АВАНГАРД
КРАСНОЙ МОЛОДЁЖИ  

ТРУДОВОЙ РОССИИ


Официальный сайт "Авангарда Красной Молодежи Трудовой России" | www.TRUDOROS.narod.ru | trudoros@narod.ru | Обновление от 01.01.07


Ещё раз о причинах экономического кризиса

 

   Конечной причиной всех действительных кризисов остаётся всегда бедность и ограниченность потребления масс, противодействующая стремлению капиталистического производства развивать производительные силы таким образом, как если бы границей их развития была лишь абсолютная потребительная способность общества.

   Карл Маркс

 

   Вряд ли надо говорить, что во время экономических кризисов самые широкие массы трудящихся с особенной силой проникаются классовым самосознанием и революционной решимостью. Даже отсталые слои трудящихся приходят к пониманию необходимости бороться против капиталистов. Более того, чем больше экономический кризис принимает затяжной характер, тем больше рабочие убеждаются в том, что действительная причина их бедственного положения, стало быть, и причина экономического кризиса заключается не в ошибках, допущенных отдельным правительством, не в алчности и в вороватости отдельных «неэффективных» собственников и т.д., а собственно в самом капитализме. И чем больше рабочие убеждаются в том, что причина их бедственного положения заключается в самом капитализме, тем больше они убеждаются в том, что единственным путём избавления от эксплуатации и нищеты является уничтожение капитализма вообще.

   Да и может ли быть иначе? Реставрация капитализма не решила экономических проблем социализма, а, наоборот, лишь до конца обнажила, сделала предельно очевидной для современных (бывших советских) российских рабочих эксплуататорскую суть капиталистических общественных отношений. В то же время в сознании современных российских рабочих, чувства которых были вскормлены коммунистической идеологией, теоретическим и практическим выражением которой была марксистская критика капитализма, воскрешает научное понимание того, что капитализм в силу своего собственного развития периодически приводит к экономическим кризисам, т.е. насильственно разрушает промышленное производство и тем самым: во-первых, обрекает одну часть рабочего класса на полную безработицу, а другую его часть изнуряет чрезмерным трудом; во-вторых, искусственно ограничивает потребление у огромной массы непосредственных производителей, т.е. рабочих, опускает уровень их жизни ниже необходимого физического минимума и тем самым обрекает их на жалкое существование.

   Короче говоря, экономические кризисы наглядно показывают российским рабочим, - рабочим, которые, образно говоря, крепко сохраняют родимые пятна социализма, - необходимости революционной замены капитализма социализмом, который устраняет причины, вызывающие экономические кризисы, и тем самым открывает безграничный простор для развития общественных производительных сил, избавляет общество от нищеты и эксплуатации.

   Но раз экономические кризисы наглядно показывают необходимости революционной замены капитализма социализмом, то тут уже безусловный интерес капиталистов требует затемнять, действительные причины экономических кризисов, замалчивать их, не объяснять их возникновение из самого капитализма, а, наоборот, объяснять их возникновение причинами моральными, и, в конце концов, представлять дело так, будто причины экономических кризисов заключаются не в самом капитализме, а в тупых, в недальновидных решениях отдельных правительств, в алчности и в вороватости «неэффективных» собственников и т.д., одним словом – в тупой, испорченной природе человека. Ярким примером этого может служить заметка профессора М. Попова, помещённая в газете «Трудовая Россия», №12, 2009 г., с кричащим названием: «Как углубить и продлить кризис». Эта заметка заслуживает внимания именно потому, что с полной ясностью показывает, как буржуазные «защитники» рабочего класса, пытаясь притупить обостряющуюся классовую борьбу между рабочим классом и буржуазией, хитроумно, фарисейски подменяют действительные причины экономических кризисов морализаторской болтовнёй о тупо проводимой правительством и подконтрольными ему профсоюзами социальной политики в условиях экономического кризиса. Впрочем, чтобы не быть заподозренным в предвзятости к профессору М. Попову, лучше воспроизвести фарисейскую подмену им действительных причин экономических кризисов, по возможности, его же словами. Слушайте: «Как углубить и продлить кризис. Похоже, именно такую задачу решали три координатора Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений, рассылая 5 мая 2009 года за № П27-14932-РТК Рекомендации по взаимодействию социальных партнёров в организации в условиях экономического кризиса.

