АВАНГАРД
КРАСНОЙ МОЛОДЁЖИ  

ТРУДОВОЙ РОССИИ


Официальный сайт "Авангарда Красной Молодежи Трудовой России" | www.TRUDOROS.narod.ru | trudoros@narod.ru | Обновление от 01.01.07


Советские библиотеки

 

   Не знаю, как в других городах, но в Москве единственное, что не уничтожили из советской культуры полностью, это – библиотеки. Их, как и прежде и сегодня много. Конечно, не столько, сколько было в советские годы, но ещё много. Ясно, что если раньше любой завод, фабрика имели свои библиотеки, а теперь уничтожены сами предприятия, то и книги выброшены. При этом в лучшем случае при закрытии фабрики их не выкидывали сразу в мусорные контейнеры, а сваливали в самосвалы, из которых потом книги ссыпали возле школ. Мол, если хотите – берите, а нет – несите на помойку. Так пополнилась книгами наша школьная библиотека и кабинеты в Северо-восточном округе в середине 90-х, за счёт закрытия соседних фабрик и заводов. Некоторые книги были удивительные в заводских библиотеках! Например, я взяла к себе в кабинет химии стихи Ломоносова, интересное исследование из серии популярной литературы об открытии Менделеевым Периодического закона. Для классных часов мне пригодилась книга о блокадном Ленинграде. Много было книг о героях Великой Отечественной войны. Всё это я вытащила из кучи, валявшейся рядом с нашим зданием школы, и хранилось в моём кабинете все годы, пока я работала в этой школе. На полках шкафов кабинета химии я хранила и многотомное издание Ленина и Маркса с Энгельсом. Эти авторы сразу стали неугодны новому режиму, и прошла команда из всех библиотек изъять Ленина с Марксом, Энгельсом. Наша неумная библиотекарь свалила книги в контейнер для мусора рядом с нашей школой, откуда я их достала и принесла в свой кабинет. В 90-ые годы спасала такого рода литературу не только я. Наша библиотека в партийном штабе сегодня имеет не одно издание Ленина, Маркса и Энгельса, тома Истории партии, сохранённые коммунистами при вандализме 90-х годов. Кроме того, у нас в штабе много подарков от наших товарищей из своих домашних библиотек. Зная, что эти книги теперь не переиздаются, коммунисты несли их в штаб, чтобы у нас они были всегда под рукой. Так у нас появились тома Плеханова, Сталина, книги Троцкого, библиотечка из серии «Пламенные революционеры» и многое другое по истории страны и политической литературы советского времени.

   Однако хочется поговорить о школьных библиотеках в советское время в сравнении с тем, что такое современные библиотеки. Ну, во-первых, как я уже сказала, общее число библиотек уменьшилось в разы по сравнению с нашим советским временем.

   Во-вторых, например, школьная библиотека 60-х, ( я работала тогда тоже учителем московской школы) представляла собой непрерывно действующий орган, работающий на развитие школьника. Библиотекарь наша Ирина Марковна Вигдорчик не только выдавала художественную и специальную литературу ребятам и учителям, но и еженедельно устраивала встречи с интересными людьми. В нашей 578 школе на Большой Ордынке побывали писатель Лев Кассиль, Любовь Кабо с героями своей книги, Народный артист СССР, артист театра Вахтангова и кино Плотников Николай Сергеевич, заслуженный артист А. Тимофеев из МХАТа, бывали поэты, художники. Писатели и поэты, деятели искусств, кроме того, что проводили со школьниками интереснейшие беседы, на которых и учителям не было скучно, оставляли ребятам на память автографы на своих книгах и фотографиях. Встречи эти формировали вкусы и профессиональные стремления школьников, а иногда наоборот, объясняли ребятам, что они заблуждаются в своих желаниях. Так до встречи с Плотниковым человек 20 старшеклассников, участвующих в школьном драмкружке, уверены были, что их место на подмостках сцены. А по окончании встречи они поняли, что главного не имеют для такой профессии. Мало иметь желание, надо обладать талантом - иначе артистом тебе не быть.

