на шелковые…» (№ 4, стр.25).

   Трудно было после Булгакова касаться демонической темы – об этом многие пишут в Интернете. Но Владимир Орлов пошел своим путем и создал доброго Демона. И этим как бы изолировал себя от демонов предыдущих. Его демон – полукровка. Его мать – обычная женщина, а отец – демон. И в течение всего романа в нем борются два начала: человеческое и демоническое, потому и фантастическое, демоническое причудливо переплетается с реальным, человеческим.

   Если бы Данилов не был полукровкой, он бы просто набил морду Георгию Николаевичу. Но это был бы уже не тот Данилов, тогда бы он получился несколько примитивнее что ли. А тут получилась та же пощечина, только по-демонически. Вышло интереснее. Или в случае слишком долгого мелькания ужасных чудовищ в Девяти Слоях – да надо было показать, какой Данилов смелый! Здесь писатель Орлов сознательно затягивает наступление кульминации в романе при помощи фантастического.

   Рассуждать об образе Данилова в романе я прежде всего начну с того, почему он альтист и почему он Данилов. На мой взгляд в самом названии произведения заложены главные характеристики Владимира. Говоря о том, почему Переслегин написал музыку именно для альта, он так это объясняет: «А в альте больше твердости, больше драмы, альт – мужчина» (№ 4, стр.163). Словом, альтист – настоящий мужик.

   Но в тоже время и словами самого Данилова у альта более тонкая душевная натура. И далее. Почему Данилов? Не от бажовского ли Данилы-мастера? Мне, кажется, что Орлов хотел подчеркнуть этой фамилией творческую составляющую своего героя.

   На ассоциациях возникло «мастер Данилов», получился некий образ-троп, можно ли так сказать в данной ситуации?

   Данилов - порядочный, честный, «настоящий рыцарь без страха и упрека» ( Интернет), горой стоит за справедливость. Он – добрый человек, он сопереживает и сочувствует, он чуткий (вспомним эпизод с грустным мужчиной у Останкино или то, что заработанные деньги он отдает вдове Миши Коренева). В то же время он гордый и независимый, считает недостойным просить помощи у Кармадона перед временем «Ч» («Но Данилову ли просить о подачках!»(№ 4, стр.80).

   Множество черт характера причудливо сочетается в этом герое. Он скромный, совестливый (переживает и из-за пропажи своего секунданта, и из-за того, что не поговорил, как следует с Кореневым), но временами слишком мягкий и излишне интеллигентный (в ситуациях с Клавдией и хлопобудами). Перед хлопобудами, которые и мизинца его не стоят, он заробел и смотрел на них, как на пирамиду Хеопса.

   Владимир и надежен, и ответственен за всех и за вся, и за свою бывшую, и за Наташу, не бросает друга в беде (как он опекает синего быка!).

   Есть в нем и трудолюбие – несмотря на то, что он давно занимается музыкой, он играет помногу.

   Я уже делала акцент на том, что Владимир – смелый, решительный. Как он отказывается от демонических начал – на такое способен только Человек! И человек, обладающий большой внутренней силой.

   Образ альтиста дан и «через любовь». И через фантастическую, с бурями и ураганами, с Химеко и с Анастасией, и через человеческую с Наташей. Здесь опять появляются «весы». Страстность Владимира показана через фантастику, а его трепетность, нежность в реальных ситуациях с Наташей. С ней он только один раз позволяет себе демоническое, когда подкидывает тарелку из немецкого фарфора, выступающему стрелку. Видимо, ну не смог сдержаться, так через край била любовь!

   Когда он играет для нее, то музыка его становится прекрасной от того, «что было в душе Данилова, от пронзительного и высокого чувства, возникшего в нем сейчас. «Бог ты мой, - думал Данилов, - как хорошо-то! Так бы всегда было!» (№ 4, стр. 41-42).

   Сидя рядом с ней, он чувствовал, «что в него возвращается тонкая серебряная сила, и возвращается именно с левой сердечной стороны…»(№ 4, стр.44). Раньше его отношения с женщинами были «беспечны и азартны». А теперь? «А сейчас все во мне трепещет – эвон! – уже целый вечер! И не видно этому трепетанию конца…»(№ 4, стр.44).

   Он постоянно тревожится о том, «как бы не сгубила ее его любовь» (№ 4, стр.56). И чувствует себя принцем Зигфридом, защищающим белую лебедь. И пытается не торопить свою любовь, но, не позвонив Наташе, сам печалится оттого, что не позвонила она. И, в конце концов, признается, что Наташа – его «вечная симпатия» (№ 4, стр. 160).