   В самом деле, экономический кризис – это относительное перепроизводство товаров по сравнению с платежеспособным спросом, и для выхода из кризиса нужно всячески стимулировать, повышать платежеспособный спрос как на средства производства, так и на предметы потребления и, соответственно, повышать заработную плату работников. Авторы Рекомендаций предлагают делать всё с точностью до наоборот, то есть всячески сокращать платежеспособный спрос, любыми путями понижая заработную плату работников».

   Итак, профессор М. Попов утверждает, что экономический кризис – это относительное перепроизводство товаров по сравнению с платежеспособным спросом и что, следовательно, чтобы выйти из кризиса, надо всячески стимулировать платежеспособный спрос на всё и вся, повышать заработную плату наёмных работников. Но, что служит причиной, вызывающей относительное перепроизводство товаров по сравнению с платежеспособным спросом, и почему заработная плата наёмных работников остаётся всегда недостаточной для приобретения всей совокупной массы произведённых предметов потребления, этого профессор М. Попов нам, конечно, не говорит. В результате, по профессору М. Попову, получается, что экономический кризис есть явление, которое возникает без всякой причины, не имеет внутренней причинно-следственной связи. Это – нелепость.

   Впрочем, профессор М. Попов и сам чует, правда, смутно, что, представляя экономический кризис как простое относительное перепроизводство товаров по сравнению с платежеспособным спросом, он не объясняет причин экономического кризиса, а лишь просто констатирует его как экономический факт. И поэтому, чтобы выйти из этого затруднительного положения, он пускается в морализаторское обличение трёхсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений, а именно: «Треугольник рекомендует выезжать за счёт работников, которые отнюдь не участвовали в создании условий и принятий решений, которые привели к кризису и которые состояли в перекачивании основной части амортизационных отчислений и заработной платы в прибыль с последующим выведением их из экономики и за пределы России по месту регистрации предприятий в оффшорных зонах. Похоже, что в этом трехстороннем треугольнике все углы тупые и самый тупой – псевдопрофсоюзный, шмаковский, который вместо защиты интересов работников подыгрывает самым примитивным и недальновидным шагам работодателей и их государственных представителей». Но каким образом, точнее, в нарушение или в силу действующих законов, «работодателям и их государственным представителям» удалось «перекачать основную часть амортизационных отчислений и заработной платы в прибыль с последующим выведением их из экономики и за пределы России по месту регистрации предприятий в оффшорных зонах», - об этом профессор М. Попов снова умалчивает.

   Короче говоря, сколько бы ни обличать в тупости и недальновидности «работодателей и их государственных представителей», сколько бы ни указывать на ошибки, допущенные правительством, на алчность и вороватость «неэффективных» собственников, это нисколько не подвигает нас вперёд; мы продолжаем оставаться относительно причин экономического кризиса в абсолютном неведении.

   В чём же причина экономических кризисов?

   Одни экономисты считают, что экономические кризисы вызываются низким уровнем потребления трудящихся масс. Но низкий уровень потребления трудящихся масс существовал во всей предшествующей истории человечества, а экономические кризисы появляются только с возникновением капитализма. Более того, как раз перед экономическим кризисом заработная плата основной массы трудящихся повышается и, следовательно, потребление находится на наиболее высоком уровне. Однако экономический кризис всё-таки наступает. Напротив, капитализм выходит из экономического кризиса при наиболее низком уровне заработной платы. Значит, изменения в уровне потребления трудящихся масс сами по себе не могут объяснить причину экономических кризисов.