   Наша Ирина Марковна не только развивала ребят, она ещё приучала их беречь и уважать книгу – «источник знаний», как тогда мы говорили. И не важно, какая у тебя книга: художественное произведение или учебник. Она проводила в классах беседы, рассказывая, сколько труда вложено самыми разными людьми в то, чтобы книга появилась на свет. В конце года по классам проходил рейд по сохранности учебников. Результаты этой проверки вывешивались в школе на видном месте, а у каждого школьника на каждом учебнике была табличка на последней странице книги. Там вписывалась фамилия хозяина учебника и ставилась отметка за его сохранность за прошедший год. Рейд вместе с Ириной Марковной проводили её кружковцы «Любители книг». О дне проверки заранее предупреждали. Надо было видеть, как ребята старательно приводили в порядок свои учебники, чтобы «комар носу не подточил». Потом я работала в других школах и везде сталкивалась с тем, что библиотека была центром культуры в школе в советские годы. Не каждый библиотекарь имел такую хватку, как Ирина Марковна, но работали все с ребятами на их воспитание и развитие. И этим библиотекари очень помогали классным руководителям и предметникам в их работе со школьниками.

   Учебники в советское время были бесплатными, после 90-х они какое-то время оставались бесплатными, потом стали постепенно становиться платными. Сначала разные задачники, потом и сами учебники.

   В 2000-2008 годах я работала учителем химии сразу в двух школах, так как чиновники от образования сократили число часов естественных наук для 8-11классов. В каждой школе я была единственный химик, а уроки мои умещались все в два учебных дня в каждой из школ. В той и другой школе были, как и прежде библиотеки. Но это уже было просто место выдачи учебников и дополнительной литературы по школьной программе. Причём, если ещё учебников хватало на всех детей, то художественных произведений не хватало всем, я уж не говорю о материалах по таким предметам, как мой. Если я, желая заинтересовать старшеклассников химией, предлагала им найти дополнительную литературу по какой-нибудь, изучаемой нами теме, то ставила ребят в трудное положение. По советской многолетней привычке я отсылала их в школьную библиотеку, перечисляя авторов книг, которых следовало бы прочитать. И очень быстро потом слышала от моих учеников, что такой литературы нет в школе. Первый раз, услышав, что нет нужных книг, я решила, что ребята плохо смотрели, а библиотекарь поленилась им помочь. Но, поговорив с библиотекарем, выяснила, что таких книг нет и никогда не было при них( обе они работали в школе не более пяти лет).

   Для людей советских уважительное отношение к книге воспитывалось с детского сада. В школе оно продолжалось. Тогда каждый ученик показывал, в каком виде он содержит свои учебники: обёрнуты ли они, изрисованы, исписаны, изорваны или нет. Перед летними каникулами, в так называемые дни практики, все ребята подклеивали, подчищали страницы, словом, приводили в порядок и учебники, и прочую литературу из библиотеки. Представить себе, что можно книги скинуть в самосвал, а потом вывалить их перед зданием школы было невозможно. В советские времена и подумать о таком никто не мог бы.

   Теперь же половина учебников была платной. Дети на замечание в неаккуратности по отношению к книге важно заявляли, что мол, учебник мной куплен, хочу - порву, хочу вообще выброшу. И, правда, начиная с 1995 года, я сама наблюдала, как выпускники 9-х классов после экзаменов, а иногда и выпускники 11-х классов, радостно устраивали костёр во дворах своих домов и там сжигали, уже не нужные им книги. Это варварство я пыталась пресечь, но меня не понимали иной раз и взрослые, особенно, когда настали времена непрерывного изменения учебных программ и ежегодной смены учебников. Стали сжигать списанные книги и библиотеки. А списывать их заставляли постоянно «вышестоящие» организации. Например, мне передала Горького и Гайдара библиотекарь, узнав, что я возмущена тем, что они исключены из школьной программы. Я же потом дарила их своим ученикам, разъясняя школьникам величие Горького и значение Аркадия Гайдара для литературы и формирования умов целого поколения советских людей.