   Есть еще один аспект в образе Владимира, о котором, на мой взгляд, нельзя не сказать. Это его отношение к мещанству. И теперь для нас, потерявших, социализм, справедливое общество, ненависть к мещанству у писателя Орлова крайне важна. Кто-то из блоггеров написал о том, что роман легкий и необременительный. Он, пожалуй, кажется таким, если читать его невнимательно. На самом же деле Владимир Орлов хотел сказать о том, что его очень волновало, о заветном («Заветность нужна», «пережитое получается» (№ 5, стр.42) - когда-то писал Владимир Гусев). Орлов хотел поговорить о мещанстве. Еще Максим Горький так описывал это гадкое явление: «Мещанство – это ползучее растение, оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить своими побегами все на своей дороге, вспомните, сколько великих поэтов погублено им! Мещанство – проклятие мира, оно пожирает личность изнутри, как червь опустошает плод, мещанство – чертополох, в шелесте его, злом и непрерывном, неслышно угасает звон мощных колоколов красоты и бодрой правды жизни. Оно – бездонно жадная трясина грязи, которая засасывает в липкую глубину свою гения, любовь, поэзию, мысль, науку и искусство» (№ 3, стр. 439). И вот, эти люди, мещане, неприятны Данилову, он хочет бороться с ними. И борется даже со своими малейшими проявлениями мещанства. Как он переживает, когда не получилось поговорить с Переслегиным о музыке, о том, что действительно важно в жизни! «Все вышло так, будто они с Переслегиным дело обсудили. Вроде покупки мебели или, на крайний случай, устройства левого концерта на клубных задворках» (№ 4, стр.164).

   Образ Данилова – это образ гармонически развитого человека. Человека, а не Демона. Человека творческого и самостоятельного в своих взглядах. О том, что он не конформист, говорит тот факт, что он операм и балетам предпочитал симфоническую музыку. И действительно, в опере альт подпевает человеческому голосу, а в балете музыка сориентирована на танцоров. И только симфония сама по себе и дает простор для ее интерпретации.

   Образ Наташи. Многие считают его бесцветным, или даже не положительным (?). Я с этим не согласна. Наташа хороша своей искренней настоящей любовью. Она ходит и ходит у Данилова под окнами. Спросите у женщин, часто ли они так делают? Да, почти никогда. Женщины посчитают такое хождение определенным унижением. Но, если сердце сильно любит, то все возможно. Кроме этого, Наташа «цветна» своим творчеством и любовью к музыке.

   Особенно удались Владимиру Орлову образы обывателей – Клавдии и Кудасова. Здесь видна острая сатира.

   Н. Г. Чернышевский писал: «художник становится мыслителем, и произведение искусства, приобретает значение научное»(№ 3, стр. 59) Так и Владимир Орлов видел, что слишком много развелось обывателей и мещан, и показал во всей красе этих хлопобудов или будохлопов 70-х годов прошлого века. Писатель словно бы говорить нам: «Зачем вам вся эта мура, хлопобуды эти, будохлопы, вы же пробегаете мимо самого важного в жизни – мимо любви, дружбы и творчества». Показ обывателей и мещан интересен в романе и с точки зрения общественных наук – ведь и обыватели повинны в развале СССР. И из-за этого сатирическое изображение обывателей обрело грустные черты.

   Особенно ярко показана Клавдия. Она совсем не видит за внешней мишурой настоящей жизни, она не способна к любви. Она может только говорить о ней, но внутри у нее жуткая пустота, если она сокрушается по поводу того, что страсти могут выйти из моды. У нее главное – это мода, связи и обеспеченное будущее.

   Кудасов же даже не имеет имени (настолько он чужд и автору, и главному герою). Это типичный наглый обыватель, который, то на обед напроситься, то за дефицитом бегает, то… плохо отзывается о собственной стране, в которой живет (видите ли, здесь даже шариковых ручек делать не умеют). Необычную ручку у Данилова заметил, а вот самого Владимира, талантливого музыканта, рядом с собой и не видит.

   В противовес Кудасову и Клавдии в романе появляется Миша Коренев, который говорит совсем иное, противоположное им: «Хватит мне всего! И денег, и женщин, и развлечений, и комфорта! Это все шелуха, целлофан. Это все средства существования! А само-то существование - где? Где оно?» (№ 4, стр.52).

   Роман Владимира Орлова был интересен для меня еще и музыкой. Так сложилось, что с 1995 года меня окружают настоящие музыканты. Особенно интересно наблюдать за моими друзьями, Сашей и Раей. Саша очень талантлив, дает органные концерты в Консерватории и сам сочиняет музыку. Он любит сочинять в классическом стиле. Саша так и говорит: «А сейчас мы исполним Вам произведение, которое я сочинил в стиле Чайковского (или в стиле Римского-Корсакова)». Почему «мы исполним»? Да потому, что его жена Рая, хоть и работает всю жизнь крановщицей на стройке, поет и исполняет все произведения для вокала, которые он сочиняет. Я помню, когда десять лет назад она собиралась замуж за Сашу, то с невероятным восторгом в голосе говорила мне о том, что он органист, словно и не органист он, а волшебник. Короче, Саша - это человек, который очень сродни Данилову в плане творчества. Человек, не мыслящий себя вне музыки.

   И вот я думаю: описания музыки в романе «Альтист Данилов» к чему относятся - к реализму или к фантастике?