   Другие экономисты считают, что причиной экономических кризисов является анархия производства. Действительно, несоответствие между производством и платежеспособным спросом – одна из причин общего перепроизводства. Однако анархия производства свойственна капитализму и в период подъёма и в период кризиса. Более того, анархия существовала и тогда, когда не было капитализма. А экономические кризисы присущи исключительно капитализму. Значит, главную причину экономического кризиса нужно искать в другом.

   Капиталистический способ производства – это специфический способ производства. Его целью является не производство предметов потребления для удовлетворения естественных потребностей людей, а безудержное стремление увеличивать прибыль.

   Стремясь увеличить прибыль, капиталисты постоянно расширяют производство и выбрасывают на рынок всё новые и новые массы товаров, надеясь, что они будут реализованы. Как продавцы товаров, капиталисты заинтересованы в расширении покупательной способности трудящихся масс. Но капиталист не был бы капиталистом, если бы он не стремился ради увеличения прибыли ограничить заработную плату трудящихся масс; прибыль и заработная плата находятся в обратном отношении. Однако было бы ошибкой представлять дело так, будто ограничение заработной платы может быть осуществлено простым волевым решением капиталиста. Это не так. В действительности дело обстоит следующим образом. С каждым новым научным открытием, с каждым техническим изобретением происходит повышение производительности общественного труда. Это повышение производительности общественного труда проявляется двояким образом: во-первых, в увеличении массы предметов потребления; во-вторых, в удешевлении единицы предмета потребления. Далее, по отношению к применяемой в общественном производстве рабочей силе (числа рабочих) повышение производительности общественного труда проявляется опять-таки двояким образом: во-первых, в сокращении необходимого рабочего времени, требующегося для воспроизводства рабочей силы; во-вторых, в уменьшении количества рабочей силы (числа рабочих), которая, вообще употребляется для того, чтобы осуществлять расширенное производство. Отсюда само собой вытекает, что с повышением производительности общественного труда: во-первых, сокращается стоимость рабочей силы, а следовательно, и её денежное выражение - заработная плата, и в то же время возрастает стоимость совокупной увеличенной массы предметов потребления, воплощённой в заработной плате, или, говоря словами К. Маркса, возрастает «стоимость заработной платы», которую, очевидно, уже никак нельзя получить в обмен на заранее заданную (в определённой денежной сумме) заработную плату; во-вторых, определённое число рабочих оказывается «излишней» по сравнению с потребностями капиталистического производства для осуществления расширенного производства. При таких условиях, т.е. в условиях всевозрастающего отставания заработной платы от «стоимости заработной платы» и несоответствия между прогрессирующим расширением производства и его относительно уменьшающейся потребностью в увеличение рабочей силы (числа рабочих), вытекающей, опять-таки, из капиталистической эксплуатации рабочих, очевидно, что с неизбежностью: во-первых, возникает устойчивая тенденция к понижению заработной платы; во-вторых, образуется так называемое излишнее население, или относительное перенаселение (безработица), которое, в свою очередь, создаёт на рынке труда искусственное превышение предложения рабочей силы над спросом на рабочую силу и тем самым позволяет капиталистам сводить, как правило, среднюю заработную плату к минимуму жизненно необходимых предметов потребления.

