АВАНГАРД
КРАСНОЙ МОЛОДЁЖИ  

ТРУДОВОЙ РОССИИ


Официальный сайт "Авангарда Красной Молодежи Трудовой России" | www.TRUDOROS.narod.ru | trudoros@narod.ru | Обновление от 01.01.07


О субъективной ценности национальной культуры

 

   https://www.facebook.com/alexander.stepanov

 

   Я родился и вырос в Якутии. И вчера был День Республики Саха (Якутия) - в этом день в 1922 году была создана якутская автономия. Когда я учился в школе в 90-е, меня, честно, иногда как-то подташнивало от накала национального строительства. "Самобытная культура! - надо проникаться ею и пропагандировать возврат к корням, надо расширять зону применения языка, надо вводить больше образования на якутском и все такое прочее. Кому это надо, думал я. Все равно все мы, сверстники, якуты и русские, общаемся по-русски (так было в городе Якутске). Зачем впихивать обязательно в каждую щель что-нибудь якутское?

   И только позже, когда я поступил в университет и переехал в Москву, когда я поездил по России, когда я пообщался со множеством людей из разных уголков нашей страны, я понял: да все правильно делали и делают эти архитекторы нацстроительства.

   Начать с того, что нужно понять - почти никому кроме самих якутов якуты сегодня не интересны. Не в обиду моим образованным френдам, но 95-99% наших сограждан не смогут объяснить в чем разница между якутом и чукчей. Общее представление - ну, катаются на оленях по снегу какие-то узкоглазые человечки в мехах (подсказка: представление далеко от реальности). Отсюда вывод: ты не позаботишься о себе и своей культуре - никто не позаботится.

   Во-вторых, язык, находящийся в ареале другого, гораздо более сильного языка, может уйти с огромной скоростью. И чтобы просто стоять на месте, то есть просто сохранить его, нужно реально, по Кэрроллу, бежать. Простой пример. Родители моей жены живут в Удмуртии. Бывая там, я, конечно, интересовался жизнью республики. И был крайне удивлен. Я-то думал, что в любой национальной республике ведутся в обязательном порядке уроки национального языка, опять же культура отовсюду транслируется... Ничего подобного. Преподавание языка там есть далеко не везде (не говоря уже о том, чтобы как Якутии, вообще организовать параллельный образовательный трек в средней школе для всех желающих, полностью переведенный на местный язык, от математики до обществознания). Никакого желания учить его у народа нет, молодежь стыдится "деревенского" языка. И результат: по данным трех последних переписей, количество носителей удмуртского убывает примерно на 100 тысяч каждые 10 лет. В общем, в перспективе 40-50 лет удмуртский язык обречен, скорее всего. А ведь еще недавно на нем говорило 700 тысяч человек или даже больше.

   А зачем все это вообще? Почему, действительно, не перейти всем на русский? Интегрироваться в культуру? Это же удобнее. Просто с рациональной точки зрения. Вот именно с чисто утилитарных позиций я долго размышлял об этом. А потом понял: вопрос не имеет смысла. Есть субъективно ценные вещи. Бабушкин старый сервант. Дедушкина гнутая серебряная ложка. Ты не будешь менять свою мать на другую, хотя, может быть, есть и покрасивее, и поумнее, и характером получше. Человек или народ имеют право на субъективные ценности: язык, культуру, их поддержку и развитие. Просто по факту существования. Вот и все, и никакие оправдания не нужны. Извините за банальности.

   Но невозможно не сказать здесь и еще одно. Все это цветение было бы невозможно, если бы не русский народ и его характер, и если бы не советская власть в некоторых ее проявлениях (которая отчасти тоже была именно реализацией потенций и склонностей русского народа). Именно русские, в отличие от большинства наций, совершавших в 15-19 веках крупные экспансии, никогда не были организованными расистами и сегрегаторами. Никогда не воспринимали окраины (колонии) исключительно как источники ресурсов. Именно цивилизаторский проект советской власти дал мощнейший стимул для прорыва малых народов к мировой культуре, к этому обогащению. В результате сегодня у якутов есть вполне реальные, живые письменность, литература, изобразительные искусства (скульптура, живопись, графика), образование на национальном языке и даже национальный драматический театр, симфоническая музыка, опера и балет. (И всё вот это последнее, скажу я тем, кто не в курсе, вовсе не чистый фольклор. Шекспир, Брехт и Чехов ставятся по-якутски якутскими актерами и зачастую это цельные, драматически сильные, профессиональные вещи. Опера - ну, не Мариинка, конечно, но это опера). Отсюда же активно развивающийся сегодня феномен полнометражного игрового якутского кинематографа. Где еще найти народ численностью менее полумиллиона, имеющий (и развивающий) полный набор атрибутов высокой культуры?

   Так что поздравляю всех причастных с днем Республики Саха (Якутия)!

 

   Александр Степанов

 

 

   Прислал Антон Тюмков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовая Россия и АКМ-ТР @ 2004-2006 trudoros@narod.ru