АВАНГАРД
КРАСНОЙ МОЛОДЁЖИ  

ТРУДОВОЙ РОССИИ


Официальный сайт "Авангарда Красной Молодежи Трудовой России" | www.TRUDOROS.narod.ru | trudoros@narod.ru | Обновление от 01.01.07


Национализм

 

   Наше постсоветское общество 20 лет серьёзно болеет. Болезней много даже не хочется все перечислять. Но страшнее всех, по-моему, - национализм. Если заглянуть в словарь русского языка Ожегова 1986 года издания там можно прочесть, что национализм это – реакционная буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, направленная на разжигание национальной вражды под лозунгом защиты своих национальных интересов и национальной исключительности и практически служащая интересам эксплуататорских классов. Действительно, в самом начале развала СССР вдруг прибалтийские республики заговорили о своей исключительности, за ними Украина начала «защищать» свои хлебные просторы, которые у неё, якобы отбирает Россия. Эти настроения национализма уже существовали в нашем обществе. Вспомним, что ещё до разрушения огромной страны СССР национализм существовал, но на бытовой почве: антисемитизм, «армянское радио», куча анекдотов ходила про чукчу или «долой москалей» - это можно было увидеть нацарапанным на заборе во Львове в 70-ые годы. Однако советское государство тогда провозглашало интернационализм, он был официальной политикой отношений между республиками большими и малыми, поэтому этим росткам, как бы не было серьёзного выхода. В 70 статье Конституции СССР было записано: «СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма». Ленин ещё на заре советской власти говорил, что «марксизм выдвигает на место всякого национализма – интернационализм». Где-то ростки национализма удалось приглушить совсем, а где-то они всё-таки сохранились. Раньше, как я уже сказала, самой распространённой болезнью был антисемитизм. Эта болезнь общества существовала в России ещё до революции 1917 года. Уже Короленко, Чехов и другие писатели протестовали против кошмаров еврейских погромов, привлекая интеллигенцию выступать в защиту униженных национальностей.

   В годы образования СССР с 17по 22 годы политика партии призывала всех к равноправию в национальном вопросе. Ленин неоднократно писал о «русских держимордах» в национальной политике, требовал деликатности в этом вопросе на всех уровнях. Он предупреждал, что «принцип буржуазного национализма – развитие национальности вообще, отсюда исключительность буржуазного национализма, отсюда безвыходная национальная грызня». Её нельзя было допустить при том количестве национальностей, которые составляли СССР. Буржуазия любой национальности была уничтожена, но национальное неравенство существовало в историческом и экономическом смысле.

   Только при советской власти национальные республики получили возможности, которых они никогда не имели. У многих из них не было даже письменности. А национальные школы вообще были редкостью. За 70 лет советской власти в каждой республике появилась своя литература, музыка, театры, развились промышленность и сельское хозяйство. Возникло настоящее образование, вузы, университеты, академии наук. В любой республике человек мог полноценно гармонично развиваться, работать, достойно жить и растить детей. При этом, так как не было границ между республиками, жители СССР свободно разъезжали, куда и когда хотели по стране, общались между собой, вместе учились в одних вузах, проводили вместе время во время отпусков и каникул, влюблялись, женились. Смешенные браки в советское время были нормальным явлением, а церковные браки – редкостью. Есть хороший комедийный советский фильм «Женатый холостяк». В нём герой входит в семью своей невесты, а глава семейства, отец невесты поздравляет его с тем, что он попадает в маленький семейный интернационал. Сам хозяин дома – грузин, его жена - украинка, невеста - наполовину то и другое, а будущий муж – русский. Смешенные браки встречались ничуть не реже, чем браки людей одной национальности, особенно в крупных городах. Была истинная дружба народов в быту и воспитывалась обществом уважительное отношение ко всякой национальности. В Москве, например, проводились недели культуры разных национальных республик, когда можно было увидеть на подмостках столичных сцен танцоров, певцов, музыкантов, национальные ансамбли этих республик. В школах к празднику образования СССР 30 декабря проводились целые костюмерные представления. Все 16, позже15 республик распределялись по классам, и каждый должен был максимально широко рассказать о культуре, традициях и быте своей республики. Показав целое представление всей школе. Иногда этот праздник начинался задолго до 30 декабря, чтобы все школьники могли показать свои знания о какой-то из республик. Помню, нам с ребятами моего класса досталась «Грузия». Какие прекрасные костюмы они сшили! Мальчишки учились танцевать «Лезгинку», сколько стихов и грузинских песен было выучено к празднику! Даже представить невозможно, чтобы кто-то тогда мог произнести: «понаехали тут!»