   Таким образом, организационное развитие капитализма приводит к тому, что возникают объективные, т.е. не зависящие от субъектов капиталистического производства (капиталистов и рабочих) экономические условия, порождающие закон, который, с неудержимой силой стихийного процесса, сводит среднюю заработную плату к прожиточному минимуму и тем самым удерживает её, в границах, соответствующей потребности капиталиста в увеличении прибыли. Но установление экономического закона заработной платы к понижению до прожиточного минимума самими условиями капиталистического способа производства не означает, что внеэкономическое принуждение трудящихся к труду отпадает само по себе. Напротив. Современный капитализм – монополистический капитализм – может существовать лишь при условии выколачивания максимальной прибыли, необходимой для того, чтобы осуществлять более или менее регулярно расширенное производство. Но для этого капиталистам нужна государственная власть, и они действительно применяют государственную власть, чтобы «регулировать» заработную плату, т.е. принудительно удерживать её в границах, благоприятствующих выколачиванию максимальной прибыли. Доказательство – государственное, т.е. законодательное, установление минимального размера заработной платы в несколько раз ниже прожиточного минимума. Не требуется больших усилий ума, чтобы понять, что именно законодательное установление минимальной зарплаты ниже прожиточного минимума и позволяет капиталистам «перекачать основную часть заработной платы в прибыль с последующим выведением их из экономики и за пределы России по месту регистрации предприятий в оффшорных зонах». А трудящиеся массы являются основными покупателями конечных продуктов капиталистического производства – предметов потребления. Чем меньше денежные доходы трудящихся масс, тем меньшую массу товаров капиталисты могут реализовать на рынке. Вследствие этого последнего обстоятельства возникает, так называемое, перепроизводство товаров. С первого взгляда кажется, что произведено «слишком много» предметов потребления. Однако это не так. В действительности предметов потребления производится слишком мало для того, чтобы масса наёмных рабочих могла жить прилично, по-человечески. Здесь избыток товаров существует по сравнению с платёжеспособным спросом трудящихся масс, а отнюдь не с их действительными потребностями. Общество попадает, таким образом, в нелепую ситуацию: с одной стороны – избыток предметов потребления, а с другой – огромная трудящаяся масса не в состоянии присваивать этот избыток предметов потребления, хотя остро нуждается в них. Эта нелепая ситуация приводит к уменьшению объёма внутренней и внешней торговли. Уменьшение объёма внутренней и внешней торговли, в свою очередь, приводит к резкому сокращению всего мирового производства, а там и кризис. Миллионы людей лишаются работы, жилья, огромная масса предметов потребления не находит сбыта и уничтожается, бешено растут цены на продукты первой необходимости, резко падает зарплата и т.д.

   Вместе с тем, общественный характер производства требует планомерного управления и регулирования народным хозяйством из единого центра. Чтобы все товары, произведённые капиталистическим способом, могли быть реализованы, необходимы строго определённые пропорции между производством и потреблением, между производством средств производства и производством предметов потребления. Однако частнокапиталистическое присвоение средств производства и результатов производства исключает возможность планомерного развития народного хозяйства, централизованного установления хозяйственных пропорций. Каждый капиталист в погоне за прибылью именно на своём предприятии, именно в данный момент стремиться произвести и выбросить на рынок как можно больше товаров. Так же поступают тысячи других капиталистов. Неизбежно возникает общее перепроизводство товаров. Это перепроизводство товаров опять-таки относительно, - лишь по сравнению с платежеспособным спросом трудящихся масс.

   Таким образом, как диспропорция между производством и потреблением, так и анархия капиталистического производства порождаются основным противоречием капитализма – противоречием между общественным характером производства и частнособственнической формой присвоения. Следовательно, основная причина экономических кризисов заключается в самой сущности капитализма, в противоречии между общественным характером производства и частнособственнической формой присвоения.

   Экономические кризисы сами по себе не приводят капиталистическое общество к окончательному краху. Они насильственно (путём разрушения части производственных мощностей и уничтожения огромной массы предметов потребления) восстанавливают пропорции между производством и платежеспособным спросом, ускоряют обновление производства и тем самым создают предпосылки для нового производства, опять-таки, для того, чтобы, проделав роковой порочный круг: кризис-депрессия-оживление-подъём - кризис, снова обрушить капиталистическое общество в бездну краха.

   Пока сохраняется частнокапиталистическая собственность, никакие антикризисные меры, никакие законы, которые выдумывают из головы депутаты и прочие министры, не в силах помочь капиталистическому обществу избавиться от разрушительных действий мировых экономических кризисов.

   Только тогда, когда будет уничтожена частнокапиталистическая собственность и общественное присвоение предметов потребления придет в соответствие с общественным характером производства, - только тогда человечество будет избавлено от разрушительного действия мировых экономических кризисов, от эксплуатации человека человеком вообще.

   За рабочий класс!

Рафик Кулиев

20 августа 2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовая Россия и АКМ-ТР @ 2004-2006 trudoros@narod.ru