АВАНГАРД
КРАСНОЙ МОЛОДЁЖИ  

ТРУДОВОЙ РОССИИ


Официальный сайт "Авангарда Красной Молодежи Трудовой России" | www.TRUDOROS.narod.ru | trudoros@narod.ru | Обновление от 01.01.07


Смех, пение и танцы

 

   По телевизору была по каналу «Культура» встреча с ведущим программы «В мире животных» Н. Н. Дроздовым. Юбиляру исполнилось 75 лет. Он полушутя, полусерьёзно сказал, что для того, чтобы не стареть, надо знать, открытый им закон :помогают не стареть три занятия – смех, пение и танцы. В доказательство сказанного он пропел две советские песни, под них протанцевал, а так как зал от восторга хохотал, тоже рассмеялся. Думаю, Николай Николаевич убедил всех в своём законе и тех, кто был в зале, и тех, кто был, как я у экрана телевизора.

   Да, конечно, положительные эмоции продлевают жизнь. А они рождаются от пения очень часто. И молодёжь, и взрослое население любит, и всегда любило танцы. Смех же человека сопровождает везде, особенно, если данный индивидуум не лишён чувства юмора.

   Невольно я стала припоминать истории, подтверждающие «закон Дроздова».

   Это было , наверное в 1957 году, а может быть в 1959- ом. Мы с подружкой поехали на Кавказ по туристической путёвке. Надо было пройти из Теберды в Домбай по горам. С нами по тому же маршруту шли студенты из Варшавы. Они не говорили по-русски, а мы не говорили по-польски. Вот первый вечер, привал, после трудного перехода, костёр. И вдруг поляки запели «Катюшу»! Мы от удовольствия, от какого-то единого порыва не просто забыли об усталости, мы превратились в озорных детей, шути, смеялись. Пели с ними , конечно, вместе. И радовались так, будто нам сделали подарок. Буквально помолодели лет на 10. И много позже я неоднократно наблюдала, что песня, хорошая, мелодичная, душевная делает с людьми чудеса. Никогда не забуду, как хор МГУ принимал участие в ХУ съезде ВЛКСМ. Мы стояли на сцене и запели песню Пахмутовой «И снег и ветер». Вдруг весь зал, а съезд проходил во Дворце съездов в Кремле, в едином порыве поднялся и запел её вместе с нами. Такое единение возникло среди сидящих в зале и стоящих на сцене, что многие прослезились от эмоциональной полноты. Мы тогда, не зависимо от возраста каждого, стали моложе на много лет.

   А в Карпатах! Лишь мы туристы приходили на место стоянки наши украинцы затягивали какие-нибудь свои чудесные, очень мелодичные, а иногда озорные песни и все остальные радостно подхватывали их. Мы безбожно перевирали украинский язык, ухватив только мелодию, но пели с восторгом, вместе с ними. Среди нас были люди разных возрастов, но на привале во время спевки все были молоды и счастливы.

   Согласна я с Дроздовым и относительно молодости и того, что старость замирает, когда человек танцует.

   У нас в школе, где я работала много лет, прекрасно танцевала «цыганочку» директор школы. Мы её просили станцевать на каждом нашем учительском вечере. Школу она приняла, когда ей было за 50, но и через 10 лет и через 15 никто не сказал бы, что это - пожилая женщина, когда она отплясывала посередине школьного зала лихо и весело свою зажигательную «цыганочку». А каждый из тех, кто любит вальс, разве не помнит, как молодеешь, несясь по кругу под звуки «нестареющего вальса» и не важно, тебе 20, 30 или 70. Летишь и душа молодая, как в юности!

   Молодец Николай Николаевич правильный закон открыл! А смех! Это - удивительный лекарь! Наше поколение, заставшее Аркадия Райкина, уходило с его концертов помолодевшими на десятки лет, столько мы смеялись в зале и ещё продолжали смеяться дома, вспоминая его репризы.

   Как весело и радостно мы жили в советское время. Нам, и правда, «песня строить и жить помогала». Безусловно, забот тоже было достаточно. Но все проблемы решались. Существовали структуры, которые мы все точно знали, что помогут по любому вопросу. Какие-то задачи решал за нас профсоюз, например, устройство детей в ясли, детский сад, в пионерский лагерь. Кстати, профсоюз и оплачивал или всё, или часть путёвки. Если какая-то несправедливость случалась, можно было найти помощь в парткоме, райкоме. Проблемы с жильём – иди в исполком районного комитета. У меня, например, так случилось, что через 7 лет супружеской жизни, мы с мужем расстались и я с двумя детьми оказалась бы на улице, если бы не пошла в исполком Кировского совета. Там я никогда не стояла на очереди на жильё, и потому мне так и сказали, что квартиру я просить не могу, а вот комнату «за вторичным заселением» могу получить, если согласна. Через неделю, объехав 5 комнат в коммунальных квартирах, я и мои дети выбрали своё жильё. Это была квартира, где кроме наших двух комнат, были две комнаты, где жила ещё одна семья из трёх человек. Я не заплатила ни единого рубля за это никому. Ведь была Советская власть, заботившаяся о своих гражданах! Понятно, что мы, втроём и пели и плясали и смеялись от радости, что наш пьяница бывший муж и отец больше к нам не имеет отношения. У нас теперь есть своё жильё! Это же конечно нам всем троим продлило и молодость, и вообще жизнь. Представить такое в современном капитализме невозможно, потому так горестно живут простые люди, так много стало самоубийств, бездомных людей и детей.

