Нигерия: «Опасно для жизни»
Как пишет социалистический обозреватель Энн Тэлбот, «более 500 человек погибли в конце февраля в последнем раунде межобщинного насилия в нигерийском штате Плато. Обострение напряженности в регионе отражает политический вакуум, возникший в результате продолжительной болезни президента Умару Яр-Адуа. Соперничающие группировки борются за власть и используют для этого межобщинное насилие».
«Штат Плато – микрокосм Федеративной республики Нигерии, гремучая смесь этнических, конфессиональных и племенных групп, обитающих в остальной части страны. Плато служит барометром уровня политического давления на национальном уровне. Антагонизмы, вспыхнувшие в деревнях вокруг столицы штата городе Джос, выражаются в более скрытой форме в отношениях между противоборствующими секциями правящей элиты в столице страны, Абудже».
«Фракция вокруг первой леди Тураи Яр-Адуа пытается сохранить свою власть. Последняя опирается, прежде всего, на северный штат Кацина, где ее муж два срока занимал пост губернатора, прежде чем стать президентом. В феврале президент Яр-Адуа после трехмесячного отсутствия внезапно вернулся в страну из Саудовской Аравии, где лечился от болезней сердца и почек. Он не появляется на публике, к нему не пускают даже высокопоставленных чиновников. Вернулся он, судя по всему, в ответ на объявление сенатом вице-президента, выходца с юга Гудлака Джонатана «действующим президентом». После возвращения своего главы фракции Яр-Адуа удалось проконтролировать губернаторов штатов, чтобы посредством них заблокировать голосование об отставке президента по состоянию здоровья».
«Конфликт между северной фракцией Яр-Адуа и южной Джонатана - наследие британского колониального правления, когда мусульмане с севера рекрутировались в качестве солдат и использовались для разгрома тех государств, которые существовали в нынешней южной Нигерии. После обретения независимости в 1960 году военная элита, созданная британцами, стала господствовать в новой стране».
«Во время холодной войны Соединенные Штаты поддерживали военные диктатуры, которые оставались лояльными к Западу. Но после краха СССР администрации США стали пытаться ограничить долю доходов от нефти, которую загребает себе нигерийская элита. После того, как к власти пришел президент Барак Обама, США считают себя вправе публично вмешиваться во внутренние дела Нигерии».
«Растущее межобщинное насилие позволило государственному секретарю Хиллари Клинтон непосредственно вмешаться во фракционную борьбу внутри нигерийской элиты, с которой у нее и ее мужа – очень тесные связи. Согласно «Wall Street Journal», нигерийский бизнесмен Чагоури, ближайший сподвижник военного диктатора генерал-лейтенанта Сани Абачи, - один из крупнейших доноров Фонда Билла Клинтона. Другие члены семьи Чагоури щедро помогали финансировать президентскую кампанию Хиллари Клинтон».
«Тем временем, бывший колониальный хозяин, Британия, лояльно поддерживает политику США в Нигерии. Британия и США заявляют, что рассматривают возможность введения санкций против ведущих нигерийских деятелей, близких к Яр-Адуа. Нигерия имеет стратегическое значение, в виду ее огромных запасов нефти и роли в качестве регионального гегемона Западной Африки. Так как Китай все больше развивает свои обширные интересы в Африке, США рискуют потерять свое бесспорное влияния над нигерийской элитой. Последней манифестацией проникновения Китая в Нигерию стала приватизация в феврале принадлежащей государству телекоммуникационной компании, NITEL. Компания была продана «New Generation Telecoms Company», консорциуму, включающему гонконгскую компанию «China Unicom».
«Контроль над телекоммуникациями будет иметь жизненно важное значение для дальнейшего развития нигерийской нефтяной промышленности. В этом году должны быть запущены около 140 новых платформ для глубоководной разведки. Использование ранее незадействованных глубоководных месторождений, с одной стороны, - результат истощения более доступных ресурсов. Но, с другой, это также ответ на продолжающуюся в дельте Нигера народную оппозицию нефтяным компаниям. Глубоководные платформы рассматриваются как менее доступные для похищения иностранных нефтяников, что является актуальнейшей проблемой для отрасли».
«В прошлом году Яр-Адуа получил письмо от китайской нефтяной компании CNOOC, выражающей заинтересованность в 23 месторождениях, где в настоящее время оперируют корпорации «Shell», «Total», «ExxonMobil» и «Chevron». Китай уже подписал нефтяные соглашения с Анголой и Демократической Республикой Конго. Если состоится еще и нигерийская сделка, Китай удвоит контролируемые им нефтяные запасы в Африке южнее Сахары, а в политике нигерийского правительства произойдут существенные изменения».
«Неоднократные вмешательства Клинтон во внутреннюю политику Нигерии - выражение срочного желания нефтяных компаний реорганизовать правительство в русле, которое обеспечит им максимальную прибыль».
«Население Нигерии является жертвой повышенных фракционных конфликтов в правящей элите. Нищета, в которой живет большинство народа в этой богатой ресурсами стране, создает среду, в которых одна община может быть натравлена против другой. По подсчетам Всемирного Банка, только 1% населения получает пользу от нефтяных доходов. Около 92% населения живет на менее чем 2 доллара в день, а более 70% - менее чем на 1 доллар. ООН считает, что уровень бедности в Нигерии вырос с 46% в 1996 году до 76% в 2009-м. Нигерия – на втором месте в мире по материнской смертности. В стране проживает около 2% мирового населения, но случаев материнской смертности, происходящих там -10% от мировых. Один из пяти детей умирает в возрасте до 5 лет».
Другой социалистический обозреватель, Тревор Джонсон, добавляет: «Именно массовый и растущий уровень социального неравенства лежит в основе того, что здесь, в Нигерии, называется «несостоявшимся государством». Это – результат разграбления страны в течение веков банками, крупными корпорациями и их местными представителями. Реакция США, Британии и других ведущих держав на социальный и политический кризис, охвативший Нигерию, приведет к усилению репрессий, но отнюдь не к снижению уровня неравенства».
Один из лидеров синдикалистского «Союза Осведомленности» товарищ Самуэль Мбах с горечью отмечает: «Уже простое упоминание названия нашей страны – Нигерия – вызывает типичный образ: коррупция, всевластие военных, долги, болезни и бедствия. Нигерия опасна для жизни даже по стандартам долго страдавшей Африки. При этом наша страна благословенна обильными запасами нефти и газа, других полезных ископаемых, а также сельскохозяйственным потенциалом. Десятилетия правления военных породили чудовищный призрак несвободы, отрицание основных прав человека, насилие, угнетение и жестокое подавление психики и духа подавляющего большинства населения. Трагедия Нигерии подчеркивается тем, что страна продолжает жить значительно ниже своего потенциала».
Рабочее действие
|