   Писателю Владимиру Орлову легко было писать – он показывает хорошую музыкальную эрудицию (даже больше, чем хорошую). Во всяком случае, мне, человеку, окончившему музыкальную школу, пришлось углубиться в энциклопедии для того, чтобы разузнать, что за произведения «Настасья Филипповна» и «Барабанщица».

   Хотя все-таки, музыка – это реальность или фантазия??? И вообще творчество, разве оно возможно без фантазии? Вспомним о чалме, сшитой Наташей для Клавдии. Она была так хороша, что не нужны были драгоценности! Или узбекский плов Муравлевой: «А дух какой! Такой дух, что и в кишлаках под Самаркандом понимающие люди наверняка теперь стоят лицом к Москве»(№ 4, стр. 6). Чтобы создавать подобное надо много фантазии, и потому мне очень нравится надпись на ресторане недалеко от моего дома: «Блюда от творческих узбеков».

   Любой человек живет в окружающей его среде, сотнями нитей связан с природой. Данилов не похож на лермонтовского Демона, слившегося с природой Кавказских гор. Он больше человек, нежели Демон. Он переживает за людей, поэтому и придумали ему в Девяти слоях такое наказание: чувствовать землетрясения.

   О предсказании землетрясений написано много научной литературы.

   Когда же стали рассматривать на этот предмет людей различных профессий, то наиболее чувствительны оказались те, кто обладал развитым ощущением ритма (музыканты и танцовщики). Так что начальство Девяти слоев знало, что именно Данилову подобное наказание - чувствовать землетрясения – будет особенно тяжелым. А уж, если учесть, что он тонкая натура, то понятно, что ему это тяжелей вдвойне.

   А могут ли люди очень сильно ощущать приближение сдвигов в земной коре или в мантии? Отвечая на вопрос, прошу учесть, что «очаги землетрясений располагаются чаще всего на глубине 10-30 км, но могут находиться и глубже – до 700 км от поверхности» земли (№ 2, стр.61).

   Могут. Так, по разыгравшейся сильной мигрени Шарлотта Кинг из США предсказала извержение вулкана и два землетрясения в 1981 году, а в 1976 году то же самое смог сделать тоже житель Штатов Генри Минтура. В истории человечества были и другие примеры. Но чувствовать избиения студентов в Таиланде обыкновенный человек не может. Правда, Данилов необыкновенный…

   Я бы все-таки согласилась с большинством литературных источников, называющих данный роман мистическим реализмом (Интернет). Почему? В романе множество характерных деталей быта, характерных деталей поведения людей в 70-е года 20 века в Советском Союзе. Наблюдается явный перевес в реалистическом, даже играет Данилов в театре реальные музыкальные, а не выдуманные произведения.

   А что касается фантастики? С. Г. Бочаров писал: «…писатель может производить на свет фигуры градоначальника с фаршированной головой или с часовым механизмом вместо головы и быть великим реалистом» (№ 1, стр.80).

   В целом роман «Альтист Данилов» «возвращает веру в справедливость, в людей, силу музыки и любви. (Интернет). Некоторые блоггеры очень удивлены тем, что роман напечатали в советское время, а я этому не удивляюсь. Совершенно правильно кто-то написал, что произведение уж больно советское. А я считаю, что и главный герой – самый настоящий человек будущего. Замечательно иметь в стране людей с таким сознанием и с такой жаждой творчества, таких как Данилов, Переслегин, Наташа. Людей, которые понимают, что в жизни главное, что любовь, например, очень важна (отсюда и дуэль с Кармадоном), а брюки можно и потом забрать…

   Хотела я на этом многоточии и закончить свой рассказ об одном из любимейших произведений, да вдруг пришло сообщение о том, что в камерном театре Покровского поставили новую оперу «Альтист Данилов», сочиненную Александром Чайковским. Партию альта в опере будет исполнять Юрий Башмет, которого многие сравнивали именно с Даниловым. Но в финале оперы альт Данилову не вернут, и он на Землю не вернется, а останется делать карьеру демона. Как Вам такая концовка? Очень в духе времени, только что-то смотреть расхотелось, потому как Данилов, делающий карьеру, это слишком неправдоподобно! Открою-ка лучше книгу!

 

   Надежда Диас

 

Библиография. Учебники и хрестоматии. 1. Введение в литературоведение. Хрестоматия под ред. П. А. Николаева. Москва, «Высшая школа», 1979. 2. Лобжанидзе А. А. «Планета Земля». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2007. 3. Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период. Хрестоматия. Учебное пособие для педагогических институтов, составитель И. Т. Крук, Ленинград «Просвещение», Ленинградское отделение, 1991. Художественные произведения. 4. Орлов В. В. «Альтист Данилов», Москва, ИПО «Полигран» 1993. Исследования и научная литература. 5. Гусев Вл. «Искусство прозы. Статьи о главном», Москва, Издательство Литературного института им. А. М. Горького, 1999. Рецензии из Интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовая Россия и АКМ-ТР @ 2004-2006 trudoros@narod.ru