   Так как Россия территориально была самой большой республикой, с большим революционным и историческим прошлым, она стала среди всех сестёр –национальных республик как бы старшей. Русский язык объединил всю страну СССР. В любой республике, в любой школе или университете преподавался русский язык. Вся страна могла говорить по-русски.

   Серьёзный всплеск национализма первый раз после образования СССР произошёл во время войны. Фашисты, захватывая наши территории в первые годы войны, очень чётко делили пленных по национальностям, натравливая, их друг на друга. Мой муж из-за контузии, попав в плен в первый же день войны, рассказывал, что у немцев люди распределялись по баракам по национальной принадлежности. От этого зависело, как их будут кормить, и что заставят делать, сколько они обязаны работать по времени. Лучше всех были условия у литовцев, эстонцев, латышей, хуже всех у русских и военнопленных. Украинцы, белорусы, узбеки и прочие национальности распределялись на 5-10 местах и по еде, и по работе. Евреев и коммунистов расстреливали сразу.

   Эта отрыжка от фашистской политики национализма ощущалась и в послевоенное время. К тому же не все народности, особенно на Кавказе, вели себя достойно при захвате их земель немцами. Мне рассказывал наш товарищ, живший в детстве в Карачаево –Черкесии, что из числа карачаевцев было много добровольных полицаев, зверствовавших хуже, чем фашисты. Из-за частых случаев подобного предательства среди населения оккупированных территорий многие национальные меньшинства были Сталиным выселены на новые места. Об этих переселениях до сих пор говорят антикоммунисты, обвиняя его в неправедных делах, тем самым, играя на руку опять же национализму. Конечно, вряд ли за взрослых предателей должны были нести ответ их малолетние дети и старые родители, особенно, когда выселяли не только их семьи, но целые аулы. Но раздувать сейчас эту трагедию времён войны только на руку националистам всех мастей. В советское время эту трагедию старались сгладить, позволив через 15 лет всем желающим вернуться на родину. Правда, и в этом случае было наделано много несправедливого, забывая, что национальный вопрос очень тонкий всегда, а на Востоке в особенности. Однако при всех умышленных и нечаянных ошибках высших руководителей, при всех трудностях послевоенной жизни советской страны дух интернационализма захватывал людей всё сильней. Вспомним, что на все стройки молодёжь ехала по путёвкам комсомола со всего СССР, и тут национальность не имела значения. А уже при Брежневе вообще мало кто интересовался национальным происхождением друг друга. Больше занимало: порядочный ты человек или нет, товарищ ты в подлинном смысле этого слова или нет, специалист ты своего дела или нет. Помню, в Институте Органической химии работали аспиранты из разных южных республик, замечательные, трудолюбивые, умные ребята. Их даже в пример ставили некоторым нерадивым русским сотрудникам. Если же начать вспоминать наших кумиров от искусства, им не будет конца. Никого не интересовало, какой национальности Магомаев, Утёсов, Райкин, Сличенко , Гаспарян, Андронников, Журавлёв, Чаурели, Черкасов, Довженко и сотни других талантов из всех республик. То же самое было и в литературе, науке, спорте. Вся страна любила Шолохова не за то, что он русский, а Дунаеского пела вся страна не потому, что он был еврей, и Хомича с Озеровым знала вся страна, не интересуясь их национальностями. Мы обладали огромными духовными ценностями и жили в материальном достатке. Даже само понятие «национальность» превратилось в слова: советский человек. Другими словами мы наблюдали такое прогрессивное явление, как расцвет всех наций и их сближение между собой. Это порождалось социалистической экономикой, общностью политики и духовной жизнью социалистического общества.