   Давайте вспомним, какой заряд бодрости и веселья все мы советские люди получали от наших комедийных фильмов! Не даром и теперь по любым праздникам и без праздников то и дело повторяют эти дивные картины по всем каналам. И даже появился «Иллюзион», где показывают только советские, старые фильмы.

   Если вспоминать комедии Александрова и Любови Орловой, то всплывают даже крылатые выражения типа: «где бы ни работать, лишь бы не работать» или «я возьму с собой «идиота», чтобы не скучать в троллейбусе» или в «Подкидыше» героиня Р.Зелёной говорит, что она «виходная после виходного, а эту поханую собаку я сама бы покусала». Все комедии 30х-40х годов сопровождались великолепной бодрой и весёлой музыкой И. Дунаевского, песни которого пела вся страна. С этими песнями стареть было невозможно. Это же был целый мир радости, счастья, бодрости!

   Но комедии Александрова – это молодость наших родителей, а мы взрослели на комедиях Гайдая, Данелии, Рязанова. Наслаждались великолепными музыкальными и актёрскими шедеврами, тексты которых народ растащил на цитаты, потому что смех заразителен! Достаточно лишь назвать: «Самогонщики», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Джентельмены удачи», «Афоня», «Берегись автомобиля», «Гусарская Баллада» и т.д. и т.п. Где кроме занимательных и смешных сюжетов прекрасная музыка Зацепина, Петрова, Таравердиева, Хренникова, Гладкова . Песни из этих фильмов давно живут отдельно, развлекая любые возрасты и каждый , кто их поёт, молодеет от удовольствия.

   А сколько прекрасных и остроумных спектаклей можно было посмотреть в театральной Москве в 60-80 годы! Я говорю только о весёлых пьесах, где смех вызывала работа актёра, режиссёра и автора. Это не был смех над клоунадой в цирке или над шутками «ниже пояса», как теперь модно. Достаточно вспомнить один спектакль любого театра : в Малом «Пигмалион», «Школу злословья» в Художественном, «Милый лжец» сразу в двух театрах – в Моссовете и МХАТе, «Безумный день или женитьба Фигаро» в Сатире или «Учитель танцев» в театре Красной Армии. Великолепную «Принцессу Турандот» в театре Вахтангова, «Как важно быть серьёзным» в театре Маяковского. Эти спектакли можно вспоминать и вспоминать. Все они – шедевры мировой литературы, в которых остроумный текст сочетался с глубоким смыслом. Смеясь, зрители молодели, как утверждает Н.Н. Дроздов, получая одновременно истинное эстетическое наслаждение. На советской сцене и в кино не было пошлости, голых тел, двусмысленных и не двусмысленных высказываний, похотливых героев, рекламирующих разврат и грязь. Недавно моя хорошая знакомая жаловалась мне, что она по советской привычке повела девятиклассников в театр на спектакль «Горе от ума». Женщина не знала, куда ей деться от того безобразия, которым «кормили» молодых зрителей. Софья, Дуняша, Молчалин, Фамусов непрерывно чуть ли не совокуплялись на сцене, бормоча себе под нос текст Грибоедова. Учительница не знала, как ей быть, она чувствовала себя преступницей, развращающей малолетних. А откровенные костюмы довершали безобразие. Здесь тоже звучал смех зрителей, но этот смех был другого сорта, противный, насаждающий пошлость.

   Николай Николаевич Дроздов большую часть жизни прожил в советское время, поэтому и песни-то на своём концерте-встрече он пропел наши: «Одинокая гармонь» и «Ивушка», посмеявшись, что выбрал женские мелодии. Его бодрость духовная и физическая молодость формировались благодаря прекрасному советскому времени, чудесной культуре, рождённой советской цивилизацией.

   А откуда будут черпать свои силы и молодость современные юные души не понятно, нет того чистого источника, забросали его грязью. Правда, пока есть наше поколение и те кто любит советские песни, спектакли, музыку ещё есть надежда на лучшее! Будем верить в лучшее и сохранять советскую культуру! Во имя «закона Н.Н.Дроздова».

 

   Ирина Ханутина

   Прислала Ирина Маленко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовая Россия и АКМ-ТР @ 2004-2006 trudoros@narod.ru