   Но времена изменились, изменились и люди. Да так, что и не догадаешься сразу, что такое возможно. В одной из школ, где я работала два дня в неделю, директором была учитель литературы и русского языка. Человек, моментально изменивший советским взглядам, да ещё впавший в религиозность. В один из тех дней, что меня не было в вверенной ей школе, она сделала набег на мои шкафы в кабинете химии. К своему ужасу там директор обнаружила книги, спасённые мной из помойки. В её школе - Ленин, Маркс, Энгельс! Их в библиотеке-то не положено держать, а тут они - в кабинете химии! Её ничуть не смутило моё отсутствие в этот день в данной школе. Директор призвала школьников и потребовала, чтобы те отнесли на помойку все книги из шкафов кабинета химии. Она это делала с тем большим удовольствием, что там ею была найдена, собираемая мной много лет литература по атеистическому воспитанию школьников. А у нас с ней, как раз перед этим, состоялся неприятный разговор в связи с тем, что директор школы пригласила попа освящать все школьные кабинеты. Когда процессия во главе с батюшкой подошла к моей двери, я демонстративно заперла кабинет и заявила, что пока школа – светское учреждение, я никаких попов к себе не пущу. Поп отреагировал спокойно, зато директор стала требовать у меня ключи. Я их не дала. Запасные всегда хранились у завхоза. В этот день она за запасными ключами не пошла, но в моё отсутствие использовала такую возможность: без меня разорить мою кабинетную библиотеку. Школьники, воспитанные уже новым отношением к книгам, отправили на помойку и все книги о войне, популярную литературу по химии, детские курсовые работы и многое другое. Словом, я, придя на работу на другой день, нашла совершенно пустые полки. Тут же, естественно, я подала заявление об уходе и тем самым осталась работать в одной из двух школ.

   Библиотека в школе-интернате, где я работала до 2008 года включительно, имела только бесплатные учебники. Это видимо, объяснялось тем, что контингент наших ребят был, так называемые, «социально незащищённые». Но никто кроме классных руководителей о сохранности книг не радел, да и то не все и не всегда. Лишь учителя старшего поколения не могли видеть рваные и грязные книги, молодых это не волновало. Художественная литература и литература по предметам перекочевала из библиотеки в учебные кабинеты, так сказать «приблизилась к детям». Но её было ничтожно мало, на неё вечно в школе не было денег и поэтому, чтобы ребята могли познакомиться с какой-то интересной книгой или нужной брошюрой, учитель своими силами размножал её. В школе появился компьютерный класс, где стали учителя и школьники скачивать нужную информацию для уроков. В нашем интернате детей, имеющих дома компьютер, почти не было. Некоторые интернатские хитрецы воспитанные современной жизнью устроили из домашнего компьютера бизнес. Так, если я, например, предлагала составить доклад по какой-нибудь теме, обладатель компьютера не сам его делал, а готовил его из Википедии для того, кто больше заплатит. Ребята 8-ых классов ещё не знали, что мне не текст доклада от них нужен, а знания того, что я задала, поэтому часто попадали в дурацкое положение. Они вручали мне бумажный вариант доклада, даже не заглянув в его текст, уверенные, что раз они уплатили однокласснику, то материал прекрасный. Чего же ещё? Я же просила пересказать написанное. И вот тут иногда разыгрывалась комедия: мало того, что уплативший ученик не видел того, что я просила рассказать, иной раз и получивший деньги, скачивал совершенно не тот материал, что был задан. Всё это выяснялось на уроке, и продолжались разборки потом на перемене. В итоге тот и другой делали мне доброе дело, предупреждая ребят из других классов, что с химичкой надо держать ухо востро: отделаться наличием доклада не удастся, она прочтёт текст сама, да ещё заставит рассказать его в классе. Библиотека же, увы, помочь ученикам не могла в поисках нужных знаний – это не советское время, когда книг получала любая школа массу. Ирина Марковна приходила в начале года со списком вышедшей литературы к каждому предметнику школы, с вопросом: что из перечисленного заказывать и получать, сколько экземпляров? Хватит ли тех книг, что уже есть в библиотеке? Не подкупить ли ещё? Мы -учителя в её большом списке отмечали цифрами число книг, нужных нам для работы и приписывали ещё интересные нам названия новых изданий. Были времена! Прошли былинные…

 

   И.Мещёрская

   Прислала Ирина Маленко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовая Россия и АКМ-ТР @ 2004-2006 trudoros@narod.ru