   Бацилла национализма и антисемитизма всерьёз проросла при Горбачёве, до этого наше общество болело этой заразой последний раз при старом уже Сталине, когда вдруг возникло «Дело врачей». Но «дело» сразу после смерти вождя постарались замять, так как всем было ясно, что это - злой вымысел. При Горбачёве же в высших эшелонах власти замелькали разнообразные карьеристы и не бессребреники, среди них много было нерусских. А так как это сопровождалось жаждой капитализации страны, сразу вызвало волну ненависти простых людей. Дальше больше - всплыли разные Чубайсы и иже с ними.

   Чем хуже после гибели СССР стали жить наши люди, тем чаще они винили разные народности, якобы отбирающие у них хлеб. Национализм был на руку буржуазии всех республик. «Уклон к национализму отражает попытки «своей», «национальной» буржуазии подорвать советский строй и восстановить капитализм» - эти слова Сталина, кажется, что были сказаны в наши 90-е годы, при Горбачёве, Ельцине. Так точно они отражают то, что случилось со страной.

   Всплеск мракобесия также сыграл кошмарную роль в размежевании народов по национальной принадлежности. Сегодня я уже на пикете слышала националиста, не только антисемита, но и ненавидевшего украинцев, как он выразился: хохлов, отнявших русские земли. И одновременно этот человек хвастал, что имеет деньги на автомат, что он готов его использовать против всех медведей и «вовок». Он гордился тем, что православный с рождения и в то же время, на чём свет ругал другие славянские народы. А ещё подошёл ко мне таджик, он сам назвал мне свою национальность, выпытывая у меня, кто был по национальности Ленин и правда ли, что у него в роду были евреи и калмыки, при этом с великим уважением говорил об Ильиче. Услыхав же мой ответ, мужчина на плохом русском воскликнул: «как плохо, а я-то думал, что он русский». Что происходит с людьми?

   Несколько лет назад я уже писала в «ГК» о том, что меня возмутило выступление националиста на митинге КПРФ. Он призывал всех инородцев выгнать из Москвы и Подмосковья. После митинга я подошла к его устроителям и высказала своё недовольство подобным выступлением на красном митинге. В ответ услышала: «Почему латыши, литовцы, эстонцы, и прочие национальности могут притеснять в правах и морально русских у себя в республиках, а мы не можем защититься от них в Москве. Мы тоже имеем моральное право и должны это делать». На мой взгляд, так как русские всегда были объединяющей нацией, мы советские люди, и, прежде всего, коммунисты так рассуждать не должны. Задача коммунистов во всех республиках вести наступательную войну на националистов всех мастей, а не множить их ряды и, начать надо с того, чтобы очистить свои ряды от них. Не может коммунистом быть человек, исповедующий буржуазную и мелкобуржуазную идеологию. Надо писать, говорить, находить время на митингах и возвращать людей к интернационализму, иначе мы никогда не победим капитализм. Растопыренной ладошкой не ударишь сильно, нужен кулак. Трудящиеся и так уже раздроблены всячески, а национализм не просто делит рабочих, а разбрасывает их в разные секты, церкви, натравливая, друг на друга. Давайте же будем собирать наш СССР сначала таким образом: объявим беспощадную войну национализму! И, прежде всего в своих рядах!

 

   И.М. Ханутина

   Прислала Ирина Маленко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовая Россия и АКМ-ТР @ 2004-2006 trudoros@narod.ru